АвиаПорт.Ru
8 апреля 2011, 19:00
АССАД подвела итоги работы в 2010 г.
Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения" (АССАД) подвела итоги работы предприятий, входящих в ее состав в 2010 г.
Президент напомнил, что 20 лет прошло с той поры, когда 9 февраля 1991 г. 58 предприятий и организаций авиационного двигателестроения и агрегатостроения подписали устав и учредительный договор о создании АССАД. Регистрация ассоциации состоялась 31 мая 1991 г.
За эти 20 лет были разработаны и постоянно совершенствовались методы взаимодействия правления и генеральной дирекции с предприятиями и фирмами - членами АССАД, осуществлялись мероприятия, направленные на мониторинг финансово-экономического и научно-технического состояния предприятий, выявления общих проблем, разработку предложений по их решению, подготовку и направление писем руководству страны, министерствам и ведомствам, отметил выступающий.
Он также считает положительным результатом деятельности АССАД тот факт, что за истекшие два десятилетия вместе с руководителями предприятий удалось сохранить двигателестроение как функционирующую отрасль, которая постепенно преодолевает последствия переходного экономического периода и кризисов, консолидирует свои силы и развивает кооперационные связи, чему в значительной мере способствует общение внутри ассоциации, разработка и осуществление мер, организуемых ассоциацией.
Отмечая 20-летие создания АССАД, Виктор Чуйко с чувством особой благодарности напомнил присутствующем на докладе первый состав правления АССАД, избранный в 1991 г., очень тепло отозвавшись о многих из них, с которыми ему посчастливилось совместно работать.
В настоящее время в составе ассоциации 98 организаций, в том числе 76 предприятий из России, 12 предприятий из Украины и Беларуси и 10 фирм из Германии, Канады, США и Франции, уточнил глава АССАД.
Он также отметил, что за отчетный период приняты в АССАД три предприятия, а из состава ассоциации исключены также три предприятия. Приостановлено членство в АССАД ООО "Приматек Инжиниринг". В связи с образованием ОАО "Кузнецов" упразднены юридические лица ОАО "Моторостроитель" и ОАО "СНТК им. Кузнецова", которые выведены из состава ассоциации.
Далее президент АССАД более подробно остановился на итогах деятельности ассоциации. Ситуацию в российской промышленности в целом он охарактеризовал как тенденцию к росту основных финансово-экономических показателей промышленных предприятий. В условиях кризисных явлений в авиастроении современный этап развития отрасли связан с реализацией задач, поставленных в утвержденных стратегиях развития авиационной промышленности и газотурбинного двигателестроения.
В.Чуйко привел конкретные показатели работы промышленности в 2010 г. Так, индекс промышленного производства в России составил 108,2% против 88% в 2009 г., в обрабатывающих производствах - 111,8% (в 2009 г. - 82,6%). По авиационной отрасли в 2010 г. общий объем производства продукции вырос и составил 111,3% от объема 2009 г., однако объем производства гражданской продукции сократился по сравнению 2009 г. - 98,1%, но вырос по сравнению с 2008 г. - 109%.
Численность работающих в отрасли сократилась за год на 20 тысяч человек, средняя заработная плата увеличилась на 2,5 тысячи руб. и составила 21600 руб.
В. Чуйко отметил, что в прошлом году в авиапромышленности оставались недостатки в организации работ, в результате чего:
- допущено уменьшение выпуска пассажирских самолетов,
- не проведена сертификация и не начаты поставки самолетов SuperJet100 (сертификат получен в феврале 2011 г., но поставок пока не было),
- не выполнены принятые сроки изготовления и поставки самолетов Ил-96-300, Ту-204 и их модификаций,
- продолжались задержки с заключением договоров по бюджетным НИОКР и государственным заказам,
- срывались сроки выполнения отраслевых инвестиционных программ.
- в конце 2010 г. поднялся в воздух первый образец модернизированного пассажирского самолета Ту-204СМ с двигателями ПС-90А2 (ОАО "Авиадвигатель", ОАО "Пермский моторный завод" (ПМЗ), новой ВСУ ТА18-200М (ОАО "Аэросила") и модернизированной авионикой;
- к концу 2010 г. на КнААПО в Комсомольске-на-Амуре собраны первые серийные региональные самолеты SuperJet100;
- в ноябре 2010 г. ГТК "Россия" поставлен шестой самолет Ан-148. Портфель заказов Ан-148 на 1 января 2011 г. оценен ОАК в 96 самолетов;
- в январе 2010 г. впервые поднялся в воздух первый летный экземпляр истребителя пятого поколения;
- в ноябре 2010 г. начаты испытания второго опытного экземпляра перспективного транспортного вертолета Ми-38.
Количество поставленных пассажирских магистральных и региональных самолетов
| Годы | Кол-во самолетов |
|---|---|
| 2005 г. | 8 |
| 2006 г. | 7 |
| 2007 г. | 7 |
| 2008 г. | 10 |
| 2009 г. | 14 |
| 2010 г. | 7 |
Говоря о выпуске новых магистральных и региональных самолетов в последние годы, президент АССАД выразил свое мнение, что, как следует из вышеприведенных данных по выпуску самолетов, с организацией ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" ничего позитивного в отрасли не произошло - за последние годы выпуск новых гражданских магистральных самолетов "крутится" около показателя в 7-14 машин в год.
В тоже время В.Чуйко сообщил, что планами ОАК в 2011 г. предусмотрен значительный рост выпуска магистральных самолетов - их планируется выпустить 31: Ту-204/214 - 5, Ил-96 - 1, Ан-148 - 8, SSJ-100 - 14, Бе-200 - 2, Ил-76 - 1.
Докладчик остановился на вопросах государственной поддержки авиационной промышленности, сказав, что на финансирование работ по Программе развития гражданской авиационной техники на 2011, 2012 и 2013 гг. предусмотрены весьма "приличные" средства в объеме 30,4, 32,2 и 34,9 млрд руб. соответственно. Значительная часть этих средств предназначается для финансирования главного проекта - среднемагистрального самолета МС-21 и перспективного двигателя ПД-14 для этого самолета. Правда, в связи с последними изменениями в руководстве ОАК, как считает В.Чуйко, возможны некоторые изменения.
К достижениям авиационного двигателестроения в 2010 г. президент АССАД отнес:
- сборку и начало испытаний (ноябрь 2010 г.) газогенератора двигателя ПД-14 для перспективного семейства авиадвигателей и промышленных газотурбинных установок;
- получение сертификата типа АР МАК на двигатель ПС-90А3;
- получение в июне 2010 г. европейского сертификата типа и в августе 2010 г. сертификата типа АР МАК на двигатель SaM146;
- первый полет летающей лаборатории с двигателем "117" (НПО "Сатурн") и первый полет опытного самолета с этим двигателем;
- завершение сертификационных испытаний самолета Ан-158 на 99 пассажиров с двигателем Д-436-148. Сертификат АР МАК получен 28 февраля 2011 г.
По его словам, в целом по двигателестроению в 2010 г. относительно 2009 г. наблюдалась положительная динамика основных технико-экономических показателей, в том числе по темпам роста объемов продаж, по количеству выпуска ГТД и запасных частей к ним.
Глава АССАД более подробно остановился на деятельности предприятий АССАД в 2010 г. Суммарный объем продаж (выполненных работ) предприятий АССАД, представивших свои данные, в 2010 г. составил 157,0 млрд рублей, в том числе: по предприятиям ОДК - 70,4 млрд рублей (без учета объема ОАО "Кузнецов", который по оценке составляет 4,5-5 млрд рублей), по ГК "Ростехнологии" - 5,9 млрд рублей, по предприятиям АССАД, входящим в НПЦГ "Салют" - 18,9 млрд рублей (по всей интегрированной структуре, то есть с учетом предприятий, не входящих в состав АССАД - 21,9 млрд рублей), по предприятиям Украины - 33,6 млрд рублей.
Численность работающих на предприятиях в 2010 г. практически не изменилась - она сократилась на 0,7%. Средняя заработная плата увеличилась за прошлый год на 11,3% и составила 21900 рублей в месяц. Среднее соотношение кредиторской и дебиторской задолженности за год несколько увеличилось - с 1,5 до 1,8, что, по нашему мнению, находится в пределах нормы, сказал В.Чуйко.
Объемы продаж по предприятиям АССАД в 2000-2010 гг.
| Годы | Рост, % |
|---|---|
| 2001/2000 | 36,3 |
| 2002/2001 | 33,4 |
| 2003/2002 | 24,0 |
| 2004/2003 | 3,0 |
| 2005/2004 | 10,0 |
| 2006/2005 | 15,7 |
| 2007/2006 | 24,0 |
| 2008/2007 | 4,3 |
| 2009/2008 | 13,0 |
| 2010/2009 | 18,8* |
*для российских предприятий - 12,6%%.
Комментируя приведенные темпы роста объемов продаж в 2000-2010 гг., В.Чуйко отметил их цикличность. Падение объемов происходит как раз в то время, когда в стране производятся какие то существенные реформы. Например, падение объемов в 2004 г. связано с проведением административной реформы.
В среднем объемы в 2010 г. выросли на 18,8% (в 2009 г. этот показатель был равен 13%). По российским предприятиям увеличение объемов составило12,6% (в прошлом году 17,2%).
По его данным, суммарный объем продаж предприятий, входящих в ОДК и представивших данные, составил в 2010 г. 70,4 млрд рублей. Рост объемов продаж по сравнению с прошлым годом - 12,5%. Объемы выросли на всех предприятиях (кроме ОАО "Сатурн", где отмечено уменьшение объема на 3,3%), в диапазоне от 1,3% (УМПО) до 63% (ОАО "Климов"). Причем ОАО "Климов" вышло на уровень 4,5 млрд рублей, то есть на уровень объема небольших серийных заводов). Среднесписочная численность сократилась на 2,3%. Изменения - от уменьшения на 9% (УМПО) до увеличения на 2,5% ("Климов").
По предприятиям, интегрированным в Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют", объем продаж (за вычетом предприятий, не входящих в АССАД) вырос на 4% и равен 18,9 млрд рублей. Наибольший рост объемов показала группа предприятий, входящих в ГК "Ростехнологии", хотя в 2010 г. по отношению к 2009 г. был "провал". При среднем увеличении на 21,6% у четырех предприятий из семи рост превысил 40%, а объемы ОАО "Гипронииавиапром" и ОАО "Омское моторостроительное конструкторское бюро" выросли в 1,7 и 2,2 раза соответственно. При этом суммарная численность работающих в этой группе уменьшилась на 1,1%, а заработная плата выросла на 19,7% (от 4% на МПО им. Румянцева до 38% в ЭОКБ "Сигнал" им. Глухарева), уточнил глава ассоциации.
Докладчик подробно рассказал о деятельности правления АССАД и о мероприятиях, проведенных с участием правления в 2010 г.:
- об экспертной оценке состояния авиационного двигателестроения по итогам 2009 г.;
- об итогах 11-го международного салона "Двигатели-2010" и Научно-технического конгресса по двигателестроению;
- о проведении заседаний Межгосударственного координационного совета по сотрудничеству между Россией и Украиной в области авиадвигателестроения.
Далее докладчик особо остановился на вопросах российско-украинского сотрудничества. Сотрудничество и взаимодействие предприятий Российской Федерации и Украины по выполнению межправительственных соглашений между Россией и Украиной, координация работы и состояние кооперационных связей рассматривались на заседаниях Межгосударственного координационного совета (МКС) по сотрудничеству между Россией и Украиной в области авиадвигателестроения. 1 июня 2010 года в г. Запорожье проведено юбилейное - 30-е заседание Межгосударственного координационного совета.
На заседании были рассмотрены основные вопросы по эксплуатации самолетов Ан-140, Ан-148 и Як-130, об итогах эксплуатации двигателей Аи-222-25 на самолетах Як-130 и ряд других вопросов. 31-е заседание МКС прошло в Москве на "Салюте", где были рассмотрены вопросы эксплуатации двигателей ТВ3-117ВМА-СМБ1 на самолете Ан-140, а также вопросы лизинга, ценообразования, ресурса и надежности, о доработках двигателя АИ-222-2.5 и целый ряд других вопросов. При рассмотрении вопроса об опыте эксплуатации двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1 на самолете Ан-140 МКС счел необходимым поручить разработчикам и изготовителям агрегатов подготовить мероприятия по повышению надежности и ресурса агрегатов и ресурсных показателей переднего редуктора двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1. Также было решено организовать в I квартале 2011 г. совещание совместно с разработчиками и поставщиками ПКИ по вопросу обеспечения надежности и ресурсных показателей двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1. Такое совещание было проведено в феврале в представительстве ОАО "Мотор Сич".
"Поскольку сейчас эксплуатация переведена на вторую стратегию увеличения ресурса, мы договорились, что ресурс должен составить по агрегатам 10000 часов и 8000 полетов. 6 апреля мы проводим совещание по ресурсам самолетных агрегатов и разослали свои предложения всем заинтересованным сторонам. Это очень поможет внедрению самолета Ан-140, особенно в Якутии, где без него просто обойтись не могут" - сказал В.Чуйко.
В 2010 г. были начаты работы по подготовке паспортов на модули и введении их в формуляры двигателей. Эта работа ведется по инициативе АР МАК, при поддержке, АССАД и совместно с ОАО "Мотор Сич", ЗМКБ "Прогресс", ОАО "Авиадвигатель" и ОАО "Климов". Все двигатели последних лет имеют модульную конструкцию. Поэтому с АР МАК было решено рассмотреть возможность ввести формуляры модулей в формуляры самих двигателей, сказал глава АССАД.
По его мнению, создание сервисного центра в ОАЭ является весьма заметным событием. 3-11 ноября 2010 г. на базе технического центра ОАО "Мотор Сич" (г. Шарджа, ОАЭ) состоялась научно-техническая конференция "Региональные технические центры - повышение эффективности сервисного обслуживания ГТД". В конференции участвовали руководители 32 предприятий АССАД, эксплуатирующих и обслуживающих организаций региона. В ходе работы конференции были заслушаны доклады руководителей предприятий АССАД, выступления представителей эксплуатирующих фирм, проведено обсуждение докладов и обмен мнениями. По результатам конференции принято решение об использовании опыта центра в Шардже для расширения взаимовыгодной кооперации предприятий по сервисному обслуживанию и ремонту, а также об организации таких конференций в будущем во время проведения авиакосмического салона в г. Дубаи (ОАЭ) в ноябре 2011 г. Докладчик обратил внимание на то, что сервисный центр в Шардже подтвердил важность и высокую эффективность "приближения сервисных услуг к эксплуатанту". В этом центре работает от 6 до 10 человек и если пять лет назад центром было выполнено работ на $300 тыс., то в 2010 г. уже $25 млн, что говорит о том, насколько востребованы такие услуги.
Результаты проведенной конференции в Шардже нашли большой отклик за рубежом, уже поступили вопросы для рассмотрения на конференции, которая состоится в конце этого года в Шардже, в том числе о проведении одного дня конференции в Судане, - сообщил президент АССАД.
По его убеждению, этот опыт надо применять в России по организации сервисных центров при АРЗ военной и гражданской авиации в форме ОАО для российских производителей и в форме СП, например, для российско-украинских сервисных центров. Такие центры нужны в Хабаровске, Армавире, Екатеринбурге, Челябинске, Ейске, на АРЗ 218 и АРЗ 121.
В течение прошлого года продолжалось активное взаимодействие ассоциации с законодательными и исполнительными органами власти, а также с объединениями и акционерными компаниями. Руководство и специалисты генеральной дирекции в течение 2010 г. принимали активное участие в ряде мероприятий, затрагивающих вопросы развития авиации и авиационной промышленности, с участием государственных и общественных организаций, акционерных обществ и бизнес-структур. Генеральная дирекция тесно взаимодействовала с Минпромторгом России, ВВС России, Минтрансом России, аппаратами президента и правительства РФ, Советом Федерации и Государственной думой РФ, Военно-промышленной комиссией при правительстве РФ, правительством Москвы, ГК "Ростехнологии", ОАО "ОАК", ОАО ОПК "Оборонпром", ОАО УК "ОДК", а также с Минпромполитики Украины, отметил выступающий.
По данным, которые привел В.Чуйко, на 2011 г. правление и генеральная дирекция запланировали следующие основные мероприятия:
- Проведение совместно с ФГУП ЦИАМ, ГосНИИ ГА, разработчиками, изготовителями и эксплуатирующими организациями совещания: "Итоги эксплуатации авиационных двигателей в 2010 г. и первом квартале 2011 г. и оценка безотказности двигателей гражданской авиации за вышеуказанный период" (30 июня 2011 г.);
- Участие объединенным стендом АССАД в международном авиасалоне МАКС-2011;
- Проведение 32-го и 33-го заседаний Межгосударственного координационного совета по сотрудничеству между Российской Федерацией и Украиной в области авиадвигателестроения (2 июня - г. Запорожье, ноябрь - г. Москва);
- Проведение второй научно-технической конференции по совершенствованию сервисного обслуживания в техцентре ОАО "Мотор Сич" в свободной экономической зоне аэропорта г. Шарджи (ОАЭ) в ноябре 2011 г. с участием авиасалона в Дубаи;
- Проведение, совместно с НИИ и предприятиями, научно-технических советов АССАД, в том числе, по темам:
- Модернизация стендово-испытательной базы двигателестроительных и агрегатостроительных предприятий (21 апрель 2011 г. в Мытищах);
- Новые технологии ремонта двигателей и их агрегатов (июль 2011 г. в Ейске);
- Научно-техническое обеспечение и повышение эффективности ремонта авиадвигателей (август 2011 г. в Гатчине на АРЗ 218).
- Модернизация стендово-испытательной базы двигателестроительных и агрегатостроительных предприятий (21 апрель 2011 г. в Мытищах);
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
