О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Авиакомпании хотят иметь доступ к собственным билетам"

Директор Skyscanner в России Д.Коновалов рассказывает, как стартап из Шотландии стал третьим по величине онлайн-продавцом авиабилетов в мире и какие планы у компании в России

Интернет-сервис поиска дешевых авиабилетов Skyscanner пришел в Россию полтора года назад, опередив конкурентов. В прошлом году компания получила в виде комиссии с продаж билетов около $20 млн (объем продаж - $1 млрд). Директор Skyscanner в России Дмитрий Коновалов рассказал Slon.ru, что наша страна когда-нибудь выведет компанию в лидеры рынка.

- Skyscanner - стартап, который выстрелил довольно-таки неожиданно. Как это происходило?

- Его придумали три программиста, которые любили путешествовать и ездили на лыжные курорты. Один жил в Лондоне, остальные - в других английских городах. Они решили найти самые дешевые билеты, чтобы полететь во Францию кататься на лыжах. Смотрели сайты многих авиакомпаний - сравнивали даты, рейсы. Это большой труд, но в результате программисты разочаровались: оказалось, что самые дешевые билеты они не нашли.

В итоге один из них написал программу, которая сама ходила по сайтам авиакомпаний и получала тарифы. В 2002-м году он опубликовал их в интернете - в виде примитивной табличке в "экселе". Табличка обновлялась и получила большое число поклонников. Проект превратился в стартап. В 2008-м году парни получили 2,5 млн фунтов инвестиций от венчурного фонда Scottish Equity Partners. Так и появился Skyscanner. Сейчас сервис ищет по 600 авиакомпаниям и 670 000 рейсам. Он переведен на 23 языка.

- Какое место вы занимаете на мировом рынке подобных сервисов?

- Мы занимаем первое место в Европе по числу посетителей, а в мире - третье. Лидером является американский сайт Kayak.com. Это объясняется просто. Американский рынок очень сильно развит, и там 60% билетов бронируется через интернет. В Британии, где появился Skyscanner, этот показатель вдвое ниже. На втором месте - китайский сервис Qunar.com (по-китайски звучит как "Щи-на"). Наша цель - опередить их, и стать мировым лидером.

- Каким образом?

- Выиграть планируем за счет новых регионов - Украины, Польши, Греции, возможно, стран Юго-Восточно Азии и особенно России. У Kayak.com нет, например, русской версии, у Qunar.com ее тоже нет. А у нас уже существует полтора года, и в России мы видим потенциал. Исследование Citibank и Google показало, что 40% всех онлайновых покупок в России приходится на авиабилеты.

В России слабо развита электронная коммерция. Поэтому лишь 3-5% от общего числа билетов бронируется через интернет. Люди старшего поколения и жители регионов еще не настолько освоили интернет: они бронируют билеты по телефону или заходят к туроператору. Но рынок все равно показывает самые впечатляющие в мире темпы роста. Наша задача - просто расти параллельно с ростом рынка, и пока получается. Мы сравнили показатели в России конца 2009 года со средними в 2010-м году. Получается рост на 438%. И у всех авиакомпаний, с которыми мы здесь общались, есть большой интерес.

- В чем интерес пользователей - понятно, они ищут дешевые билеты. А зачем авиакомпаниям с вами работать?

- Мы приводим покупателя на их сайт. Люди покупают билеты, оставляют свои данные авиакомпаниям. Они могут пойти по рекламным ссылкам или сделать еще что-нибудь полезное. Например, забронировать отель или вступить в клуб лояльности. Помимо всего этого, у Skyscanner есть еще одна важная деталь. Авиакомпании экономят миллионы за счет того, что мы работаем с кэшем.

- Хм. С наличными?

- Нет. Представим, что пользователь заходит на сайт авиакомпании. Он смотрит, куда можно дешево полететь на отдых в мае. Делает один запрос - по Германии, другой - по Франции. И каждый раз, когда ты задаешь поиск, авиакомпания автоматически отправляет запрос на сторонний ресурс и тратит несколько центов. Она не имеет доступа к собственным билетам.

- Как это?

- Информация о билетах принадлежит третьей стороне - дистрибутивной системе. В России, например, работают глобальные системы Amadeus, Travelport, Sabre и ITA Software. Также популярна российская "Сирена". За их услуги надо платить, и некоторые авиакомпании тратят десятки миллионов долларов. Ситуация немного странная. Объясняется она тем, что к дистрибутивным системам подключены агенты и субагенты, которые продают билеты. Там очень сложная инфраструктура, и авиакомпании сами не могут решить проблему взаимодействия с агентами.

- А вы-то чем можете помочь?

- Мы запрашиваем цены с сайтов авиакомпаний и сохраняем их в кэше. Представим, что к нам на сайт приходит пользователь и спрашивает, сколько стоит билет Москва-Париж. Запрос направляется в авиакомпанию, а данные мы некоторое время сохраняем в кэше. Потом приходят другие пользователи и запрашивают цены на тот же билет, и получают сохраненные у нас данные. Мы не обращаемся за ними в авиакомпанию, а она не обращается в дистрибутивную систему. Издержки уменьшаются. Так что это очень полезный для авиакомпаний инструмент.

- Они платят вам из сэкономленных денег?

- Они платят процент с транзакции, когда пользователь покупает билет.

- С кем из российских авиакомпаний вы вели переговоры? С кем договорились?

- Это коммерческая информация, которую я не могу разглашать. Мы с ними общаемся. Прекрасные люди. Но, к сожалению, вопросы технологии еще нужно решать. Когда пользователи переходят с нашего сайта на сайт авиакомпании, их надо отследить, надо зафиксировать, какие действия они произвели. Здесь технологии не всегда на должном уровне. Наши технические люди общаются с их техническими людьми - делятся опытом, передают образцы.

- То есть российский рынок растет быстрее остальных, но работать здесь пока можно только в убыток? Авиакомпании же не платят.

- Это тоже коммерческая информация. Уровень развития технологий не всегда способствует быстрому развитию, но эта ситуация меняется. Рынок же растет. Думаю, тут речь идет о считанных месяцах. В конце февраля мы запустили мобильное приложение для поиска дешевых авиабилетов для iPhone и iPad. В первый же месяц число загрузок перевалило за миллион, причем россияне оказались самыми активными. С развитием продаж в режиме онлайн для российских авиакомпаний важно развиваться. Им это нужно.

- А как вы планировать развивать бизнес?

- Наполняем локальные сайты интересным контентом. На нем держится продвижение. Делаем модуль для поисковых порталов. Недавно купили стартап Zoombu.co.uk, основанный в 2008-м году четырьмя ребятами из Оксфорда. У них есть свой модуль, который мы используем для поиска по автомобилям и отелям. Также он годится для сухопутного транспорта - в будущем подключим к Skyscanner поезда и автобусы. Тогда мы сможем предложить поиск от двери до двери.

- В России это будет работать?

- Мы будем делать здесь все то же самое, что в Европе. Инфраструктура в интернете развивается. Есть же "Сапсаны". На сайте РЖД можно заказать билет за два месяца до рейса. У нас есть технология, и мы сразу хотим ее использовать....
Авторские права на данный материал принадлежат «Slon.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка