Московский комсомолец
11 января 2011, 09:54
Обреченные на катастрофу
Самолет Ту-154 "Дагестанских авиалиний", совершивший аварийную посадку в "Домодедово" 4 декабря 2010 г., фактически был обречен и не мог не упасть. Его продажа российской авиакомпании стала причиной уголовного дела
Но, как выяснил "МК", не так плох сам самолет, как то, что с ним делают на земле. Самолет Ту-154 RA-85744 "Дагестанских авиалиний", совершивший аварийную посадку в "Домодедово" 4 декабря прошлого года, фактически был обречен и не мог не упасть. Более того, его продажа российской авиакомпании выглядит весьма сомнительной и стала причиной уголовного расследования. Об этом "МК" рассказал бывший владелец самолета Нурлан Ахмуханов, президент казахстанской авиакомпании "Азамат", инженер-пилот первого класса.
Напомним, что Ту-154 пошел на вынужденную посадку из-за отказа двигателя. Самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и развалился на три части. В результате аварии погибли два человека, 87 получили ранения. Среди погибших - 80-летняя мать члена Конституционного суда Роза Гаджиева и 49-летний брат президента Дагестана Гаджимурад Магомедов. Тогда следствие назвало пять возможных версий аварии: техническая неисправность, отказ аппаратуры, ошибка пилотов, некачественное топливо, сложные метеоусловия.
Были ли нарушения в "Дагестанских авиалиниях" - решать следствию и госкомиссии. Однако нельзя исключать, что в российскую авиакомпанию самолет уже поступил с браком, который не был исправлен во время капитального ремонта в августе 2009 года.
Этот самолет казахская авиакомпания купила еще 8 сентября 1992 года на Куйбышевском (ныне Самарском) авиазаводе с назначенным ресурсом 25 лет. Пять лет самолет летал в Казахстане. Затем на Внуковском авиаремонтном заводе (ВАРЗ-400) был произведен ремонт первого и третьего двигателей. А второй двигатель было решено заменить.
Однако обратно казахстанская компания самолет не получила. Договор по ремонту был заключен и с ВАРЗ-400 в лице гендиректора Сладкова, и с иностранной компанией "MVM Trading Establishment" из Лихтенштейна. Сделано это было якобы для того, чтобы ускорить процесс ремонта. Представитель "Азамата" поддался на уловку, хотя у MVM не было никаких сертификатов на проведение ремонтных работ. Но иначе ВАРЗ не гарантировал быстрого ремонта двигателей, а простой самолета - это потеря финансов. Однако, когда пришло время платить, выяснилось, что первоначальная сумма за ремонт выросла в разы, и казахстанская компания просто не в состоянии оплатить такие расходы. В качестве компромисса MVM предложила отдать самолет в аренду авиакомпании "Балкан" до погашения долга.
В результате один из отремонтированных двигателей 21 июня 1998 года отказал через 22 часа после взлета на высоте 10 100 метров над Индийским океаном. Жизнь более 70 пассажиров, в основном граждан ФРГ, подверглась смертельному риску. И только мастерство экипажа предотвратило катастрофу, а самолет сел на острове Мале на двух оставшихся двигателях. Как выяснилось тогда в результате расследования, отказ двигателя произошел по вине ВАРЗ-400, который не провел соответствующие доработки по конструкторским бюллетеням, хотя в формулярах самолета было оформлено, что доработки ремзаводом выполнены.
Дальнейшая эксплуатация отказавшего двигателя №187-422 стала проблематичной, так как он часто давал сбои и отказывал. В октябре 1998 года группа специалистов компании "Азамат" прилетела в Софию, чтобы подвести итоги по финансово-техническим обязательствам договора и завершить процедуры приема-сдачи самолета, снятого с временного регистра Республики Болгария и перехода в казахстанский регистр под прежним бортовым номером UN 85744. Однако, как указано в заявлении представителей "Азамата" на имя главы МВД России, на следующий день после появления казахской делегации самолет был фактически угнан в Москву на ВАРЗ-400, несмотря на запрет директора Госавиаинспекции Болгарии.
Акт приема-сдачи, естественно, подписан не был, а завод не имел права принимать у себя этот самолет. Но в августе 1999 года под угрозой отказа от ремонта двигателей и самолета "Азамат" подписывает новый договор с MVM на аренду самолета сроком на один год с целью передачи в субаренду в авиакомпанию "Балкан". Напрямую договор по казахскому законодательству не мог быть заключен ввиду задолженности болгарской авиакомпании перед "Азаматом" на сумму 369 209 долларов США. Эта сумма не выплачена до сих пор.
В связи с истечением срока договора в сентябре 2000 года самолет из Болгарии вернулся во "Внуково". Но собственников об этом почему-то уведомлять не стали. Зато ВАРЗ решил на себя взять функцию владельца и принял самолет, подписав акт приема-сдачи, поставив Ту-154 в режим "таможенный склад".
По данным специалистов "Азамат", была еще одна грубая посадка самолета в марте 2000 года. Это и стало, собственно, причиной его возврата в Россию. Серьезная перегрузка при посадке могла привести к развалу, что и произошло через 10 лет в "Домодедово". Проводилась ли тогда проверка - неизвестно.
О том, что пропавший самолет находится во "Внуково", в Казахстане узнали только в октябре 2005 года, когда получили от авиаремонтного завода письмо о том, что самолет находится в России. В "Азамате" данный факт иначе как контрабандой и не называют, о чем "МК" рассказал прилетевший после катастрофы 4 декабря прошлого года президент компании Ахмуханов.
То есть самолет простоял без движения 9 лет, что не могло не сказаться на его летных качествах. Что за это время на нем поменяли, тоже не очень понятно. В ходе проверок установлено, что пока самолет простаивал, многие комплектующие с него просто исчезли. Нарушения были найдены по 46 позициям. А технические документы, как и акт приема заводом, испарились в неизвестном направлении.
Дальше чудеса продолжились. В соответствии с тем, что в 2005 году режим "таможенного склада" для самолета истек, его перевели в режим "отказ в пользу государства". А после ремонта в августе-ноябре 2009 года самолет продали "Дагестанским авиалиниям". С теми же барахлящими двигателями.
Казахстанская компания до сих пор пытается отсудить уже разбившийся самолет и деньги. МВД проводило свое расследование, но дело возбуждать не стало, хотя ДЭБ Москвы и транспортная прокуратура обнаружили финансовые нарушения и схему увода денег, как рассказал "МК" Ахмуханов. Но тех, кто проводил расследование, уже в МВД нет. Их уволили еще в 2006 году. А дагестанская сторона могла даже не знать, что купила кота в мешке....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции