О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Как обретают путевку в небо

Очередным гостем программы "Военный совет", которая выходит на радиостанции "Эхо Москвы" и телеканале "Звезда", стал начальник Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков (военного института) Герой России полковник Н.Ярцев

Очередным гостем программы "Военный совет", которая выходит на радиостанции "Эхо Москвы" и телеканале "Звезда", стал начальник Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков (военного института) Герой России полковник Николай Ярцев.

- Николай Николаевич, прежде чем мы начнем разговор о вузе, который вы возглавляете, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как вы стали Героем России?

- Звание Героя России мне присвоили в 2000 году. В наградном листе отмечены три заслуги, за которые в совокупности мне и присвоено это высокое звание. Расскажу об одной из них. После того как в Чечне началась контртеррористическая операция, мы совместно с моим заместителем - я тогда был еще командиром эскадрильи - принимали участие в одном из ее эпизодов. Я тогда еще был подполковником. Заместителем командира эскадрильи - майор Руслан Михайлович Обухов. Нам были поставлены задачи: выполнить полет ночью и уничтожить колонну противника, которая продвигалась к линии фронта. Войска в тот период наступали со стороны Каспийского моря. Выполнили взлет ночью парой. Так получилось, что в темное время суток мы давно уже не летали. В основном задачи выполняли днем. Поэтому пришлось кое-чему учиться уже на войне.

Обнаружили колонну, условными сигналами дали друг другу понять, что будем ее атаковать. И совместно, парой пошли в атаку. Первым же залпом неуправляемых ракет была подожжена головная машина, которая шла с топливом. Она сразу запылала, освещая местность. С колонны нас начали обстреливать. При интенсивном обстреле мы предприняли порядка 4-5 заходов с разных направлений. В процессе атаки пришлось менять тактику, поскольку мы - ведущий и ведомый - были разэшелонированы по высоте. Условными сигналами договорились: "Я работаю на этой высоте, ты - на той". Атаковали, все отработали, как говорится, до последней железки. Уничтожили колонну из 12 машин...

- При ведении боевых действий все большую роль играют вертолеты. И именно вертолетчиков готовит ваше учебное заведение?

- Мы готовим вертолетчиков для всех силовых структур. В основном для Военно-воздушных сил, а также для Министерства внутренних дел, для Военно-морского флота и МЧС. Отмечу, что только в нашем училище выполняется практическая подготовка вертолетчиков. В вузах гражданской авиации они получают только теоретическую подготовку и практических полетов на вертолетах не выполняют.

- А какая техника у вас сейчас?

- Основные вертолеты - Ми-2. Это вертолеты как раз первоначального обучения. Мы также недавно получили новые современные вертолеты "Ансат" производства Казанского вертолетного завода. В настоящее время проходит подготовка летчиков-инструкторов на эти вертолеты. Планируем, что с 1 апреля у нас начнется наземная подготовка с курсантами, и они начнут летать на этих вертолетах.

Также имеются вертолеты Ми-8 и Ми-24. На них наши курсанты начинают первоначальное обучение на четвертом курсе. А на пятом курсе осваивают вертолеты Ми-8 модификации МТ и вертолеты Ми-24 - идет дальнейшее совершенствование техники пилотирования, боевого применения и навигации.

- Среди вертолетчиков, наверное, и династий уже немало?

- Конечно. Причем не только в одном поколении, а даже в нескольких. Мы проводили среди курсантов социологический опрос, который показал, что почти у половины из них отцы, деды в свое время оканчивали наше училище. Представитель одной из династий - Петр Толмачев, мой однокашник. При мне три брата Толмачевых было на разных курсах. Сейчас уже их дети учатся в училище. Или, например, начальник 344-го Центра боевой подготовки переучивания полковник Евгений Галкин. Он буквально на днях получил допуск к полетам на новом типе вертолетов, которые сейчас принимаются на вооружение, - это "Аллигатор" Ка-52. Его сын также учится у нас в училище на третьем курсе, в этом году начнет практические полеты.

- Наши слушатели спрашивают, а насколько востребованы выпускники вашего училища? Все ли из них летают на вертолетах?

- Да, летают все. В прошлом году мы выпустили 173 молодых лейтенанта. Все попали на реальные штатные должности, не куда-то за штат. Все трудоустроены. Причем, например, в МВД у нас просили 50 выпускников. Мы смогли дать лишь 30, потому что тогда в ВВС не хватило бы личного состава.

- То есть, можно сказать, что вашего училища не коснулась проблема, которая выявилась в Вооруженных Силах и привела к приостановке набора в военные вузы?

- Считаю, что именно у выпускников нашего училища нет проблем с трудоустройством. Нет сегодня проблемы с перенасыщенностью армейской авиации летным составом. Мы поддерживаем тесные связи с боевыми подразделениями. И в настоящее время есть неукомплектованность экипажей. Уже готовится выпуск 2011 года, 209 выпускников пойдут в войска, и мы знаем, куда конкретно они пойдут, все также будут трудоустроены.

- Вы говорили об обратной связи с войсками, с теми ведомствами, которые дают заказы на выпускников. А насколько они довольны вашими питомцами? Нет ли проблем с адаптацией к каким-то новым условиям службы?

- Конечно, у нас есть обратная связь. И летно-инструкторский состав собирает данные, и отдел кадров... Еще и преподаватели раз в три года должны пройти стажировку в войсках. Они смотрят, как складывается служба выпускников. И обо всем новом в войсках мы знаем. Кроме того, каждый командир части, который получает выпускников (и не только в авиации, но и во всех видах, родах Вооруженных Сил), обязан прислать отзыв на молодого офицера нам в училище. Поэтому мы, получая эти отзывы либо поддерживая связь по телефону, имеем возможность корректирования учебного процесса.

Говоря о преподавательском, инструкторском составах, могу привести такой пример. Мы заранее, где-то за год, знали, что к нам поступит новый вертолет "Ансат", хотя еще никаких официальных документов на этот счет не было. Несмотря на это, наши представители уже были на Казанском вертолетном заводе, в конструкторском бюро. Мы оттуда получили данные, технические характеристики по системам, которые установлены на этом вертолете. Кроме того, кафедра аэродинамики именно нашего училища участвовала в разработках этого вертолета. И многие данные, которые легли в инструкцию, то, что конструкторы дорабатывали, - все это было отработано и рассчитано в том числе и с участием наших преподавателей.

- А сложно ли научиться управлять вертолетом? С какого раза курсант сам может полететь?

- В течение 15 часов курсант должен освоить вертолет и самостоятельно выполнить полет. Это, конечно, волнительное, скажем так, действие. Полеты при обучении выполняются полным составом экипажа. В машине летчик-инструктор, обучаемый курсант и за ними бортовой техник, который тоже наблюдает за параметрами вертолета и за действиями обучаемого летчика. И вот когда 15 часов пилот налетал и инструктор уверен, что он его может выпустить в небо самостоятельно, происходит психологически весьма сложное для курсанта действие: все из вертолета выходят и он один остается в машине.

- И за все отвечает...

- Да, и должен сам все выполнить. Полет несложный: трехминутное висение. Но за эти минуты... Сами понимаете, машина дорогая, а жизнь человека еще дороже.

- Труднее с земли, наверное, на это все смотреть...

- Да. Когда курсант взлетает, невольно волнуешься, как бы он где-то что-то неправильно не сделал. Когда он один остается, все стоят рядом с вертолетом, но на земле, и уже никто курсанту не поможет - надейся только на себя...

- Помните ли вы своего первого командира звена в войсках? - спрашивает Олег из Тулы.

- Конечно, помню. Это Олег Верещинский, замечательный летчик. Мы с ним в Могочи, в славном Забайкальском военном округе выполняли полеты. Потом как-то судьба нас разлучила. Я на год позже его ушел в Афганистан. Потом после Афганистана он служил в Чехословакии. Я же только через год туда прибыл. Далее попали под вывод войск и служили в Туле... Скорее всего, Олег Верещинский и находится сейчас в Туле, он там заканчивал кадровую службу.

- Он, наверное, и задавал вопрос. Ведь это Олег из Тулы.

- Если это так, то очень рад его слышать и буду очень рад увидеть.

- А вот другой вопрос. Зоя спрашивает: "Ваши курсанты в основном из Поволжья? И нравится ли вам Сызрань?"

- Сызрань нравится. Если честно, никогда не думал, что буду начальником училища, которое сам в 1984 году окончил. Но так судьба распорядилась... Курсанты не только из Поволжья, со всей страны, со всех уголков. Пожалуй, нет ни одного города, из которого не было бы у нас курсантов. Со всех направлений.

- Кстати, Николай Николаевич, вот мы говорили о династиях, о сыновьях офицеров, которые заранее знают о таком училище. А как быть другим, тем, кто также мечтает служить на вертолетах? Как они могут узнать о вашем вузе?

- У нас есть сайт училища. Можно по Интернету на него выйти и узнать и о его истории, и о том, чем сегодня оно живет. Курсанты сами участвуют в работе сайта, рассказывают о своей жизни. У вуза есть и официальный сайт, и неофициальный. Если на официальном можно что-то подкорректировать, то на неофициальном, сами понимаете, курсантов никто не может редактировать... Мы посылаем свои данные в военкоматы, где также есть информация об училище. То есть это и историческая справка об училище, и информация о том, какое образование оно дает, какие требования к поступающим, каковы нормы. Прием сейчас, как и везде во всех вузах, по ЕГЭ.

- Имеются, видимо, и какие-то особые требования для поступающих в ваше училище?

- Да, особое требование к будущему летчику, и мы это по ЕГЭ никак не проверим, это конечно же состояние здоровья. Медицинскую комиссию вне зависимости от того, проходил он ее при военкомате или не проходил, он все равно проходит при училище, это первое условие. И второе условие: все обязательно сдают нормативы по физической подготовке и все проходят профессиональный отбор. Это специальный набор тестов, по которым психологи судят, возможно ли обучение данного молодого человека на летчика.

- Летчик все-таки необычная профессия. Здесь не только желание и здоровье должны быть... Это, что называется, профессия от Бога...

- Конечно, не каждый может быть летчиком. Думаю, кроме того, что человек должен быть подвижным, образованным, спортивным, наверное, все-таки какие-то волевые качества присущи только летчикам. Даже сами рода авиации подразумевают определенную психологическую направленность человека. Я это впервые заметил, когда учился в Военно-воздушной академии имени Гагарина. Там обучаются все - дальники, транспортники, бомбардировщики, истребители и армейская авиация. Например, пилоты армейской авиации как-то приспособлены ко всем условиям. Нет бытовых условий, значит, палатку разобьют. Нечем перекусить - найдут что-то. Истребители - они такие все подвижные, быстро соображающие. И это их обязанность - скорость полетов, там первая группа профотбора должна быть. Бомбардировщики, скажем, несколько агрессивные, все небольшого роста. А вот дальники спокойные, все, как правило, хорошие волейболисты...

- Есть такое понятие "любовь к небу"? Или его писатели придумали?

- Думаю, что есть. У меня сейчас больше, конечно, административной работы, постоянно занимаюсь либо хозяйством, либо личным составом. На полеты меньше времени остается, чем у обычного летчика. Но зато когда выходишь на полеты, сел в кабину, выполняешь задачу - и, как говорится, душа поет.

- А еще летчики рассказывают, что порой у некоторых из них, даже высокопрофессиональных, заслуженных, появляется страх перед полетом. Есть такая фобия?

- Определенная доля суеверия в авиации все-таки присутствует. Например, ни один летчик фотографироваться перед вылетом не будет. Плохая примета. Как-то так установилось с годами. И каждый летчик старается этого придерживаться. Обычно снимки делают после полета. Что же касается летчиков, которые именно сломались... Ну те же боевые действия взять. Понятно, что когда на глазах гибнет экипаж, когда сбивают вертолет или самолет, конечно, это тяжело и трудно переносить. Не хочу сказать, что я бесстрашный человек, все равно какая-то доля страха есть, но, как командир, всегда думаешь о том, что если ты не пойдешь, если ты не запустишь... Ведь было такое, что в той же Чечне за неделю 3 вертолета у нас сбили. И у летчиков было такое ощущение, словно они на гильотину идут. Потому и приходится быть первым, личным примером показывать, что можно и нужно лететь, выполнять задачу. Идти, запускать двигатель, возглавлять группу, и тогда верят тебе... Но психологические травмы быстро проходят. Как только первый полет совершил, снова все нормально, вернулся, сел на аэродром, во второй полет уже без всякого страха отправляешься.

- А помогают ли в будущей профессии всевозможные игры, симуляторы? Или они не совсем те навыки прививают?

- Внимание и реакцию они все-таки, считаю, помогают тренировать. В течение года в училище поставлено 4 новых тренажера вертолета Ми-24 и один тренажер вертолета Ми-8. Буквально на этой неделе представители завода "Динамика" уже закончат его установку. Это самое современное оборудование. У курсанта полностью создается иллюзия полета. Даже звуковые ощущения. И укачивает так же, как на вертолете. Визуальный обман зрения. Именно такие тренажеры, несомненно, необходимы.

- Наши боевые вертолеты отвечают современному мировому уровню?

- Вертолет Ми-24 - один из самых заслуженных, один из самых покупаемых. Как и Ми-8. Они прошли все "горячие точки".

Могу такой пример привести. Когда я командовал полком, у меня заместителем по вооружению был Владимир Владимирович Цымбалов. Сейчас он работает на заводе в Санкт-Петербурге инженером, а некоторое время назад его откомандировали в Ирак. После войны в Ираке остались наши вертолеты, которые еще иракское правительство покупало. Эти вертолеты Ми-8 достались американцам. И как он мне рассказывал, американцы не хотят летать на своих вертолетах, потому что все в них тонко, жиденько, они жары, пыли, песка боятся, а там этого достаточно. А наши вертолеты неприхотливы. И сами американцы многие задачи выполняют на наших вертолетах. Но у каждого вертолета свой период службы, есть какие-то регламенты. Надо выполнять определенные парковые работы. Вот они и запросили наших представителей с завода, чтобы те помогли им в техническом обслуживании этих вертолетов. Вот и судите сами, как котируются наши вертолеты...

Об уровне нашей военной авиации, как и об уровне подготовки непосредственно в училище, можно судить по такому факту. У нас есть специальный факультет. В настоящее время мы обучаем представителей 20 стран. 220 курсантов из 16 стран дальнего и 4 стран ближнего зарубежья постигают летную науку именно у нас, на нашей технике.

Сейчас началось интенсивное перевооружение авиационных частей армейской авиации. В том числе на вертолеты, которые могут осуществлять полеты на предельно малых высотах как днем, так и ночью, поражать цели с использованием тепловизоров и очков ночного видения. Так что тех, кто сегодня находится в курсантском строю, впереди ждет интересная служба....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка