О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Запахло керосином

ФАС России приняла решение о возбуждении дел в отношении трех крупнейших российских нефтяных компаний - ОАО "Газпром Нефть", ОАО "Лукойл", ОАО "НК "Роснефть" по признакам нарушения антимонопольного законодательства

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России приняла решение о возбуждении дел в отношении трех крупнейших российских нефтяных компаний - ОАО "Газпром Нефть", ОАО "Лукойл", ОАО "НК "Роснефть" по признакам нарушения антимонопольного законодательства, сообщает в среду вечером пресс-служба ведомства.

Ранее, в конце декабря 2010 года, ФАС России по результатам предварительного анализа направила письма нефтяным компаниям с требованием о разъяснении причин роста цен и предостережением от их необоснованного роста.

"Однако рост цен продолжился, и с октября 2010 года по конец января 2011 года составил 53% на дизельное топливо зимнее. Цены на авиакеросин за это же время выросли более чем на 30%", - сообщает ФАС.

Антимонопольная служба отмечает, что существуют объективные причины роста цен на авиакеросин и дизельное топливо. "Но рост цен на внешнем рынке и увеличение акцизов лишь частично могут объяснить действия по повышению нефтяными компаниями цен на федеральном оптовом рынке в конце 2010 и начале 2011 годов", - говорится в пресс-релизе.

Служба усматривает в действиях компаний такие признаки нарушения, как установление и поддержание монопольно высоких цен, изъятие товара из обращения, результатом которого явился рост цен, создание дискриминационных условий в отношении поставок топлива компаниям, входящим в группу лиц ВИНК по сравнению с не входящими в одну группу лиц.

Есть у ФАС России претензии к тому, каким образом торгуют компании на биржах: недостаточный объем предложения, отсутствие анонимности торгов, нерегулярность продаж, совершение крупных адресных сделок, которые не позволяют получить рыночных котировок по нефтепродуктам.

"У антимонопольной службы также имеются вопросы и к ОАО "ТНК-ВР" ОАО "Сургутнефтегаз" и ОАО "АНК "Башнефть", которые, по оценке ФАС России, вошли в число коллективно доминирующих компаний на рынке нефтепродуктов в 2010 году. Предварительное расследование в отношении этих компаний продолжается", - говорится в сообщении.

Также ФАС дала поручение своим территориальным управлениям принять необходимые меры антимонопольного реагирования по ситуации на региональных оптовых и розничных рынках.

ФАС напоминает, что в 2008-2009 гг. служба рассмотрела "две волны" дел в отношении "Роснефти", "Лукойла", "Газпром нефти" и "ТНК-ВР" о нарушениях антимонопольного законодательства на федеральном рынке нефтепродуктов.

"Суммарный объем штрафов, перечисленный в бюджет РФ нефтяными компаниями в 2010 году, составил порядка 5 млрд рублей, а в 2011 году ожидается поступление еще большей суммы с учетом принятых судебных решений по "первой волне" и "второй волне" дел", - говорится в сообщении.

Ранее в среду премьер-министр РФ Владимир Путин поручил ФАС начать расследование по фактам необоснованного завышения цен на топливо. В ходе совещания по итогам работы российского ТЭК Путин заявил, что с декабря прошлого года по январь текущего отпускные цены на дизельное топливо выросли более чем на 35%, средняя цена тонны дизеля составила 28 тыс. рублей.

"Минэнерго и другие ведомства сейчас ведут работу по стабилизации рынка, взаимодействуют с нефтяными компаниями, однако, считаю, что действовать нужно более активно, - заявил Путин. - Надо навести порядок".

После совещания глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что его ведомство приняло решение начать третью волну дел против нефтяных компаний. По его словам, ФАС готова предъявить претензии нефтяным компаниям, причастным к созданию искусственного дефицита на авиакеросин и дизельное топливо в четвертом квартале прошлого года.

"В четвертом квартале был создан совершенно искусственный дефицит по авиационному керосину, дизельному топливу, что привело к стремительному росту цены - это рукотворный рост цены", - заявил Артемьев.

По его словам, никогда не было такого, чтобы эти виды топлива стоили больше, чем 92 или 95 марки бензина во многих регионах России.

"То, что сегодня нефтяные компании сделали, это конечно форменное безобразие, это очень плохая практика", - сказал Артемьев.

Он отметил, что за последние годы по подобным фактам было возбуждено более ста дел.

"Это уже третья волна: нам приходится возбуждать (дела). Когда, наконец, наступит предел, когда наши нефтяные компании будут исчислять (цены) по соответствующим формулам, которые приняты во всем мире?" - возмутился Артемьев.

Стоит отметить, что со стороны "Газпром нефти" уже последовала реакция на заявления Путина и Артемьева. Вечером пресс-служба нефтяной компании сообщила, что "с целью стабилизации ситуации на российском рынке нефтепродуктов" "Газпром нефть" с 9 февраля снизила стоимость зимнего дизельного топлива и авиакеросина, реализуемых компанией на всех уровнях продаж, - от крупного опта до розницы.

Снижение крупно- и мелкооптовых цен на зимнее дизельное топливо в регионах деятельности "Газпром нефти" составило 1500 руб. за тонну. В розничной сети стоимость зимнего дизтоплива снижается соответственно не менее, чем на 1 руб. за литр. Стоимость авиакеросина, реализуемого компанией "в крыло", снижается в среднем на 1 тыс. руб. за тонну.

"В начале февраля "Газпром нефть" уже понизила стоимость зимнего дизельного топлива на 1000 - 1500 руб. за тонну по сравнению с пиковыми уровнями января этого года. Одновременно с этим компания ввела мораторий на повышение цен на авиакеросин, несмотря на сохраняющуюся тенденцию роста стоимости этого продукта на внутреннем рынке", - говорится в сообщении.

О снижении цен на дизельное топливо со среды объявила также "ТНК-ВР". "9 февраля в 21:00 мск компания снижает розничные цены на зимнее дизельное топливо на 1,2 руб за литр. Указанное снижение произойдет на всех АЗК компании в РФ", - говорится в сообщении компании "ТНК-ВР".

Реакции со стороны "Лукойла" и "Роснефти" пока нет.

По данным ИАЦ "Кортес", за декабрь и начало января авиакеросин подорожал в России на 21%. Это самый резкий скачок цен за последние два года. Однако аналитики связывают его с динамикой цен на нефть и считают, что спекулятивной доли в нынешнем росте не было.

Однако пока российские авиакомпании не объявляли о росте цен на авиабилеты из-за подорожавшего авиакеросина. Эксперты при этом прогнозируют рост цен в летнем сезоне на авиабилеты на 10-15%.

Стоит отметить, что зарубежные авиакомпании уже начали повышать тарифы. Так, к примеру, на этой неделе австралийская Qantas Airways подняла топливный сбор на 53%, доведя его до $53 на дальних перелетах. Неделей ранее об увеличении размера топливных сборов объявила немецкая Lufthansa: для внутриевропейских маршрутов они выросли на 2 евро, на дальних рейсах - на 10 евро. Аналогичное увеличение с 1 февраля произошло у Air France.

Также в конце января - начале февраля размеры топливных сборов увеличили KLM, Delta, Malaysian Airlines, Cathay Pacific, British Airways, All Nippon Airways, South African Airways и JetBlue.

По мнению исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, российские авиакомпании, несмотря на то, что в стоимости билетов до 30% составляет топливная составляющая, пока могут держать цены на уровне прошлого года за счет внутренних резервов.

Однако, по его словам, при сохранении нынешней динамики роста нефтяных цен авиабилеты будут неизбежно дорожать....
Авторские права на данный материал принадлежат «Транспорт сегодня». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка