О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Излишних мер предосторожности не бывает

Зарубежные эксперты предлагают переосмыслить подход к безопасности в воздушных гаванях

Теракт в "Домодедово" вызвал большой резонанс в среде экспертов по безопасности. Американские и израильские специалисты признают: невозможно на 100% гарантировать, что подобная атака не произойдет в другом аэропорту. Их главный совет - расширять периметр безопасности и проявлять максимальную бдительность.

Аэропорт Бен-Гуриона в Тель-Авиве часто приводится как пример "невыносимо навязчивого" подхода к безопасности. В прошлом году я сам в этом убедился. Сейчас, после теракта в "Домодедово", начинаешь понимать, что, возможно, не существует такой вещи, как чрезмерная безопасность.

Еще по дороге в аэропорт Бен-Гуриона автомобиль, в котором едет пассажир или встречающий, останавливают. Следующая линия "эшелонированной обороны" - вход в здание аэровокзала. Утверждают, что уже в этот момент желающего пройти внутрь оценивает не одна пара глаз. Сотрудник службы безопасности (СБ) в обязательном порядке спрашивает паспорт, цель пребывания в Израиле, место проживания, направление вылета… Проходишь через рамку металлодетектора, а багаж проезжает через рентген. В холле тут же попадаешь в поле зрения других сотрудников СБ. Разительное отличие от московских аэропортов, где, как правило, создается впечатление, что рамки металлодетекторов на входе стоят только для вида, а рентгеновские аппараты то ли выключены, то ли не работают.

Сравнивать дальнейшие процедуры для вылетающих пассажиров в Москве и Тель-Авиве вряд ли имеет смысл: израильтяне по меньшей мере раз пять просят предъявить паспорт и облазят весь багаж (а затем дважды - ручную кладь), делая экспресс-анализ на следы взрывчатки. Там параноидальное отношение к этому. Один из бывших послов Израиля рассказывал мне, как готовился визит в Москву тогдашнего премьера Израиля Ариэля Шарона. По словам дипломата, российские спецслужбы якобы убеждали израильских коллег, что в столицу не провезти и 10 килограммов тротила, а через некоторое время случилась Дубровка…

Бывший начальник СБ аэропорта Бен-Гуриона Рафи Рон, который сейчас помогает обеспечивать безопасность в американских воздушных гаванях, уверен: сотни людей, скапливающихся в зоне ожидания международных прилетов, за периметром безопасности в аэропорту имени Даллеса (Вашингтон), также могли бы стать жертвами террориста со взрывчаткой, затерявшегося в толпе. "Это становится очень привлекательной целью. Атака в Москве должна привлечь внимание к необходимости усиления мер безопасности в этой зоне", - считает Рон.

Тем временем, по свидетельству Washington Post, вчера в трех основных аэропортах Вашингтонского региона не корректировали мер безопасности.

Рафи Рон предлагает задуматься и над изменением дизайна аэропортов: стеклянные осколки, разлетающиеся от взрывной волны, - это те же поражающие элементы. Тот факт, что мощности взрыва скорее всего не хватит, чтобы снести крышу, лишь умножит этот поражающий эффект в замкнутом помещении.

На необходимость переосмыслить распределение ресурсов на обеспечение авиабезопасности указывает и другой специалист, бывший сотрудник военной разведки США Ричард Блум. "Почему такого, что произошло в Москве, не случалось раньше - это уместный вопрос. Это показывает, как легко совершить такое, особенно если есть бомбист-смертник", - заявляет Блум. Известно, что американцы стараются контролировать ситуацию и в менее чувствительных местах - до прохождения досмотра, а именно - в зоне получения багажа, покупки билетов, на парковке. "Чем дальше от контролируемой зоны, тем хуже качество и количество безопасности", - сетует Блум.

Кроме того, американцы рассматривают сейчас целесообразность и эффективность другой меры, к которой уже активно прибегает Управление транспортной безопасности США. Это ведомство направляет 3 тыс. офицеров - специалистов по поведенческим особенностям - в 161 из 450 коммерческих аэропортов страны. Эти люди в штатском должны смешаться с толпой и ненавязчиво наблюдать за остальными, выявляя подозрительных личностей.

Газета New York Times полагает, что такой подход мог бы помочь отреагировать на угрозы, подобные тем, которые реализовались в "Домодедово". Ведь известно, что наиболее эффективное оружие против смертника - как можно раньше выявить его и остановить до того, как он окажется в зоне большого скопления людей.

Между тем, как ожидается, вслед за терактом в Москве европарламентарии потребуют на этой неделе провести независимый анализ мер по борьбе с терроризмом в Европе.

Очевидно, что свести вероятность теракта к нулю вряд ли возможно. Усовершенствование технических средств, усиление контроля на транспорте и повышение бдительности, безусловно, необходимы для борьбы с террором. Однако это лишь часть решения. Сложно не согласиться с аналитиком консалтинговой компании Global Insight Лилит Геворгян (Лондон), которая указала в комментарии для "НГ" на "отсутствие четкой стратегии по решению главенствующих проблем беззакония, бедности и коррупции, которые изначально подпитывают терроризм"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка