Российская Бизнес-газета
15 января 2002, 12:05
"Авиастар" нащупал взлетную полосу
В Ульяновске предпринимается очередная попытка вывести из кризиса самолетостроительное производство. В роли спасителей изъявили готовность выступить восемнадцать финансовых структур и промышленных объединений. О своих намерениях потенциальные коллеги возрождения "Авиастара" заявили в Москве - на встрече с главой администрации Ульяновской области Владимиром Шамановым. По возвращении в Ульяновск последний сказал, что столичный диалог является плодом совместных усилий, которые в течение полугода прикладывали "Росавиакосмос" и все те, кто заинтересован в развитии гражданского авиастроения в России.
Поиск надежного стратегического партнера ульяновский авиазавод начал еще в начале минувшего года. И в апреле, казалось, такой нашелся, в лице группы компаний "Новое Содружество". Холдинг в течение двух лет намеревался инвестировать в производство самолетов два миллиарда рублей. Взамен представители объединения должны были стать обладателями 26-процентного пакета акций "Авиастар-СП". Стороны ударили по рукам, и "Новое Содружество" начало довольно резво, вложив в дело 261 миллион рублей. За счет этого были ликвидированы долги перед бюджетами, энергетиками, кредиторами, а также погашена многомесячная задолженность по заработной плате.
Но затем отношения партнеров разладились. Одна сторона пыталась дать понять, что иногородние бизнесмены решили подешевке заполучить крупный завод, другая - что ее попросту задумали "раскрутить". Кончилось все тем, что в октябре прошлого года "Новое Содружество" покинуло авиапредприятие, оставив за собой право добиваться возврата 261 кровного миллиона.
Случившееся подвигло администрацию Ульяновской области, которая до тех пор занимала наблюдательную позицию и демонстрировала едва ли не полное невмешательство, взяться за гуж. На очередном собрании акционеров совет директоров был полностью обновлен, и в его составе появились сразу три представителя команды губернатора. Один из них - советник по вопросам авиации Михаил Миримский - и возглавил руководящий орган.
Новым генеральным директором большого "Авиастара" чуть позже был избран Сергей Понамаренко, экс-мэр города Шахты Ростовской области. Главной своей задачей он называет возврат в состав акционерного общества тех активов, которые в свое время были из него выведены. Речь идет о ряде производств, раньше составлявших единое целое - Ульяновский авиационно-промышленный комплекс, - а ныне являющихся самостоятельными хозяйствующими субъектами. В их числе международный аэропорт "Ульяновск-Восточный", покрасочный цех и кое-что еще.
"Крепить мощь" производства снизу поручили Виктору Михайлову, уже сидевшему с 1991 по 1997 год за "штурвалом" завода. Тот период запомнился прежде всего приватизацией предприятия, которая, как выяснила Счетная палата РФ, прошла с нарушениями, а также беспрецедентной акцией работников "Авиастара": в 94-м измученные многомесячными задержками зарплаты тысячи людей лавиной устремились по улицам Ульяновска, решив перекрыть движение по объекту стратегической важности - мосту через Волгу.
Сегодня Михайлов называет себя камикадзе. Долг завода перед бюджетами всех уровней превышает пять миллиардов рублей. Отдать всю сумму сразу нереально: нет серьезных заказов, да и трудится на предприятии почти в пять раз меньше специалистов, нежели в годы расцвета.
Тем не менее генеральный директор считает себя способным разработать программу реанимации "Авиастара-СП". Он так же, как и Понамаренко, выступает за возвращение под одно крыло всех ныне самостоятельных производств, утверждая, что кредиторы гораздо охотнее идут на контакт, если знают, что имеют дело с единым предприятием, имеющим единую марку.
Наиболее реальным инвестором ульяновского авиагиганта на сей день считается египетская компания "Като Ароматик" (никто не отрицает, что Михайлов стал генеральным с подачи владельца африканской фирмы - доктора Ибрагима Камеля). Египтяне, проявляющие постоянный интерес к лайнерам Ту-204, готовы вложить в самолетостроение 250 миллионов долларов. Более ста из них, если все сложится благополучно, поступят в Ульяновск в течение 2002 года.
Эти моменты и должны лечь в основу антикризисной программы руководителя "Авиастара-СП".
- Если к концу первого квартала 2002 года она вас устроит, - сказал он на встрече с трудовым коллективом, - я останусь. Если нет - уйду, уступив место более предприимчивым и способным.
Между тем в Ульяновске снова заговорили о поставке лайнеров в Китай. Первым шагом должно стать приобретение КНР пяти самолетов Ту-204-120С и так называемый опцион еще на десять машин. Рамочное соглашение два государства заключили еще в сентябре. Но после того как завод покинуло "Новое Содружество", о радужных перспективах пришлось на время забыть. И китайцы, и египтяне намерены покупать ульяновские самолеты, оснащенные двигателями компании "Роллс-Ройс". Они стоят дешевле, чем "Боинги", но для российских потребителей это все равно дорого. Поэтому им будут предложены "тушки" с пермскими моторами ПС-90. Поддержать серийное производство именно таких самолетов и планируют отечественные кредиторы "Авиастара"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская Бизнес-газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции