Да и что такое 20 рублей (или 50 - в бизнес-классе) по сравнению с ценой авиабилета? Практически незаметное округление расходов на поездку в целом. К тому же и рост цен, по нынешним временам, минимальный - 6,7-10%. Считай, в пределах годовой инфляции. На фоне роста цен на коммунальные услуги или гречку можно и внимания на это не обратить.
Но мешают некоторые обстоятельства. За время своего функционирования скоростное железнодорожное сообщение с московскими аэропортами, позиционировавшееся в качестве разумного сочетания цены, скорости и комфорта, стало не лучше, а хуже. Например, изначально с Белорусского вокзала в "Шереметьево" ходили специальные поезда повышенной комфортности. Сегодня они чередуются с немного "улучшенными" обычными составами. И если отсутствие телевизора в них не является критическим неудобством, то отсутствие специального багажного отделения - явный минус. Или вещи в проходе, или забрасывай их на верхнюю полку, а это под силу далеко не всем. К тому же раньше этот багаж при следовании внутренними рейсами можно было сдать при регистрации на Белорусском вокзале, а теперь эта услуга отменена.
О том, что когда-то несколько раз в день ходили "Аэроэкспрессы" с Белорусского через Каланчевку ("Три вокзала") и Курский вокзал в "Домодедово", напоминают явно устаревшие указатели.
Причем, каждое ухудшение мотивировалось тем, что на услугу нет спроса, и она нерентабельна для компании. Удивительно, но и "лишние" услуги отменялись, и цены росли. На старте железнодорожного сообщения с "Шереметьево" билет стоил 250 рублей, потом - 300, с 1 февраля нынешнего года - 320. А ведь прошло только два с половиной года.
И если обратиться к мировому опыту (а существует даже международная ассоциация перевозчиков в аэропорты), то выглядим мы как-то странно. Приведу лишь два сугубо личных примера последнего времени. В аэропорт немецкого Штутгарта, примерно сопоставимого по объему пассажиропотока с "Шереметьево", ходит обычный региональный поезд (уровень комфорта - обычный, чистота по-немецки идеальна), расстояние до аэропорта чуть больше, чем у нас, время в пути практически то же. Цена разового билета - €3,3 (около 140 рублей). И ходят они четыре раза в час, а не два, как у нас.
На примерно том же расстоянии от центра города, что и "Шереметьево", расположен и аэропорт Копенгагена (по пассажиропотоку он сопоставим с "Домодедово"). На его подземный железнодорожный вокзал заходят поезда как дальнего следования (чего у нас нет и не будет в обозримой перспективе), так и региональные, к тому же, как из Дании, так и из соседней Швеции. Время в пути из Копенгагена - 13 минут, из шведского Мальме - 18. Цена билета - 34,5 датских кроны (около 200 рублей).
Но по уровню продуманности сервиса датские поезда с "Аэроэкспрессом" вообще не сравнить. Специальные вагоны для пассажиров с крупным багажом и колясками, выезжающий порожек, позволяющий не поднимать чемодан при входе в вагон, очень подробные и бесплатные карты городов Дании и Швеции в специальных боксах. Правда, официального глянцевого журнала, как у нас, там нет. Но и читать его некогда, поезд идет в два раза быстрее.
И при этом цены в весьма недешевой Германии и очень дорогой Дании - ниже. Конечно, можно придумать аргумент в защиту "Аэроэкспресса". Только в "Домодедово" изначально была проложена железнодорожная ветка, которую пришлось серьезно модернизировать, а в остальных аэропортах все приходилось строить "с нуля". А инфраструктура вещь дорогая.
Аргумент весомый, но датчане одновременно с сооружением 16-километрового моста, соединяющего их страну со Швецией, вынуждены были проложить еще и 6-километровый тоннель, чтобы привести железную дорогу в аэропорт. Не думаю, что это стоило дешевле, чем строительство 8,5 км двухпутной электрифицированной железной дороги от платформы "Шереметьевская" в Долгопрудном до аэропорта и возведения на его территории терминала.
Есть и еще один железный аргумент в пользу роста цен у нас - инфляция, которая в России намного выше, чем в развитых европейских странах. Это действительно так. На инфляцию у нас списывают очень многое. Мол, ее уровень составил столько-то процентов, наши издержки растут, вот мы и повысим свои цены.
Но при этом как-то забывается, о чем идет речь. Ведь определяющий эту самую инфляцию индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги населению (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. И какое все это отношение имеет к росту издержек, например, "Аэроэкспресса"? Практически никакого. Впрочем, один резон в подобном учете потребительской инфляции все же есть. Покупательская способность физических лиц, которые таким образом устанавливают цены, не должна упасть. А расплачивается за это рядовой потребитель, например, отправляющийся в аэропорт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Slon.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 27, 2024
Аэрофлот публикует финансовые результаты за 1 квартал 2024 года по РСБУ
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 27, 2024
В США создадут новый самолет "Судного дня"