Коммерсантъ
7 апреля 2011, 10:25
Депутаты освежат воздух
Российскому авиарынку грозят новые инструменты госрегулирования. В случае их одобрения ни одна авиакомпания не сможет выполнять более четверти внутренних авиаперевозок, к чему, впрочем, откровенно стремится только "Аэрофлот"
Во вторник заместитель руководителя комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Андрей Голушко вынес на рассмотрение законопроект о внесении изменений в законы "О защите конкуренции" и "О естественных монополиях". Суть поправок - ограничить максимальную долю какой-либо авиакомпании на внутреннем рынке 25%, поручить Федеральной антимонопольной службе (ФАС) разработать общую для всех авиакомпаний методику формирования цен на авиабилеты, а также допустить на внутренний рынок иностранных перевозчиков, если спрос на авиабилеты превышает предложения. Поправки в законы могут быть одобрены Госдумой до конца 2011 года.
Сейчас в России нет авиаперевозчиков, занимающих более четверти внутреннего рынка. На долю крупнейшего в стране "Аэрофлота" приходится около 15% внутрироссийских перевозок, на втором месте "ЮТэйр" с 13% рынка, на третьем - "Сибирь" (12,5%). В "Аэрофлоте" утверждают, что законопроект в нынешнем виде угрожает планам компании по созданию "глобального российского перевозчика".
"Эти поправки после вступления России в ВТО не позволят "Аэрофлоту" конкурировать с другими крупнейшими мировыми игроками",- уверяют в "Аэрофлоте", отмечая, что в 2010 году перевезли чуть более 11 млн пассажиров, а трафик Lufthansa или Air France превышает 50-60 млн пассажиров в год. "В своих странах они занимают до 60% рынка авиаперевозок, но никто не берется утверждать, что во Франции или Германии нет свободной конкуренции",- говорят в "Аэрофлоте". Господин Голушко на это отвечает, что необходимо "делать конкретные предложения по законопроекту, а не ограничиваться общими заявлениями".
В ФАС не возражают против законопроекта, хотя и подчеркивают, что участия в его разработке служба не принимала. В ведомстве отметили, что проблема регулирования цен на внутренние перевозки существует и, чтобы ее решить, необходимо "дорабатывать нормативную базу". В 2009-2010 годах ФАС провела 12 проверок авиакомпаний по поводу завышения стоимости авиабилетов (проверяли "Аэрофлот", "Владивосток Авиа", "ЮТэйр", "Сибирь" и "Руслайн") и даже возбудила несколько дел, конкретные санкции в отношении авиаперевозчиков применялись редко. Например, 5 апреля новосибирское УФАС России установило, что авиакомпания "Сибирь" злоупотребила доминирующим положением на маршруте Новосибирск-Владивосток-Новосибирск. Авиакомпания нарушила порядок формирования тарифов, и стоимость отдельных авиабилетов составляла 38 тыс. руб. Это было в 1,5 раза больше, чем у других перевозчиков, работающих на маршруте. Экономического обоснования завышенных тарифов у авиакомпании не было.
Андрей Голушко добавляет, что отсутствие необходимой нормативной базы в области авиационного бизнеса приводит к "нездоровому конкурентному рынку в области внутренних перевозок". "Согласно нашему анализу, на внутренних направлениях, где была лишь одна авиакомпания, цены за прошлый год выросли на 50%, а где присутствовало несколько - на 8%",- поясняет депутат.
Главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий, напротив, считает, что сейчас на рынке внутренних авиаперевозок и так свободная конкуренция, любая авиакомпания может ставить свои рейсы на любых маршрутах, исходя лишь из коммерческой выгоды. Уровень тарифов, говорит Алексей Синицкий, тоже диктует рынок и вводить дополнительное регулирование нет никакой необходимости. "Что касается предложения депутатов о допуске на внутренний российский рынок иностранных перевозчиков, то это фактически убьет и без того неприбыльный бизнес российских авиакомпаний",- полагает эксперт. Он добавляет, что привлечение иностранных перевозчиков на внутренний авиарынок России противоречит Воздушному кодексу и межправсоглашениям в области авиационного сообщения, их тоже придется дорабатывать. Причем подобной практики не существует ни в одной стране мира....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции