Красная звезда
11 марта 2011, 11:39
Бесценный опыт переброски войск
Бывшему первому заместителю командующего ВТА генерал-лейтенанту в отставке В.Гладилину исполнилось 90 лет
Поздравить юбиляра во главе с командующим ВТА генерал-лейтенантом Виктором Качалкиным собрались действующие офицеры объединения, летчики-ветераны, ученики и сослуживцы генерала Гладилина. После множества теплых слов, прозвучавших в адрес ветерана, разговор зашел по существу. Рассказав о текущем состоянии дел и перспективах развития авиационного объединения, генерал-лейтенант Качалкин заверил ветерана, что в условиях современных преобразований командование ВТА сохраняет многолетние традиции и колоссальный опыт, накопленные старшим поколением авиаторов.
За всю историю авиационного объединения ни одна крупномасштабная операция с применением войск не обходилась без участия военно-транспортной авиации. По ним, как по учебнику, училось летать не одно поколение летчиков-транспортников. Это и высадка десанта в Чехословакии в 1968 году, и доставка различных грузов, боеприпасов и личного состава на африканский континент в период военных конфликтов в Египте, Анголе, Сирии, Эфиопии. Неоднократные рейсы в ходе войны во Вьетнаме внесли весомый вклад в исход боевых действий. Отдельный этап в истории развития ВТА - обеспечение действий Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Во всех этих операциях довелось принимать участие нашему герою, многие из них проводились под его личным руководством.
В 1979 году военно-транспортная авиация открыла новую, особую страницу советской истории - работу в Афганистане. В отличие от самой войны афганская эпопея для экипажей ВТА началась значительно раньше 25 декабря 1979 года - официальной даты ввода советских войск в Афганистан - и продолжалась более 10 лет. К тому времени генерал-лейтенант Гладилин прошел все ступени должностного командного роста, начиная с командира авиационного звена, и занимал должность первого заместителя командующего военно-транспортной авиацией. В период отпусков командующего объединением генерал-лейтенанта Пакилева Владимир Васильевич постоянно оставался за него. В один из таких дней, 5 ноября 1979 года, раздался звонок по "кремлевке", у аппарата - главный маршал авиации Кутахов:
- Вы на месте?
- Так точно, товарищ главком.
- С этого момента вы исполняете обязанности командующего ВТА. Пакилев от должности отстранен.
- И сразу я получаю приказ привести воздушную армию в боевую готовность. До определенного времени даже нам не сообщалось, с какой целью проводится столь масштабная работа, - рассказывает Владимир Васильевич.
До начала известных событий генералу Гладилину приходилось трижды бывать в Афганистане. По директиве начальника Генштаба требовалось произвести рекогносцировку аэродромов. В числе первых поступила команда обследовать район на юге страны и обеспечить доставку самолетами боевых машин и боеприпасов в помощь правительственным войскам. Генерал Гладилин в это время находился в республике и принял решение лично провести рекогносцировку. По приказу командующего войсками Афганистана в распоряжение первого замкомандующего ВТА был предоставлен Ан-24 афганских ВВС и русскоговорящий экипаж. Сам генерал сел в кресло второго пилота и попросил повести его по маршруту, по которому пойдут наши самолеты.
После посадки на предполагаемый аэродром разгрузки начался обстрел. Под шквальным огнем повстанческих групп генерал Гладилин на командирской машине объехал аэродром и по спидометру промерил все летное поле: ВПП, рулежные дорожки, места стоянок самолетов. После этого четыре военно-транспортных самолета успешно доставили в указанный район боевые машины и боеприпасы. Но главное приобретение, которое удалось заполучить командованию ВТА в ходе рекогносцировки, была карта Афганистана со всеми аэродромами, координатами их расположения, географическими особенностями, обозначениями маневров.
Полученные данные были далеко не однозначны. С одной стороны, ключевые аэродромы Кабул и Баграм имели бетонные ВПП хорошего качества и довольно развитую сеть рулежных дорожек и стоянок. Но вот с географией было сложнее. Во-первых, оба аэродрома хоть и располагались в долинах, но были высокогорными. Кроме того, аэродромы находились довольно близко один от другого, посадочные курсы - практически перпендикулярны. А всего в 20—25 км на северо-запад от аэродромов проходили хребты Гиндукуша.
- Потом при подготовке к выполнению задач по переброске войск в Афганистан все эти проблемы решали сообща отдел боевой подготовки, штурманская служба и штаб ВТА. Ценность результатов этого задания была несомненной, и это стало понятно тогда, когда начался ввод войск, - подмечает Владимир Гладилин, на тот момент исполнявший обязанности командующего ВТА.
Основные события для экипажей военно-транспортной авиации по вводу Ограниченного контингента войск в Афганистан начались ранним утром 25 декабря. По тревоге были подняты все пять дивизий ВТА, а также отдельные полки. Еще затемно все задействованные в операции экипажи были приведены в полную боевую готовность. Утром 25 декабря 50 Ил-76, 40 "Антеев" и более 200 Ан-12 изготовились к вылету на Афганистан. С аэродромов в Средней Азии до пунктов назначения в Афганистане расстояние более 2 тысяч км, и несколько часов в воздухе экипажам предстояло лететь в режиме полного радиомолчания, используя радиосвязь только в случае крайней необходимости. На аэродромах в Кабуле и Баграме самолеты заруливали по магистральной рулежной дорожке один за другим. До полной остановки самолетов на борту полным ходом шла расшвартовка грузов и техники. На разгрузку отводилось от 10 до 15 минут.
Как итог, в ходе выполнения воздушно-десантной операции по вводу войск в Афганистан в период с 25 по 28 декабря 1979 года за 55 часов самолетами ВТА двумя рейсами было выполнено 343 вылета, перевезено почти 7.750 человек личного состава, 892 единицы боевой и другой техники, а также 1.062 тонны грузов. Но все это составило лишь 2 процента от того колоссального объема работы, который предстояло выполнить экипажам ВТА на афганской войне.
- Три месяца я не выходил из управления, три месяца постоянные доклады и команды, непрерывная связь с Кабулом, с вышестоящим командованием, с Кремлем - нужно было непрерывно управлять войсками и контролировать ситуацию, - вспоминает Владимир Васильевич.
Ежемесячно выполнялось от 150 до 200 рейсов как по территории Афганистана, так и в Советский Союз и обратно. При подготовке и во время проведения крупномасштабных операций количество вылетов ВТА доходило до 400—500 в месяц. Экипажи непрерывно выполняли задачи по снабжению контингента советских войск всем необходимым не только для боевых действий, но и для жизни. Части ВТА обеспечивали маневр фронтовой и армейской авиации. Немалую долю в общем объеме перевозок составляли и гуманитарные грузы афганскому народу.
Опыт, накопленный за годы работы экипажей ВТА в Афганистане, без преувеличения, бесценен....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции