О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Хождение наших машин за три моря

На базе ПАК ФА совместно с Индией будет создана экспортная модификация самолета, получившая обозначение FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft)

"Военно-промышленный курьер" уже знакомил читателей (№ 2 за 2011 год) с одной из публикаций журнала ESDPA Review Европейской ассоциации прессы по обороне и безопасности ESDPA, в первом номере которого были помещены материалы в преддверии открытия международного авиасалона "Аэро Индия-2011" (Бангалор, 9-12 февраля). Еще раз отметим, что этот номер ESDPA Review помимо базового тиража дополнительно отпечатан в Бангалоре для распространения на индийском авиационном и аэрокосмическом салоне, а также в Абу-Даби - для посетителей выставки вооружений IDEX-2011, которая пройдет в столице Объединенных Арабских Эмиратов с 20 по 24 февраля.Ниже приведены полные переводы еще двух статей из журнала.

Россия и Индия создадут истребитель пятого поколения

Российско-индийские переговоры о возможности объединения усилий в рамках совместной программы создания истребителя пятого поколения идут уже достаточно давно. Однако реальный прогресс российских разработчиков, возглавляемых компанией "Сухой", по программе создания перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) и начало летных испытаний этого самолета ускорили процесс согласования российско-индийской программы сотрудничества в этой области. На базе ПАК ФА совместно с Индией будет создана экспортная модификация самолета, получившая обозначение FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft).

В ходе официального визита российского президента Дмитрия Медведева в Индию 21 декабря 2010 года был заключен российско-индийский контракт на разработку проекта самолета, который подписали глава Рособоронэкспорта Анатолий Исайкин и президент индийской компании "Хиндустан аэронотикс Лимитед" (ХАЛ) Ашок Найяк. Одним из главных компонентов будущего российско-индийского истребителя будет силовая установка, созданием которой с российской стороны займутся предприятия двигателестроительного комплекса России, входящие в состав Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК).

Россия располагает необходимым научно-техническим заделом для создания авиационного двигателя пятого поколения. В частности, ОАО "НПО "Сатурн" совместно с ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (УМПО) создало двигатель, который рассматривается в качестве прототипа двигателя пятого поколения. Это двигатель 117С с управляемым вектором тяги, который в настоящее время проходит испытания на истребителе Су-35. Двигатель 117С создан в результате глубокой модернизации двигателя АЛ-31Ф и имеет тягу 14,5 тс, что на 2 тс превышает показатели базового двигателя.

"Сатурн" и УМПО изготовили партию из восьми двигателей 117С. Два из них предназначены для ресурсных испытаний, один - для испытаний в термобарокамере Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ), три двигателя - для самолета Су-35, по одному - для специальных и государственных испытаний. Начало летных испытаний двигателя 117С, стартовавших 19 февраля 2008 года, показало, что он обеспечивает увеличение дальности полета истребителя, существенно улучшает маневренность и динамические характеристики.

В частности, впервые в истории российской военной авиации в рамках проводимых испытаний был осуществлен сверхзвуковой полет на максимальном режиме работы двигателя без включения форсажного режима, что является одним из требований, предъявляемых к истребителю пятого поколения.

Программа летных испытаний двигателя 117С (поколение 4++) включает проверку границы запуска двигателей с режимов ротации и АЗВ (автомата запуска в воздухе), зон включения форсажа, параметров газодинамической устойчивости, проверку работоспособности САУ, летно-технических характеристик самолета. В обеспечение первого вылета двигатель 117С прошел весь комплекс предварительных испытаний.

Российско-индийское сотрудничество по программе истребителя пятого поколения соответствует новым тенденциям, которые начали формироваться в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС) России с зарубежными странами. В частности, на фоне значительного повышения активности западных стран в последние годы наблюдается сокращение поставок Россией готовой продукции военного назначения (ПВН) в Индию. При сокращении поставок финальных образцов вооружений и военной техники (ВиВТ) российского производства акцент двустороннего ВТС перемещается в область совместных разработок, передачи лицензий на производство в Индии российских ВиВТ, проведения совместных и заказных НИОКР, а также создания совместных предприятий для разработки, производства, модернизации и ремонта ПВН.

К числу наиболее масштабных проектов, связанных с передачей лицензий на производство в Индии российских ВиВТ, относятся лицензионное производство многофункциональных истребителей Су-30МКИ, основного боевого танка Т-90С, а также авиадвигателей АЛ-55И разработки НПО "Сатурн" для индийских УТС HJT-36 и HJT-39 и РД-33 серии 3 для МиГ-29.

В рамках сотрудничества НПО "Сатурн" с индийской корпорацией ХАЛ впервые в истории российского авиапрома был создан авиадвигатель АЛ-55И, который предназначен для оснащения зарубежного самолета. Все работы по организации производства опытной партии двигателей АЛ-55И, его сертификации и обеспечению лицензионного производства двигателя в Индии НПО "Сатурн" ведет на паритетной основе с УМПО. Оба предприятия входят в состав Объединенной двигателестроительной корпорации.

К настоящему времени изготовлено и поставлено в Индию три двигателя АЛ-55И для сертификационных летных испытаний самолета HJT-36, которые ведутся с мая 2009-го. В 2010-2011 годах будут изготовлены и поставлены еще десять двигателей АЛ-55И с ресурсом 100 часов для HJT-36 с последующим увеличением их ресурса до 300 часов и выше.

В дальнейшем лицензионное производство двигателя АЛ-55И при поддержке УМПО из состава ОДК будет развернуто на предприятии корпорации ХАЛ, куда начнут поставлять технологическое оборудование и технологические комплекты двигателей в различных фазах готовности.

В рамках контракта на поставку 12 истребителей МиГ-29К и четырех МиГ-29КУБ Индия получила двигатели РД-33МК. Двигатель РД-33МК является глубокой модификацией двигателя РД-33, специально созданной для истребителя палубного базирования, эксплуатация которого ведется в чрезвычайно агрессивной морской среде.

Российская сторона силами входящих в состав ОДК компании "Климов" и Московского машиностроительного предприятия (ММП) имени Чернышева также организует лицензионное производство авиадвигателей РД-33 серии 3 на предприятиях индийской корпорации ХАЛ, поставляя необходимое технологическое оборудование и технологические комплекты для производства двигателей РД-33 серии 3. Индийской стороне была полностью передана конструкторская документация для лицензионного производства двигателей РД-33 серии 3.

ММП имени Чернышева не только участвует в организации лицензионного производства РД-33 серии 3, но и на протяжении нескольких лет проводит капитальный ремонт двигателей РД-33 серии 1 и серии 2, которыми оснащен парк индийских истребителей МиГ-29. Полностью программу ремонта индийских двигателей РД-33 серии 1 и серии 2 планируется завершить в 2011 году.

В рамках российско-индийского контракта с корпорацией ХАЛ на организацию лицензионного производства самолетов Су-30МКИ Индия осуществляет лицензионное производство и двигателя АЛ-31ФП, а также его агрегатов. Как сообщали индийские СМИ, предусмотрена поставка российской стороной 280 технологических комплектов двигателя для 140 истребителей, выпускаемых корпорацией ХАЛ по лицензии. Полностью эти работы планируется завершить в 2011 году. Восстановительный ремонт двигателей АЛ-31ФП осуществляется в техническом сервисном центре в городе Пуне.

Предприятия, входящие в состав ОДК, также участвуют в программе создания для Индии трех самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ). Эти самолеты созданы на базе Ил-76ТД по заказу израильской фирмы "Элта системз Лимитед" в интересах Минобороны Индии (проект А-50). Двигатели для самолетов ДРЛОиУ ПС-90А-76 выпущены Пермским моторным заводом (ПМЗ), который будет обеспечивать их гарантийное и дальнейшее послепродажное обслуживание. В настоящее время в составе ВВС Индии имеется парк военно-транспортных самолетов Ил-76, оснащенных двигателями Д-30КП. В рамках действующего контракта с индийскими партнерами ОАО "НПО "Сатурн" осуществляет ремонт этих двигателей.

В соответствии с офсетным соглашением на организацию производства по капитальному ремонту агрегатов, заключенному в рамках контракта на поставку 80 вертолетов Ми-17В5 при посредничестве Рособоронэкспорта, компания "Климов" участвует в работах по дооснащению производства для выполнения капитального ремонта двигателя ВК-2500 и операций по продлению календарного срока службы поставленных двигателей.

В целом российско-индийское сотрудничество в области авиационного двигателестроения имеет под собой твердую основу, поскольку российские летательные аппараты различных типов в настоящее время составляют значительную часть парка ВВС Индии. Совместная реализация российско-индийской программы создания истребителя 5-го поколения FGFA, как полагают эксперты, даст дополнительный импульс этому сотрудничеству и позволит реализовать научно-технический задел, которым обладают входящие в состав ОДК российские двигателестроительные предприятия.

"Вертолеты России" расширяют свое присутствие на индийском рынке

Индия продолжает оставаться стратегическим партнером России в сфере торговли оружием и высокими технологиями. Хотя перечень продукции военного назначения, поставляемой в Индию, весьма обширен, авиационная техника, и в частности винтокрылые летательные аппараты, занимает в нем особое место.

На индийский рынок поставлено следующее количество российских вертолетов: пять вертолетов гражданского назначения Ми-172, эксплуатируемых индийскими авиаперевозчиками, а также 292 вертолета военного и двухцелевого назначения. В их числе: Ми-26 (4 единицы), Ми-25 (7), Ми-25У (5), Ми-35 (20), Ми-8Т (61), Ми-17 (94), Ми-8П (7), Ми-172 (6), Ми-17-1В (56), Ка-25 (5), Ка-28 (18), Ка-31 (9).

В целом, по данным Рособоронэкспорта, экспортные поставки российских вертолетов в 2010 году увеличились на 30 процентов по сравнению с 2009-м. Россия остается одним из лидеров в ряде направлений вертолетостроения, а устойчивый спрос на российские машины подтверждает их высокую эффективность и надежность. По сравнению с 2009 годом, когда экспортная выручка по вертолетам составила 380 миллионов долларов, в 2010-м реализованы контракты на общую сумму около 500-600 миллионов долларов. В их числе и контракты на поставку российских вертолетов в Индию.

Особый акцент в широкой номенклатуре российских вертолетов, поставленных в Индию, сделан на семействе Ми-8/Ми-17. Первые вертолеты Ми-8 поступили на вооружение ВВС Индии в 1971 году, а Ми-17 - в 1985-м. Российские машины с лучшей стороны проявили себя в ходе индо-пакистанского военного конфликта в Каргиле в 1999 году, а также в операциях по обеспечению подразделений вооруженных сил Индии в районе спорных территорий на высокогорном леднике Сиачен. Основной задачей вертолетов в этом районе является снабжение постов индийской армии на высотах 3700-5300 метров вооружением, средствами материально-технического обеспечения и продовольствием. Вертолеты Ми-8 и Ми-17 успешно решают боевые задачи в сложных условиях высокогорья и при экстремально низких температурах.

Для увеличения парка средних транспортных вертолетов Министерство обороны Индии в 2008 году заказало 80 вертолетов Ми-17В-5. Соответствующий контракт, стоимость которого оценивается в 1,2 миллиарда долларов, был подписан в ходе состоявшегося в декабре 2008 года визита в Индию президента России Дмитрия Медведева. Этот заказ выполняет Казанский вертолетный завод (КВЗ), входящий в холдинг "Вертолеты России". Первая партия из четырех Ми-17В-5 была передана заказчику в сентябре 2010 года, а полностью контракт будет выполнен до конца 2012-го несколькими поставочными партиями.

Вертолеты Ми-17В-5 для Минобороны Индии оснащены новым пилотажно-навигационным комплексом, в связи с чем потребовалось провести большой объем опытно-конструкторских работ и отработать все нововведения на специальной опытной машине. Как сообщила газета "Таймс оф Индиа", успешно продвигается программа приобретения очередной партии из 59 средних транспортных вертолетов Ми-17-1В. Новая партия винтокрылых машин будет использоваться для замены состоящих на вооружении устаревших вертолетов, планируемых к списанию в ближайшие годы. Новые машины, поставка которых намечается с 2011 года, частично заменят парк устаревших вертолетов Ми-8/Ми-17, которых насчитывается в Индии 155 единиц.

ВВС Индии также намерены приобрести легкие многоцелевые, тяжелые транспортные и ударные вертолеты. Для выбора наиболее оптимальных машин в каждом из этих классов проводятся тендеры. В частности, в первом тендере модернизированный российский вертолет Ка-226Т с французскими двигателями ведет борьбу с AS-550 "Феннек" компании "Еврокоптер". В финале конкурса на поставку 22 ударных вертолетов, который начался в 2008 году, американский вертолет AH-64D "Апач лонгбоу" конкурирует с российским ударным ночным вертолетом Ми-28Н. Российский Ми-26Т также соперничает в борьбе за контракт на поставку ВВС Индии 15 тяжелых транспортных вертолетов с американским CH-47 "Чинук".

Легкий многоцелевой вертолет Ка-226Т применяется для выполнения корпоративных и частных перевозок, а также различных специальных операций, для проведения которых предусмотрены инновационные сменные целевые модули кабины. Соосная (двухвинтовая) схема расположения несущих винтов обеспечивает Ка-226Т высокую маневренность и устойчивость при любом состоянии атмосферы. Это дает возможность эффективного использования вертолета над водной акваторией, в горах и в мегаполисе, например при монтаже сложных конструкций на верхних этажах высотных зданий.

Начало серийного производства нового легкого вертолета Ка-226Т в России может начаться в 2012 году. Благодаря оснащению двигателями 2G2 "Арриус" французской компании "Турбомека", обеспечивающими высокую грузоподъемность и высоту полета (до 7,5 тысячи метров), а также соосной (двухвинтовой) несущей системе Ка-226Т, по оценкам экспертов вертолетостроительной отрасли, является одним из самых экологичных и безопасных вертолетов в своем классе.

В настоящее время построено три модернизированных вертолета Ка-226Т, один из которых оснащен двумя двигателями "Арриус-2G1" французской компании "Турбомека". В "индийской версии" машина оборудуется западной авионикой, а в базовом варианте - системами российского производства. Открытая архитектура бортового оборудования обеспечивает возможность использования любой авионики по желанию заказчика.

Программа создания Ка-226Т оценивается в сумму более двух миллиардов рублей. Испытания и сертификацию вертолета планируется завершить в 2011 году, а в 2012-м начать серийное производство этой машины в России. Технологический цикл производства Ка-226Т составляет 8-10 месяцев. КБ "Камов", которое входит в холдинг "Вертолеты России", рассчитывает ежегодно выпускать по 20-30 машин. Согласно оптимистичным прогнозам ежегодный объем рынка для этой машины оценивается в 50 вертолетов. В настоящее время интерес к Ка-226Т проявляют страны с тропическим климатом и горным рельефом местности, в России - госструктуры. Сейчас в общей сложности на рынке эксплуатируется около 20 вертолетов Ка-226 разных версий....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка