О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Московские аэропорты расслабились перед терактом в "Домодедово"

Самый крупный теракт последнего времени, произошедший в понедельник в столичном аэропорту "Домодедово", вновь выявил очевидные недоработки в работе российских спецслужб

Самый крупный теракт последнего времени, произошедший в понедельник в столичном аэропорту "Домодедово", вновь выявил очевидные недоработки в работе российских спецслужб. Об этом говорят эксперты, указывая, что агентурная работа в очередной раз дала сбой и позволила террористам провести атаку на аэропорт- стратегический важный объект. Причем в 2004 году "Домодедово" уже "пропустило" двух террористок-смертниц, подорвавших два самолета. Меры безопасности после этого усилили, но, как оказалось, недостаточно. Тем более, что часть технических средств- "рамки" на входе в здание - вообще не использовали.

Спустя всего несколько часов после теракта некоторые СМИ сообщили о том, что спецслужбы знали о готовящемся в "Домодедово" теракте. Осведомленные источники GZT.RU из МВД эти данные категорически опровергли. По словам собеседников, речи не шло даже об увеличении количества милиционеров патрульно-постовой службы в аэропорту, не говоря уже о других экстренных мерах.

"Усиление в аэропортах действительно было, но это касалось новогодних праздников. Началось оно даже чуть раньше из-за беспорядков молодежи в Москве на Манежной площади. Но в последние дни все милицейские службы работали на авиаузлах в штатном режиме",- сказал они. По их словам, даже если у "соответствующих спецслужб" (в первую речь естественно идет об ФСБ) была некая информация, ее бы немедленно довели до милицейских подразделений.

"Это обычная практика. Речь идет не о разглашении секретной оперативной информации, а о предотвращении теракта! И замалчивать ее никто бы не решился. В любом случае ее бы довели до личного состава ЛУВД аэропортов и служб авиационной безопасности- ее сотрудников в воздушных гаванях едва ли небольшие, чем милиционеров",- пояснил источник.

Он также напомнил, что "Домодедово" и "Внуково" были аэропортами, где в первую очередь внедрялись технические новинки для проверки пассажиров. Два года назад об этом в интервью GZT.RU с гордостью сообщал тогдашний руководитель транспортной милиции России генерал Вячеслав Захаренков.

Выдержка из интервью генерала Захаренкова

После подрыва двух самолетов террористами-смертниками в августе 2004 года в состав досмотровых групп в аэропортах были введены сотрудники специализированных подразделений милиции. Технологический процесс предполетного досмотра предусматривает максимальную проверку пассажиров, летного состава и представителей наземных служб с применением различной поисковой техники. Обязательно досматривается верхняя одежда и обувь, а также ручная кладь и багаж пассажиров. Например, на сегодняшний день в аэропортах московского авиаузла ("Шереметьево", "Домодедово"), Санкт-Петербурга ("Пулково"), Новосибирска ("Толмачево") и Ханты-Мансийска установлена система рентгеновского контроля (СРК) "Сибскан", которая обеспечивает бесконтактный досмотр пассажиров методом сканирования человека плоским веерообразным лучом, а также проводит экспресс-анализ на наличие компонентов взрывчатых веществ высокочувствительным газовым детектором. Пропускная способность этого комплекса- два человека в минуту. В аэропорту "Домодедово" проходит опытную эксплуатацию прибор кабинного типа ЯКР-К для проверки обуви пассажиров без ее снятия.


Надо отметить, что в столичных аэропортах службы безопасности и милиция не остановилась на досмотре только пассажиров. Контролю подвергались все люди, проходящие в здание аэропортов, которые являются стратегическими объектами. Техническое оснащение позволяло как проверять самого человека с помощью "рамки" металлодетектора, так и изучать его вещи на специальной ленте-транспортере. Кроме того, при необходимости возможно использование газоанализаторов на наличие взрывчатых веществ.

"Беда в том, что проработали эти технические новинки довольно недолго,- рассказал GZT.RU источник в МВД,- Некоторое время назад аэропорты отказались от их использования, ограничившись только проверкой убывающих и прибывающих пассажиров. Дело в том, что тотальная проверка всех проходящих затрудняла движение пассажиропотока, создавала очереди на входе и вызывала возмущение как пассажиров, так и встречающих-провожающих их лиц". Фактически проверка сводилась к визуальному контролю за проходящими мимо людьми обычными дежурными милиционерами и проверкой показавшихся им подозрительными.
"Рамки" не используются

Как в аэропорту "Домодедово", так и "Внуково" их представители признались, что "рамки" действительно не действовали на момент совершения теракта. "Сейчас все включено и проверяют всех подряд",- заверили работники воздушных гаваней. Почему они были отключены ранее, пояснить они затруднились, сославшись на отсутствие информации.

Сразу после трагедии в "Домодедово" под усиленную охрану были взяты не только аэропорты, но и другие транспортные объекты. Милиция приказом начальника ГУВД перешла на усиленный режим службы. Памятуя о том, что террористы, заметив очевидное снижение уровня безопасности, порой могут повторяться и проводить теракты в тех местах, где и раньше, - в московском метро, где смертники уже дважды совершали самоподрывы, - на всех станциях срочно появились усиленные патрули с собаками. Примерно такие меры принимаются и в других крупных городах, на железных дорогах и т.д.

Агентурная работа

Правда, как долго продлится это усиление, сказать трудно. Как правило, уже через месяц все меры безопасности постепенно сходят на нет и все возвращается к тому, как и было до взрывов. Например, представитель "Внуково" пояснил GZT.RU, что примерно такой срок действовали "рамки" для всех входящих в помещение аэропорта после памятных терактов в московском метро прошлой весной. Такая практика является повсеместной после каждого крупного теракта, о чем не могут не знать организаторы взрывов.

Между тем агентурная работа спецслужб по предотвращению терактов должна вестись независимо от того, сколько времени прошло после последнего теракта- неделя, месяц или год. Эту прописную истину GZT.RU в понедельник еще раз напомнил вице-спикер российской Госдумы Александр Бабаков. "Это трагедия. Надо еще раз проанализировать работу правоохранительных органов. Мы должны предотвращать подобные события",- заявил он,- На месте происшествия у нас все работают быстро и профессионально. Но необходимо, чтобы подобной необходимости не было. Совершенно очевидно, что недостаточна работа с агентурой".

При этом он отметил, что в целом охрана аэропортов налажена довольно неплохо и пройти в самолет, как это было в 2004 году в том же "Домодедово", уже невозможно. "Однако террористы не стоят на месте, воспользовались послаблением на входе и нашли уязвимое место",- резюмировал вице-спикер.

Кавказский след

Нет особых претензий к мерам по охране аэропортов и у депутата Госдумы, члена комитета по безопасности Геннадия Гудкова. "Есть вопросы к спецслужбам, к государству в целом. Не дай Бог, что это начало новой серии терактов. Это системный сбой и продолжение того, что происходит на Кавказе",- коротко сказал парламентарий.

Любопытно, что Геннадий Гудков стал единственный официальным лицом, кто увязал происшедшее в "Домодедово" с Северным Кавказом. Как официальные представители Следственного комитета России, сразу усмотревшего в происшедшем следы терроризма, так и источники GZT.RU в оперативных службах не торопились делать выводы, хотя пресловутый "чеченский след" явно являлся приоритетной версией, исходя из опыта расследования предыдущих терактов.

"Дайте нам время хотя бы до утра,- попросили собеседники,- Надо хотя бы определиться, как террорист с бомбой оказался в зале прилета "Домодедово". И вообще кто это был- мужчина или женщина. На месте работают эксперты, изучаются записи камер видеонаблюдения, опрашиваются свидетели и т.д.".

Именно тем обстоятельством, что оперативно-следственная бригада только начала свою работу, и объясняется обилие различных версий в СМИ относительно картины происшедшего. По одним данным, подорвался мужчина, внешне похожий на араба, по другим - женщина с чертами уроженки Кавказа. Разнились и данные из различных источников о точном количестве погибших и пострадавших....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка