Российская газета
28 января 2011, 11:54
Радуга над Домодедово
В России могут ввести уровни террористической опасности
Любой аэровокзал делится на две зоны: входную и стерильную. После терактов 2004 года стерильные зоны были предельно усилены, и по качеству досмотра Домодедово - один из самых защищенных аэропортов в Европе. Входная зона, которую еще называют грязной, защищена довольно условно. По словам замминистра транспорта Андрея Недосекова, в день взрыва аэропорт работал в штатном режиме, а это выборочный досмотр при входе. Сотрудники милиции проверяли только тех, кого считали подозрительными. Сейчас, разумеется, режим усилен и введен стопроцентный контроль при входе, но проблема заключается в том, что формально досмотру подлежат только пассажиры: провожающие, таксисты и случайные посетители имеют право проходить мимо рамок. "Необходима нормативная база, которая бы легализовала этот досмотр", - подчеркнул замминистра. Его поддержал исполнительный директор аэропорта Домодедово Денис Нуждин: "На входе есть поток встречающих, провожающих и иных лиц, и мы не имеем права их досматривать". Впрочем, по его словам, введение полного досмотра для всех посетителей аэропорта положения не спасет: "На входе в аэропорт начнутся очереди, и люди в этих очередях сами могут быть подвержены террористической атаке. Есть примеры - Тушино в 2003 году, Рижская в 2004-м, когда мишенью становились не объекты, а массовое скопление людей".
Заместитель директора по безопасности аэропорта Шереметьево Леонид Любезный обратил внимание еще на два важных момента: "Службы безопасности аэропортов - это структурные подразделения коммерческих организаций. Кроме того, с точки зрения авиабезопасности все прописано в 104-м приказе минтранса, а права и обязанности сотрудников безопасности на входных группах не прописаны - их нет. Милиция может досматривать кого угодно, потому что она - милиция, а службы аэропортов - нет".
Замглавы Ространснадзора Владимир Черток поделился американским опытом: накануне он встречался со своим иностранным коллегой. По его словам, после 11 сентября 2001 года американцы полностью перестроили всю систему безопасности - сейчас в ней задействованы только госслужащие.Технические средства досмотра являются федеральным имуществом и даются аэропортам в аренду. А за безопасность на всех видах транспорта отвечает одна структура со смешанным государственно-частным финансированием.
Уже к середине заседания все участники пришли к выводу, что необходимо создавать некий единый орган, отвечающий за безопасность на транспорте. Это ведомство, с одной стороны, будет "крайним" после каждого теракта в этой сфере. С другой стороны, оно должно быть наделено очень серьезными полномочиями для предотвращения атак.
Председатель Комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев сообщил о еще одной мере, которая будет предложена законодателями в ближайшее время: в России будут введены цветные уровни безопасности. Для красоты проект назван "Закон о радуге". В зависимости от уровня террористической опасности будут вводиться цвета: в Америке, которая в этом случае взята за образец, они варьируются от зеленого до красного. Зеленый и синий не влекут за собой никаких серьезных действий, желтый является аналогом нашего усиленного режима, оранжевый ведет к особым мерам на границах, в портах и госучреждениях, а при красном объявляется общая эвакуация. Васильев подчеркнул, что принятие "Закона о радуге" - это непростой шаг для страны: "Это огромная ответственность оперативных работников. Люди не привыкли так работать". Стоит отметить, что именно в эти дни Америка заявила о намерении отказаться от цветовой индикации угроз.
Логическую черту под обсуждением подвел Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин: "Можно рассматривать план аэропорта и думать, как его охранять. Но мы этим не решим проблему терроризма. Надо думать не о том, где будет следующий теракт, а как сделать так, чтобы угроза террористических актов постепенно шла на убыль. Те же американцы приняли закон "О защите родной земли" и четко скоординировали работу спецслужб: идентификация, разведка, оперативная работа, слежение". По мнению Лукина, в России координация недостаточна и "Закон о радуге" заработает только тогда, когда будет нормальное взаимодействие всех служб, которые должны этим заниматься....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
