АРМС-ТАСС
27 января 2011, 17:37
Россия и Индия создадут истребитель 5-го поколения
В преддверии международного авиасалона "Аэро Индия-2011" журнал ESDPA Review в своем первом номере опубликовал статью "Россия и Индия создадут истребитель 5-го поколения"
Российско-индийские переговоры по возможности объединения усилий в рамках совместной программы создания истребителя 5-го поколения идут уже достаточно давно. Однако реальный прогресс российских разработчиков, возглавляемых компанией "Сухой", по программе создания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) и начало летных испытаний этого самолета ускорили процесс согласования российско-индийской программы сотрудничества в этой области. На базе ПАК ФА совместно с Индией будет создана экспортная модификация самолёта, получившая обозначение FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft).
В ходе официального визита российского президента Дмитрия Медведева в Индию 21 декабря 2010 г. был подписан российско-индийский контракт на разработку проекта самолета, который подписали глава "Рособоронэкспорта" Анатолий Исайкин и президент индийской компании "Хиндустан аэронотикс лимитед" (ХАЛ) Ашок Найяк. Одним из главных компонентов будущего российско- индийского истребителя будет силовая установка, созданием которой с российской стороны займутся предприятия двигателестроительного комплекса России, входящие в состав ОДК.
Россия располагает необходимым научно-техническим заделом для создания авиационного двигателя 5-го поколения. В частности, ОАО "НПО "Сатурн" совместно с ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (УМПО) создали двигатель, который рассматривается в качестве прототипа двигателя 5-го поколения. Это двигатель 117С (на фотографии двигатель 117С на Су-35) с управляемым вектором тяги, который в настоящее время проходит испытания на истребителе Су-35. Двигатель 117С создан в результате глубокой модернизации двигателя АЛ-31Ф и имеет тягу 14,5 тс, что на 2 тс превышает показатели базового двигателя.
"Сатурн" и "УМПО" изготовили партию из восьми двигателей 117С. Два двигателя предназначены для ресурсных испытаний, один - для испытаний в термобарокамере Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ), три двигателя - для самолета Су-35, по одному - для специальных и государственных испытаний.
Начало летных испытаний двигателя 117С, стартовавших 19 февраля 2008 года, показало, что он обеспечивает увеличение дальности полета истребителя, существенно улучшает маневренность и динамические характеристики.
В частности, впервые в истории российской военной авиации, в рамках проводимых испытаний был осуществлен сверхзвуковой полет на максимальном режиме работы двигателя без включения форсажного режима, что является одним из требований, предъявляемых к истребителю пятого поколения.
Программа летных испытаний двигателя 117С (поколение 4++) включает проверку границы запуска двигателей с режимов ротации и АЗВ (автомата запуска в воздухе), зон включения форсажа, параметров газодинамической устойчивости, проверку работоспособности САУ, летно-технических характеристик самолета. В обеспечение первого вылета двигатель 117С прошел весь комплекс предварительных испытаний.
Российско-индийское сотрудничество по программе истребителя 5-го поколения соответствует новым тенденциям, которые начали формироваться в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС) России с зарубежными странами. В частности, на фоне значительного повышения активности западных стран в последние годы наблюдается сокращение поставок Россией готовой продукции военного назначения (ПВН) в Индию. При сокращении поставок финальных образцов вооружений и военной техники (ВиВТ) российского производства акцент двустороннего ВТС перемещается в область совместных разработок, передачи лицензий на производство в Индии российских ВиВТ, проведения совместных и заказных НИОКР, а также создания совместных предприятий для разработки, производства, модернизации и ремонта ПВН.
К числу наиболее масштабных проектов, связанных с передачей лицензий на производство в Индии российских ВиВТ, относятся лицензионное производство многофункциональных истребителей Су-30МКИ, основного боевого танка Т-90С, а также авиадвигателей АЛ-55И разработки НПО "Сатурн" для индийских УТС HJT-36 и HJT-39 и РД-33 серии 3 для МиГ-29.
В рамках сотрудничества НПО "Сатурн" с индийской корпорацией ХАЛ впервые в истории российского авиапрома был создан авиадвигатель АЛ-55И, который предназначен для оснащения зарубежного самолета. Все работы по организации производства опытной партии двигателей АЛ-55И, его сертификации и обеспечению лицензионного производства двигателя в Индии НПО "Сатурн" ведет на паритетной основе с УМПО. Оба предприятия входят в состав ОДК.
К настоящему времени было изготовлено и поставлено в Индию три двигателя АЛ-55И для сертификационных летных испытаний самолета HJT-36, которые ведутся с мая 2009 г. В 2010-2011 гг. будут изготовлены и поставлены еще 10 двигателей АЛ-55И с ресурсом 100 часов для HJT-36 с последующим увеличением их ресурса до 300 часов и выше.
В дальнейшем лицензионное производство двигателя АЛ-55И при поддержке УМПО из состава ОДК будет развернуто на предприятии корпорации "ХАЛ", куда будут поставлены технологическое оборудование и технологические комплекты двигателей в различных фазах готовности.
В рамках контракта на поставку 12 истребителей МиГ-29К и 4 МиГ- 29КУБ Индию получила двигатели РД-33МК. Двигатель РД-33МК является глубокой модификацией двигателя РД-33, специально созданной для истребителя палубного базирования, эксплуатация которого ведется в чрезвычайно агрессивной морской среде.
Российская сторона силами входящих в состав ОДК компании "Климов" и Московского машиностроительного предприятия (ММП) имени Чернышева также организует лицензионное производство авиадвигателей РД-33 серии 3 на предприятиях индийской корпорации "ХАЛ", поставляя необходимое технологическое оборудование и технологические комплекты для производства двигателей РД-33 серии 3. Индийской стороне также была полностью передана конструкторская документация для лицензионного производства двигателей РД- 33 серии 3.
"ММП имени Чернышева" не только участвует в организации лицензионного производства РД-33 серии 3, но и на протяжении нескольких лет проводит капитальный ремонт двигателей РД-33 серии 1 и серии 2, которыми оснащен парк индийских истребителей МиГ-29. Полностью программу ремонта индийских двигателей РД-33 серии 1 и серии 2 планируется завершить в 2011 году.
В рамках российско-индийского контракта с корпорацией ХАЛ на организацию лицензионного производства самолетов Су-30МКИ Индия осуществляет лицензионное производство и двигателя АЛ-31ФП, а также его агрегатов. Как сообщали индийские СМИ, предусмотрена поставка российской стороной 280 технологических комплектов двигателя для 140 истребителей, выпускаемых корпорацией ХАЛ по лицензии. Полностью эти работы планируется завершить в 2011 году.
Восстановительный ремонт двигателей АЛ-31ФП осуществляется в техническом сервисном центре в г.Пуна.
Предприятия, входящие в состав ОДК, также участвуют в программе создания для Индии трех самолетов дальнего радиолокационного
обнаружения и управления (ДРЛОиУ). Эти самолеты созданы на базе Ил-76ТД по заказу израильской фирмы "Элта системз лимитед" в интересах минобороны Индии (проект А-50). Двигатели для самолетов ДРЛОиУ ПС-90А-76 выпущены "Пермским моторным заводом>"(ПМЗ), который будет обеспечивать их гарантийное и дальнейшее послепродажное обслуживание.
В настоящее время в составе ВВС Индии имеется парк военно-транспортных самолетов Ил-76, оснащенных двигателями Д-30КП. В рамках действующего контракта с индийскими партнерами ОАО "НПО "Сатурн" осуществляет ремонт этих двигателей.
В соответствии с офсетным соглашением на организацию производства по капитальному ремонту агрегатов, заключенному в рамках контракта на поставку 80 вертолетов Ми-17В5 при посредничестве "Рособоронэкспорта", компания "Климов" участвует в работах по дооснащению производства для выполнения капитального ремонта двигателя ВК-2500 и операций по продлению календарного срока службы поставленных двигателей.
В целом, российско-индийское сотрудничество в области авиационного двигателестроения имеет под собой твердую основу, поскольку российские летательные аппараты различных типов в настоящее время составляют значительную часть парка ВВС Индии. Совместная реализация российско- индийской программы создания истребителя 5-го поколения FGFA, как полагают эксперты, даст дополнительный импульс этому сотрудничеству и позволит реализовать научно-технический задел, которым обладают входящие в состав ОДК российские двигателестроительные предприятия....
Авторские права на данный материал принадлежат «АРМС-ТАСС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции