О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Новосибирск становится крупным авиаузлом

Крупнейший аэропортовый комплекс Сибири и Дальнего Востока - аэропорт "Толмачево" фактически вышел на новый уровень развития

Крупнейший аэропортовый комплекс Сибири и Дальнего Востока - аэропорт Толмачево (расположен в Оби - городе-спутнике Новосибирска) - фактически вышел на новый уровень развития. Как заявил сегодня гендиректор предприятия Александр Бородин, теперь Толмачево презентуется авиакомпаниям в качестве "конечного продукта", а не перспективного объекта, в котором только будет что-то построено. Но потенциал аэропорта пока превосходит спрос на его услуги.

Производственные и финансовые итоги деятельности ОАО "Аэропорт Толмачево" в 2010 году радуют глаз. Пассажиропоток через главные воздушные ворота Сибири превысил докризисные показатели, составив 2,262 млн человек. К 2009 году рост - 25%, к 2008 году, когда был установлен рекорд постсоветской истории аэропорта - всего 5%, но даже эти цифры дают руководству и акционерам смело смотреть в будущее. По оценке Александра Бородина, в текущем году через Толмачево пройдет около 2,5 млн пассажиров, а к 2012 году цифра может перевалить и за 3 млн. Для этого менеджмент аэропорта постоянно проводит переговоры с авиакомпаниями, стремясь максимально расширить маршрутную сеть. В прошедшем году было открыто около полусотни новых маршрутов, в том числе 10 - в новые города, которых не было в прежнем расписании. В планах на год текущий открыть полеты в Киев, развить маршруты в Азию - в Токио и Сеул, а также в Сидней. "География полетов будет очень широкой, мы над этим работаем, но пока это является предметом переговоров", - заявил Бородин. По его словам, преференций для перевозчиков Толмачево не вводит, все поставлены в равные условия. Но не все готовы летать через Новосибирск. Кому-то не хватает самолетов, кто-то боится рисковать. К примеру, в Толмачево пока не работают дискаунтеры. Хотя ведутся переговоры с "Авианова" (предварительно, она может начать летать из Новосибирска летом 2012 года).

Еще одно важное направление - грузовые авиаперевозки. По итогам прошлого года Толмачево на 19,2% нарастил числу грузовых самолетовылетов и на 17,6% - объем обработанных грузов. Через Новосибирск стали летать такие перевозчики, как China Cargo, Aeroflot Cargo и "Полет". 2 февраля первую техническую посадку в Толмачево совершил вылетевший из Шанхая Boeing 747-400SF авиакомпании Air Cargo Germany. Самолет прошел процедуру наземного обслуживания и дозаправки и через час вылетел во Франкфурт-Ханн. "На сотрудничество с ACG Air Cargo Germany аэропорт возлагает серьезные надежды, ведь именно она стала первой европейской грузовой авиакомпанией в числе партнеров Толмачёво", - отмечал по этому поводу заместитель генерального директора ОАО "Аэропорт Толмачево" Вадим Калмыков. А министр транспорта Новосибирской области Николай Симонов добавлял, что появление нового грузового партнера "стало результатом усилий государства и самого аэропорта по модернизации авиапредприятия". "И сегодня Толмачево находится в той стадии развития, когда может существенно увеличить объем грузовых перевозок. Имеющиеся у него мощности это вполне позволяют", - выразил уверенность Симонов.

Дальнейшие возможности для наращивания доходов от грузоперевозок: улучшение сервиса (особенно для иностранных компаний) и развитие инфраструктуры. В марте планируется запустить в эксплуатацию первую очередь нового грузового терминала (мощностью свыше 50 тыс. тонн грузов в год), чуть позже - станцию линейного технического обслуживания для воздушных судов типа Boeing-747 и MD-11 (ее стоимость - 19 млн рублей). В наступившем сезоне Толмачево рассчитывает привлечь не менее 10 грузовых авиакомпаний, в том числе ULS Cargo, Cargolux, UPS, Cargoitalia, FedEx, Great Wall Airlines и др.

Выручка Толмачево в прошлом году от всех видов деятельности превысила 5 млрд рублей, чистая прибыль - 180 млн рублей. Решением совета директоров ее направят не на дивиденды, а на дальнейшую реализацию инвестпрограммы (ее общий размер до 2020 года превышает 20 млрд рублей). На текущий год объем капвложений - 1,15 млрд рублей. Как пошутил Бородин, учитывая предстоящую продажу госпакета акций аэропорта на аукционе (его итоги Росимущества, в настоящее время владеющее 51% акций, подведет 3 марта), государство дивиденды бы все равно не получило. Поэтому ставка на развитие выглядела вполне оправданно. Кредитный портфель аэропорта превышает 800 млн рублей. Занять, по оценке гендиректора, Толмачево может столько же, но пока рассчитывает развиваться без займов.

В этом году в аэропорте появится крытая парковка, а два терминала - внутренних линий и международных вылетов - соединят галереей, в которой появятся дополнительные телетрапы, места выдачи багажа и регистрации. Существенные средства - около 600 млн рублей - планируется направить на приобретение новой техники, реконструкцию и строительство основных фондов (в том числе "старой" гостиницы), а также на модернизацию инженерной инфраструктуры аэропорта - тепловых, коммунальных и электрических сетей. "Обесточивание Толмачево, как это случилось в новый год с Домодедово, просто исключено. Наши технические возможности не позволят такому случиться. Просто потому, что мы исторически живем в таких условиях, когда перепады температур происходят", - отметил Бородин.

Позитивная динамика и достаточно быстрый выход из кризиса дают Толмачево смелость ввязываться в рискованные эксперименты. В прошлом году новосибирский аэропорт начал возрождать давно впавшую в анабиоз сферу региональных пассажирских перевозок. В сотрудничестве с компаниями "Томскавиа" и "Ангара" были открыты рейсы в Томск, Омск и Горно-Алтайск - города, куда в последнее время самолеты вообще перестали летать. Бородин рассчитывает, что в текущем году (максимум - к весне будущего) Толмачево свяжет все города Сибирского округа. Причем в данном случае аэропорт выступает не только в традиционной для себя роли площадки для взлета и посадки пассажиров, но и делит с перевозчиками часть рисков, помогая им пережить этап становления маршрутов. Изначально загрузка рейсов на этих направлениях не превышала 20% - сейчас поднялась до 30% и, по оценке Александра Бородина, к лету может достигнуть уровня рентабельности (64%). "Людей снова надо приучать летать на такие близкие расстояния, они просто отвыкли. Но мы понимаем, что без субсидий из региональных бюджетов развивать такие перевозки будет невозможно. Слишком большие накладные расходы, хотя цена билетов вполне сопоставима с затратами на бензин или электричку при большем комфорте", - говорит гендиректор Толмачево. Добавив, что пока вопрос о субсидиях обсуждается с губернаторами.

Еще один ресурс, который пока в Толмачево не используется в полной мере, - транзитные пассажиры. Пока в структуре общего пассажиропотока их доля - 10%. Однако, уверен Александр Бородин, эту долю можно как минимум утроить. Причем предстоящее в ближайшие годы перераспределение потоков из Московского авиаузла, связанное с планируемым закрытием на реконструкцию взлетно-посадочных полос в Домодедово и Внуково, поможет Толмачево лишь отчасти. "Я не думаю, что Толмачево заберет какие-то значимые потоки из московского авиаузла. Все-таки это слишком далеко", - говорит соруководитель аналитического отдела "Инвесткафе" Дмитрий Адамидов. По его словам, транзитный потенциал аэропорта, прежде всего, связан с регионами РФ (Крайний Север, Дальний Восток и т.д.). "Активно конкурировать за международный транзит пока непросто, но, возможно, это лучше удастся в будущем, ближе к 2020 году", - отмечает аналитик. Александр Бородин с такой оценкой в целом согласен. И потому Толмачево активно работает со странами Юго-Восточной Азии, предлагая авиакомпаниям летать в Европу или в Россию через Толмачево. Кроме того, часть рейсов с Дальнего Востока, например, в Сочи, также планируется "замкнуть" на Новосибирск....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка