О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Хочешь летать - финансируй НИОКР!

В числе отраслей, где значение НИОКР трудно переоценить, международные эксперты называют аэрокосмическую. Без авиации современной экономике никак не обойтись, тем более, когда планируешь ее взлет

Достаточны ли инновации на нынешнем уровне для того, чтобы Россия была в состоянии не просто устоять перед лицом кризиса, но и совершить подлинный экономический взлет? По сути, этот вопрос был главным на недавнем заседании комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России.

Обсуждение, проходившее 31 января в Арзамасе под председательством президента Д.А. Медведева, было посвящено проблемам ведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в крупных компаниях с государственным участием. Обсуждение более чем актуальное на фоне глобальной тенденции наращивания расходов на перспективные инновационные разработки. По прогнозу исследовательского института Battelle, в наступившем году затраты на НИОКР во всем мире повысятся на 3,6 процента - до 1,2 трлн долларов США.

Россия согласно выкладкам института тратит на эти усилия 1 процент своего ВВП и замыкает первую десятку стран по общему объему расходов. Казалось бы, не хуже многих. Но явно мало, если страна хочет быть по-настоящему конкурентоспособной.

В числе отраслей, где значение НИОКР трудно переоценить, международные эксперты называют аэрокосмическую. Без авиации современной экономике никак не обойтись, тем более, когда планируешь ее взлет. Именно этим объясняется присутствие на совещании в Арзамасе генерального директора ОАО "Аэрофлот" Виталия Савельева.

В последнее время национальный перевозчик активно внедряет информационные технологии на самых разных производственных участках - от нового оснащения самолетного парка до обслуживания пассажиров в соответствии с высочайшими международными стандартами. Правда, речь идет прежде всего о передовых заимствованиях из-за рубежа и в гораздо меньшей степени - о собственных разработках.

Между тем зарубежные конкуренты не дремлют. Немало тратят на НИОКР, например, европейские гиганты - Air France и Lufthansa. Неизвестно, чем закончатся популярные ныне на Западе эксперименты с биотопливом. Но в целом эксперты признают: проблема создания более чистых и эффективных двигателей уже встает перед мировой авиацией в полный рост, перевозчикам необходимо теснее сотрудничать с учеными и инженерами.

С 2011 года крупнейшая российская авиакомпания переводит инновационную деятельность на систематическую основу. Разработана Концепция программы инновационного развития. Советом директоров ОАО "Аэрофлот" одобрен План работ по внедрению инновационных решений и участию в НИОКР на 2011-2013 годы. Утвержден общий бюджет на эти цели на 2011 год в размере 128 млн рублей. Объем средств, выделяемых на разработку инновационных решений, в течение 5 лет возрастет до 0,3-0,4 процента от оборота компании.

Вместе с тем концепция и план работ по внедрению инновационных решений и участию в НИОКР будут актуализироваться. Так, в них будут внесены определенные коррективы по итогам заседания президентской комиссии в Арзамасе.

"Аэрофлот" стал первым присоединившимся участником Технологической платформы "Авиационная мобильность", задача которой - выступить средством коммуникации и интеграции в рамках разработки и внедрения инновационных решений в авиационной отрасли. Генеральный директор ОАО "Аэрофлот" вошел в Наблюдательный совет этой новой структуры.

И, конечно же, приходится думать о молодых кадрах - тех, кому концепции, кажущиеся сегодня фантастическими, завтра придется внедрять в жизнь. Инновационным подходам будет учить Авиационная школа, которую "Аэрофлот" создал и готовится открыть в феврале....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка