О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Проект - "Шереметьево-3"



Новый международный аэропорт Москвы построят шведы

Долгие годы "визитной карточкой" Москвы для авиапассажиров, прибывающих в нее со всех концов света, был международный аэропорт "Шереметьево-2". Но кризисы российского хозяйства и особенно "забота" со стороны олигархического капитала подорвали его потенциал. В последнее время наблюдается процесс массового "бегства" авиакомпаний в аэропорт "Домодедово".

Долгие годы "визитной карточкой" Москвы для авиапассажиров, прибывающих в нее со всех концов света, был международный аэропорт "Шереметьево-2". Но кризисы российского хозяйства и особенно "забота" со стороны олигархического капитала подорвали его потенциал. В последнее время наблюдается процесс массового "бегства" авиакомпаний в аэропорт "Домодедово".

Несколько лет назад, когда в нашей стране еще существовало Министерство гражданской авиации, оно заказало одной из американских инвестиционных компаний комплексный прогноз развития "Шереметьева". Прогноз был неутешителен: западные специалисты фактически отказали аэропорту в праве на будущее.

Однако "Шереметьево", в отличие от бывшего министерства, по-прежнему существует и готовится приступить к модернизации. Иначе, при нынешних темпах эксплуатации - 8-9 млн. пассажиров в год - его инфраструктура очень быстро окончательно придет в негодность. Стоимость проекта строительства нового терминала "Шереметьево-3" оценивается почти в миллиард с лишним долларов. Осуществить постройку планируется следующим образом: ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ), крупнейшая из действующих здесь авиакомпаний - ОАО "Аэрофлот", а также выбранная по тендеру иностранная компания-оператор создадут совместное предприятие с равным долевым участием, которое будет управлять и владеть терминалом, причем управляющая компания должна привлечь в виде инвестиций как минимум две трети средств на постройку, которую предполагается завершить весной 2004 года.

Тендерную же комиссию образовали представители "Аэрофлота", МАШ, Министерства транспорта и Министерства экономического развития и торговли. Первое из ведомств возглавляет Сергей Франк, являющийся по совместительству председателем совета директоров "Аэрофлота". Глава второго Герман Греф занимает аналогичное место в руководящих органах МАШ. Между ними и развернулась основная борьба. Помимо этого за влияние на подбор партнеров и участие в будущих прибылях борются Москва и столичная область, конкретно администрация Химкинского района. По крайней мере Юрий Лужков во время своего недавнего визита в Германию давал понять на переговорах с потенциальными инвесторами, что "попросит" верховное руководство России передать международный аэропорт в городскую собственность, а мэр Химок даже попытался было в одностороннем порядке расторгнуть договор об аренде земли с МАШ. Но в образовавшемся нынче "стратегическом раскладе" их интересы явно отходят на задний план. Из четырех компаний, первоначально допущенных к конкурсу, реальными претендентами в данный момент считаются французская Airport de Paris (АDP) и шведско-финский концерн Skanska. Первую поддерживают "Аэрофлот", его гендиректор Валерий Окулов и г-н Франк, вторую - "Шереметьево" и г-н Греф.

"Французская партия", отстаивая свои аргументы, ссылается в первую очередь на то, что Airport de Paris имеет оптимальный опыт в эксплуатации, в частности, таких аэропортов французской столицы, как "Шарль де Голль" и "Орли". Другой важный момент - планы включить новый терминал в международный альянс авиаперевозчиков Sky Team под эгидой компании Air France; потому, как считают иные аналитики, "логично" выбрать в операторы французскую же фирму.

В МАШ подчеркивают дороговизну услуг французского оператора, а вот пакет предложений компании Skanska, которая на сегодняшний день построила уже более 40 аэропортов по всему миру. Поэтому проект Skanska, много строившей в России и, в частности, в Москве, считают более перспективным и лучше проработанным. Попутно выявилось обстоятельство, компрометирующее французов. Как говорят эксперты, проектная документация на 8 млн долларов по модернизации аэропорта "Шереметьево", представленная на тендер одной из конкурирующих структур, оказалась очень похожей на проект одного из главных соперников.

В ход пошла тяжелая артиллерия государственных элит. В лоббировании проектов АDP (правда, не под Москвой, а на Урале, в Свердловской области) был замечен недавно даже посол Франции в РФ Юбер Колен де Вердье; впоследствии к кампании периодически подключался французский президент Жак Ширак. Понесены и первые потери: ушел в отставку гендиректор "Шереметьева" Сергей Сутулов, - как считают наблюдатели, из-за разногласий по поводу нового терминала, чье строительство затягивается. Достаточно напомнить, что вопрос о генподрядчике должен был решиться еще в ноябре; теперь его относят на последние дни уходящего года. По косвенным признакам, недовольство таким положением проявляют уже и власти. Руководство аэропорта было укреплено опытным хозяйственником. Теперь генеральным директором аэропорта стал бывший глава Госкомимущества Сергей Беляев.

Вместе с тем думская Комиссия по борьбе с коррупцией продолжает обвинять Сергея Франка в уголовных преступлениях. Конечно, не факт, что этих обвинений окажется достаточно для ухода транспортного министра в отставку, но определенный "дисбаланс" между ним и Германом Грефом, чьи позиции в правительстве по-прежнему прочны, тем самым создается. Достаточно будет просто долго и упорно задаваться в публичной форме вопросом: каковы бы ни были достоинства и недостатки Airport de Paris - стоит ли заключать договор по рекомендации чиновника, обвиняемого в коррупционных скандалах?

Кроме того, по косвенным данным, последний раунд борьбы высокопоставленных лоббистов вызвал определенный интерес у Михаила Касьянова. Многие аналитики находят, что шансы Skanska выиграть тендер резко возросли после того, как российский премьер-министр побывал с рабочим визитом в Стокгольме. Как отмечает деловая газета "Гетеборг", эти вопросы затрагивались в числе прочего в беседе Михаила Касьянова с королем Швеции Карлом XVI Густавом. Согласно официальной информации, монарху принадлежат 20 процентов акций Skanska. Кроме того, источники в Кремле утверждают, что об том же шла речь у короля с Владимиром Путиным в Москве, во время официального визита шведской делегации.

Итак, скандинавы как будто одерживают верх. Но пока переустройство аэропорта вязнет в бесчисленных отлагательствах и согласованиях, неопределенностью положения, само собой, пользуются вовсю гораздо менее почтенные личности, чем министры и короли. Это, возможно, и послужило одной из причин отставки Сергея Сутулова.

Справка

Шведско-финский компания Skanska имеет серьезный опыт в сфере финансового менеджмента и строительства. Эта компания участвовала в сооружении объектов в 66 странах мира, в том числе и в России. Компанией построино 40 аэропортов. Годовой оборот Skanska составляет десятки миллиардов долларов. По опросам западных экспертов, скандинавская компания считается одной из самых стабильных компаний в мире. Во многом это объясняется тем, что за ней стоит королевская семья, владеющая 20 процентным пакетом акций....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка