ТС-ВПК
9 января 2002, 14:17
"Стрекоза" вместо "мерина"
Статья подготовлена Евгением Матвеевым по материалам журнала "Воздушный транспорт".
В последние двадцать лет легкие вертолеты сумели в буквальном смысле перевернуть наши представления о возможностях винтокрылых машин. В далекой Австралии современные ковбои на небольших вертолетах пасут стада, в Японии эти "стрекозы" первыми приносят вести непосредственно с мест событий, в Бразилии - круглосуточно охраняют крупнейшие банки, "продвинутая" западная молодежь на них собирается на пикники и пляжи, устраивает воздушные родео, снимается в кинофильмах и клипах.
Сегодня небольшие легкие вертолеты демонстрируют чудеса применения. Оказалось, что вертолет - не только дорогая "игрушка", как нам раньше говорили, а настоящая винтокрылая машина, способная эффективно работать в самых суровых условиях эксплуатации. Оказалось, что даже сверхлегкий вертолет -это серьезный помощник во многих начинаниях, вплоть до самых экзотических типа археологии или рыбной ловли. В чрезвычайных ситуациях небольшие, юркие машины реально превращаются в единственно возможное средство спасения. Они универсальны, маневренны, мобильны, меньше по размерам, а создаваемый несущим винтом воздушный поток в несколько раз меньше, чем у современных спасательных вертолетов, которые вполне могут утопить тех, кого предстоит спасти.
Единственный недостаток сверхлегких вертолетов - небольшая масса полезной нагрузки. Однако перспективные технологии позволили значительно снизить массу оборудования и снаряжения, поэтому современные небольшие воздушные спасатели ни в чем (по оснащению) уже не уступают средним и даже тяжелым вертолетам, существенно превосходя их по стоимости приобретения и расходам на эксплуатацию. Эти выводы убедительно подтверждают новости с вертолетного рынка: около половины ежегодно продаваемых гражданских вертолетов - легкие машины с поршневыми двигателями!
В Америке вертолеты марки "Робинсон" стали настоящими народными воздушными автомобилями. Почти 90% всех западных вертолетчиков начинают летать на этих вертолетах. Вертолет с надежным и неприхотливым двигателем стал самым продаваемым. Начиная с 1979 г. продано более 3000 единиц. Только в 90-е годы производство вертолетов "Робинсон" возросло в три раза. Несмотря на постоянное ужесточение требований к полетам на однодвигательных вертолетах, в прошлом году произошел небывалый рост продажи легких поршневых вертолетов. В Северной Америке новые поршневые "Робинсоны" составляют до 70% продаваемых гражданских вертолетов. Компания "Робинсон" поставляет на рынок больше вертолетов, чем восемь других американских вертолетостроителей.
К сожалению, у нас сложилось устойчивое мнение, что в России этой ниши рынка сверхлегких вертолетов в массовом понимании нет и еще долго не ожидается. У нас вертолеты могут быть либо государственными, либо принадлежать крупным авиационным компаниям. Психология "новых русских" - если ездить, то на мерседесе, а летать - так на огромном Ми-8, сколько бы ни стоил полет.
Появляющиеся время от времени единичные экземпляры легких вертолетов не находят достойного для себя применения и не приживаются. Несколько машин уже потерпели аварии и катастрофы. Полулегальная эксплуатация стала своего рода источником происшествий, гибели людей и разрушения вертолетов. Но главный ее итог - легкие вертолеты в России не получили мандата доверия общественности и поэтому отброшены на несколько десятков лет назад. Им еще долго предстоит доказывать свою состоятельность и профессиональную пригодность.
Мы так и не поняли, что в России с ее просторами и бездорожьем безболезненно могут уживаться вертолеты-гиганты и легкие машины. Несмотря ни на какие мировые тенденции изменения экономических, геополитических условий и условий применения, не замечая, что в вертолетном мире до 70% перевозок осуществляют легкие вертолеты, российские вертолетостроители продолжают с завидным упорством строить и модернизировать исключительно тяжелые боевые и гражданские машины. Ми-28, Ми-24 и Ми-8/17, Ми-38, Ми-26Т или Ка-27, Ка-28, Ка-29, Ка-32, Ка-50/52, взлетная масса каждого из которых превышает 10 т, против нескольких единиц Ми-34С, "Галс" и полномасштабных макетов "Актая", Ка-115 и Ми-60МАИ. Немалые средства затрачиваются не только на разработку и строительство, но и на продвижение на рынок тяжелых машин, в то время как легкие машины, простые и доступные, способны если не заменить, то взять на себя часть задач, которые сегодня пытаются решать средние и тяжелые машины. Сложилась парадоксальная ситуация - нам нужны легкие вертолеты, но мы не пускаем их на рынок. Если целый класс вертолетов не востребован, значит, воздвигнутые барьеры - надуманные, искусственные. Кому выгодно, чтобы вертолеты у нас не летали?
Каждый вертолет должен заниматься своим делом. Глупо возить на Ми-8 100 кг груза или одного начальника. Таких грузов в грузообороте более половины, а легких вертолетов в парке - единицы. По самым оптимистичным прогнозам, в России за 15 лет будет продано 1250 вертолетов, из них около 400 - легких, значит, тенденция преобладания средних и тяжелых вертолетов сохранится еще лет на 25.
Напротив, в остальном вертолетном мире поршневые вертолеты продолжают постоянно опровергать прогнозы по сокращению их продажи. По мнению ведущих специалистов, в ближайшее десятилетие доля новых однодвигательных поршневых вертолетов будет постепенно снижаться с 40 до 35%, но даже треть рынка - это очень серьезно.
В России легким вертолетам еще предстоит не только доказывать свою состоятельность, но и наработать опыт безопасного и эффективного использования. Пройдут десятки лет, прежде чем сотни легких винтокрылов будут ежедневно подниматься в небо, чтобы помочь в трудную минуту, сделать нашу жизнь лучше, чтобы действительно стать народными вертолетами....
Авторские права на данный материал принадлежат «ТС-ВПК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции