АвиаПорт.Ru
4 февраля 2011, 12:11
"То, что делал "Аэрофлот", было высокопрофессионально"
Своим взглядом на действия "Аэрофлота", предпринятые в кризисной ситуации, поделился региональный президент компании Boeing по России и СНГ С.Кравченко
- За предыдущие десятилетия авиационная индустрия действительно многое сделала для того, чтобы сократить вероятность отмены рейсов в сложных метеоусловиях. Хорошими примерами являются сокращение ограничений по боковому ветру или по видимости в районе аэродрома. Если раньше существовавшие нормы запрещали посадку воздушного судна в тех или иных условиях, то на сегодня авиапромышленность внесла серьезные изменения в конструкцию самолетов, в ходе тщательных испытаний доказала возможность безопасных полетов и расширила допустимые режимы полетов. То, что двадцать лет назад было невозможно даже предположить, сегодня является нормальным, штатным явлением, и полетам в сложных условиях обучают пилотов.
Однако существуют и аномальные природные явления. Ледяные дожди, прошедшие в России, в московском регионе, вызвали совершенно невероятное по своей силе обледенение. Реагировать на него в штатном режиме уже не представлялось возможным. Величина ледяного покрова на крыле и фюзеляже в разы превышала то, к чему привыкли авиакомпании, работающие даже в самых сложных метеоусловиях. После того, как Boeing проанализировал ситуацию и действия "Аэрофлота", мы запросили Виталия Савельева (генерального директора ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии". - "АвиаПорт") поделиться опытом, который у них накопился. Этот опыт совершенно уникален!
Мы все знаем, что обледенение является очень опасным явлением, и у специалистов на памяти катастрофа самолета Як-40, в которой погиб Артем Боровик. Выполнение полетов без тщательной очистки ото льда по правилам безопасности недопустимо. И с точки зрения промышленности, то, что делал "Аэрофлот", было абсолютно правильно. Они самым высоким приоритетом сделали безопасность пассажиров и экипажей. И, входя в расписание, авиакомпания ни разу не поставила под угрозу жизнь и здоровье людей, которые должны вылетать очередным рейсом.
- Задержки с отправлением рейсов "Аэрофлота" были весьма масштабными, они затронули интересы тысяч людей. С чем это было связано?
- Есть фактор, который многие специалисты, возможно, не приняли в расчет. Для "Аэрофлота" московский аэропорт "Шереметьево" является базовым, большое количество воздушных судов, в соответствии с расписанием, ночевало в Москве, и подвергалось длительному воздействию ледяного дождя. Если же самолет прилетает в Москву и имеет время разворота 45 минут, максимум час, то он не успевал превратиться в сосульку. Соответственно, множество самолетов надо было полностью избавить ото льда на крыле. Поэтому "Аэрофлот" оказался в более сложной ситуации, чем другие компании.
Если оценить сроки преодоления коллапса, вхождения авиакомпании в расписание, я полагаю, что они не хуже, чем у западных коллег. При этом внешние обстоятельства были более тяжелыми.
Что же касается масштабов, то я посмотрел мировую статистику по отмене рейсов из-за погодных условий. В конце года в аэропорту им. Кеннеди (Нью-Йорк, США) было отложено более 5000 рейсов, они входили в расписание четыре дня. Там были снежные штормы - явление достаточно распространенное, в отличие от ледяного дождя. В конце года сложная погодная ситуация сложилась и во Франкфурте, и в Лондоне, где были массовые задержки рейсов. И там авиакомпании также длительно и болезненно входили в расписание. Но что показательно, и в Америке, и в Европе не было отступлений от общепринятого приоритета безопасности полетов. И "Аэрофлот" делал, как мне кажется, все от них зависящее, и делал правильно. Несмотря на все эмоции, которые были в СМИ и у пассажиров, они не сделали ни одного шага, который можно оценить как компромисс по вопросам безопасности полетов.
- Как бизнесмен, вы знаете, насколько высока цена лояльности клиента. Как вы оцениваете действия "Аэрофлота" по предоставлению компенсаций пассажирам?
- То, что "Аэрофлот" сейчас делает для восстановления своей репутации, совершенно правильно. Так действуют все ведущие западные компании. И "Аэрофлот", как одна из ведущих, лучших европейских авиакомпаний, принимает меры на таком же уровне, как British Airways или другие перевозчики.
Важно и то, что они не говорят, что компания отработала эту ситуацию идеально. Они очень критично относятся к своим недочетам и намерены улучшать существующие в компании процессы. Я разговаривал с людьми, которые отвечают за различные направления работы, и вижу, что они хотят внедрить самые инновационные средства оповещения пассажиров о таких ситуациях.
- На ваш взгляд, какие выводы должна сделать отрасль из сложившейся ситуации?
- В такого рода ситуации может оказаться любая авиакомпания и любой пассажир. Все, кто связан с гражданской авиацией или пользуется ее услугами, должны понимать, что это отрасль, зависящая от погодных условий. И эта зависимость возникает из-за того, что надо обеспечить безопасность. Но помимо различных метеоявлений, есть другие операционные риски. Как мы помним, в лондонском "Хитроу" пятый терминал был остановлен на неделю из-за неисправностей в IT-системе управления багажом. Тысячи рейсов были отменены, десятки тысяч единиц багажа были задержаны или вовсе утрачены. Насколько я помню, British Airways тогда только на компенсации потратила $40 млн. Мы помним и события, когда персонал крупных западных компаний устраивал забастовки. Порой предотвратить операционные проблемы невозможно, следовательно, нужно обеспечить больше внимания связи с пассажирами.
Что нужно делать, не только в "Аэрофлоте", но и во всем мире? Нужно разрабатывать новые стандарты и средства коммуникаций с пассажирами. Технологически это уже возможно делать, особенно учитывая, что сейчас уже пришло компьютеризированное поколение пассажиров. Например, американская Southwest Airlines в нормальных условиях посылает пассажиру 3-4 сообщения на мобильный телефон, на смартфон, сразу после бронирования, перед посадкой, и так далее. Если пассажир оставил свой адрес, авиакомпания найдет возможность до него дозвониться, достучаться, все рассказать. Но это должно стать неким стандартом. Впрочем, информирование клиента - это вопрос не только авиакомпании, но и аэропорта, и даже средств массовой информации, когда речь идет о таких масштабных коллапсах. Это вопрос ко всем, кто каким-то образом может помочь решению проблемы.
Ну а промышленность, в свою очередь, должна и будет внимательно изучать такого рода нестандартные ситуации. Полное исключение нештатных событий, связанных с погодой, невозможно - законы физики отменить нельзя, как нельзя взлетать самолетам, если есть лед на крыле. Но можно и нужно предотвращать их тяжелые последствия....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции