О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

АССАД подвела итоги работы в 2010 г.

Ассоциация "Союз авиационного двигателестроения" (АССАД) подвела итоги работы предприятий, входящих в ее состав в 2010 г.

29 марта 2011 г. ассоциация "Союз авиационного двигателестроения" (АССАД) подвела итоги работы предприятий, входящих в ее состав в 2010 г. С отчетным докладом выступил президент АССАД Виктор Чуйко.

Президент напомнил, что 20 лет прошло с той поры, когда 9 февраля 1991 г. 58 предприятий и организаций авиационного двигателестроения и агрегатостроения подписали устав и учредительный договор о создании АССАД. Регистрация ассоциации состоялась 31 мая 1991 г.

За эти 20 лет были разработаны и постоянно совершенствовались методы взаимодействия правления и генеральной дирекции с предприятиями и фирмами - членами АССАД, осуществлялись мероприятия, направленные на мониторинг финансово-экономического и научно-технического состояния предприятий, выявления общих проблем, разработку предложений по их решению, подготовку и направление писем руководству страны, министерствам и ведомствам, отметил выступающий.

Он также считает положительным результатом деятельности АССАД тот факт, что за истекшие два десятилетия вместе с руководителями предприятий удалось сохранить двигателестроение как функционирующую отрасль, которая постепенно преодолевает последствия переходного экономического периода и кризисов, консолидирует свои силы и развивает кооперационные связи, чему в значительной мере способствует общение внутри ассоциации, разработка и осуществление мер, организуемых ассоциацией.

Отмечая 20-летие создания АССАД, Виктор Чуйко с чувством особой благодарности напомнил присутствующем на докладе первый состав правления АССАД, избранный в 1991 г., очень тепло отозвавшись о многих из них, с которыми ему посчастливилось совместно работать.

В настоящее время в составе ассоциации 98 организаций, в том числе 76 предприятий из России, 12 предприятий из Украины и Беларуси и 10 фирм из Германии, Канады, США и Франции, уточнил глава АССАД.

Он также отметил, что за отчетный период приняты в АССАД три предприятия, а из состава ассоциации исключены также три предприятия. Приостановлено членство в АССАД ООО "Приматек Инжиниринг". В связи с образованием ОАО "Кузнецов" упразднены юридические лица ОАО "Моторостроитель" и ОАО "СНТК им. Кузнецова", которые выведены из состава ассоциации.

Далее президент АССАД более подробно остановился на итогах деятельности ассоциации. Ситуацию в российской промышленности в целом он охарактеризовал как тенденцию к росту основных финансово-экономических показателей промышленных предприятий. В условиях кризисных явлений в авиастроении современный этап развития отрасли связан с реализацией задач, поставленных в утвержденных стратегиях развития авиационной промышленности и газотурбинного двигателестроения.

В.Чуйко привел конкретные показатели работы промышленности в 2010 г. Так, индекс промышленного производства в России составил 108,2% против 88% в 2009 г., в обрабатывающих производствах - 111,8% (в 2009 г. - 82,6%). По авиационной отрасли в 2010 г. общий объем производства продукции вырос и составил 111,3% от объема 2009 г., однако объем производства гражданской продукции сократился по сравнению 2009 г. - 98,1%, но вырос по сравнению с 2008 г. - 109%.

Численность работающих в отрасли сократилась за год на 20 тысяч человек, средняя заработная плата увеличилась на 2,5 тысячи руб. и составила 21600 руб.

В. Чуйко отметил, что в прошлом году в авиапромышленности оставались недостатки в организации работ, в результате чего:
  • допущено уменьшение выпуска пассажирских самолетов,
  • не проведена сертификация и не начаты поставки самолетов SuperJet100 (сертификат получен в феврале 2011 г., но поставок пока не было),
  • не выполнены принятые сроки изготовления и поставки самолетов Ил-96-300, Ту-204 и их модификаций,
  • продолжались задержки с заключением договоров по бюджетным НИОКР и государственным заказам,
  • срывались сроки выполнения отраслевых инвестиционных программ.
В тоже время президент АССАД в отчетном докладе остановился и на тех успехах авиационной промышленности, которые были достигнуты в прошлом году. К заметным событиям 2010 г. в авиастроении можно отнести:
  • в конце 2010 г. поднялся в воздух первый образец модернизированного пассажирского самолета Ту-204СМ с двигателями ПС-90А2 (ОАО "Авиадвигатель", ОАО "Пермский моторный завод" (ПМЗ), новой ВСУ ТА18-200М (ОАО "Аэросила") и модернизированной авионикой;
  • к концу 2010 г. на КнААПО в Комсомольске-на-Амуре собраны первые серийные региональные самолеты SuperJet100;
  • в ноябре 2010 г. ГТК "Россия" поставлен шестой самолет Ан-148. Портфель заказов Ан-148 на 1 января 2011 г. оценен ОАК в 96 самолетов;
  • в январе 2010 г. впервые поднялся в воздух первый летный экземпляр истребителя пятого поколения;
  • в ноябре 2010 г. начаты испытания второго опытного экземпляра перспективного транспортного вертолета Ми-38.
Всего в 2010 г. авиакомпаниям было сдано 14 самолетов (в том числе 7 Як-18), в 2009 г. - 46 (в т.ч. 32 Як-18). Вертолетов (гражданских) сдано 109 (в 2009 г. - 97). 2010 г., к сожалению, не принес ожидаемого роста производства отечественных гражданских самолетов: заказчикам были переданы лишь 7 магистральных пассажирских самолетов (2 Ту-204, 1 Ту-214 и 4 Ан-148).

Количество поставленных пассажирских магистральных и региональных самолетов

Годы Кол-во самолетов
2005 г.8
2006 г. 7
2007 г. 7
2008 г. 10
2009 г. 14
2010 г. 7

Говоря о выпуске новых магистральных и региональных самолетов в последние годы, президент АССАД выразил свое мнение, что, как следует из вышеприведенных данных по выпуску самолетов, с организацией ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" ничего позитивного в отрасли не произошло - за последние годы выпуск новых гражданских магистральных самолетов "крутится" около показателя в 7-14 машин в год.

В тоже время В.Чуйко сообщил, что планами ОАК в 2011 г. предусмотрен значительный рост выпуска магистральных самолетов - их планируется выпустить 31: Ту-204/214 - 5, Ил-96 - 1, Ан-148 - 8, SSJ-100 - 14, Бе-200 - 2, Ил-76 - 1.

Докладчик остановился на вопросах государственной поддержки авиационной промышленности, сказав, что на финансирование работ по Программе развития гражданской авиационной техники на 2011, 2012 и 2013 гг. предусмотрены весьма "приличные" средства в объеме 30,4, 32,2 и 34,9 млрд руб. соответственно. Значительная часть этих средств предназначается для финансирования главного проекта - среднемагистрального самолета МС-21 и перспективного двигателя ПД-14 для этого самолета. Правда, в связи с последними изменениями в руководстве ОАК, как считает В.Чуйко, возможны некоторые изменения.

К достижениям авиационного двигателестроения в 2010 г. президент АССАД отнес:
  • сборку и начало испытаний (ноябрь 2010 г.) газогенератора двигателя ПД-14 для перспективного семейства авиадвигателей и промышленных газотурбинных установок;
  • получение сертификата типа АР МАК на двигатель ПС-90А3;
  • получение в июне 2010 г. европейского сертификата типа и в августе 2010 г. сертификата типа АР МАК на двигатель SaM146;
  • первый полет летающей лаборатории с двигателем "117" (НПО "Сатурн") и первый полет опытного самолета с этим двигателем;
  • завершение сертификационных испытаний самолета Ан-158 на 99 пассажиров с двигателем Д-436-148. Сертификат АР МАК получен 28 февраля 2011 г.
В 2010 г. продолжались интеграционные процессы в авиационном двигателестроении, из которых можно отметить создание объединения ОАО "Кузнецов" (за счет слияния ОАО "Моторостроитель" и ОАО "СНТК им. Кузнецова"), а также работа по объединению пермских предприятий ОАО "Стар" и ОАО "Инкар", сказал докладчик.

По его словам, в целом по двигателестроению в 2010 г. относительно 2009 г. наблюдалась положительная динамика основных технико-экономических показателей, в том числе по темпам роста объемов продаж, по количеству выпуска ГТД и запасных частей к ним.

Глава АССАД более подробно остановился на деятельности предприятий АССАД в 2010 г. Суммарный объем продаж (выполненных работ) предприятий АССАД, представивших свои данные, в 2010 г. составил 157,0 млрд рублей, в том числе: по предприятиям ОДК - 70,4 млрд рублей (без учета объема ОАО "Кузнецов", который по оценке составляет 4,5-5 млрд рублей), по ГК "Ростехнологии" - 5,9 млрд рублей, по предприятиям АССАД, входящим в НПЦГ "Салют" - 18,9 млрд рублей (по всей интегрированной структуре, то есть с учетом предприятий, не входящих в состав АССАД - 21,9 млрд рублей), по предприятиям Украины - 33,6 млрд рублей.

Численность работающих на предприятиях в 2010 г. практически не изменилась - она сократилась на 0,7%. Средняя заработная плата увеличилась за прошлый год на 11,3% и составила 21900 рублей в месяц. Среднее соотношение кредиторской и дебиторской задолженности за год несколько увеличилось - с 1,5 до 1,8, что, по нашему мнению, находится в пределах нормы, сказал В.Чуйко.

Объемы продаж по предприятиям АССАД в 2000-2010 гг.

Годы Рост, %
2001/2000 36,3
2002/2001 33,4
2003/2002 24,0
2004/2003 3,0
2005/2004 10,0
2006/2005 15,7
2007/2006 24,0
2008/2007 4,3
2009/2008 13,0
2010/2009 18,8*

*для российских предприятий - 12,6%%.

Комментируя приведенные темпы роста объемов продаж в 2000-2010 гг., В.Чуйко отметил их цикличность. Падение объемов происходит как раз в то время, когда в стране производятся какие то существенные реформы. Например, падение объемов в 2004 г. связано с проведением административной реформы.

В среднем объемы в 2010 г. выросли на 18,8% (в 2009 г. этот показатель был равен 13%). По российским предприятиям увеличение объемов составило12,6% (в прошлом году 17,2%).

По его данным, суммарный объем продаж предприятий, входящих в ОДК и представивших данные, составил в 2010 г. 70,4 млрд рублей. Рост объемов продаж по сравнению с прошлым годом - 12,5%. Объемы выросли на всех предприятиях (кроме ОАО "Сатурн", где отмечено уменьшение объема на 3,3%), в диапазоне от 1,3% (УМПО) до 63% (ОАО "Климов"). Причем ОАО "Климов" вышло на уровень 4,5 млрд рублей, то есть на уровень объема небольших серийных заводов). Среднесписочная численность сократилась на 2,3%. Изменения - от уменьшения на 9% (УМПО) до увеличения на 2,5% ("Климов").

По предприятиям, интегрированным в Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют", объем продаж (за вычетом предприятий, не входящих в АССАД) вырос на 4% и равен 18,9 млрд рублей. Наибольший рост объемов показала группа предприятий, входящих в ГК "Ростехнологии", хотя в 2010 г. по отношению к 2009 г. был "провал". При среднем увеличении на 21,6% у четырех предприятий из семи рост превысил 40%, а объемы ОАО "Гипронииавиапром" и ОАО "Омское моторостроительное конструкторское бюро" выросли в 1,7 и 2,2 раза соответственно. При этом суммарная численность работающих в этой группе уменьшилась на 1,1%, а заработная плата выросла на 19,7% (от 4% на МПО им. Румянцева до 38% в ЭОКБ "Сигнал" им. Глухарева), уточнил глава ассоциации.

Докладчик подробно рассказал о деятельности правления АССАД и о мероприятиях, проведенных с участием правления в 2010 г.:
  • об экспертной оценке состояния авиационного двигателестроения по итогам 2009 г.;
  • об итогах 11-го международного салона "Двигатели-2010" и Научно-технического конгресса по двигателестроению;
  • о проведении заседаний Межгосударственного координационного совета по сотрудничеству между Россией и Украиной в области авиадвигателестроения.
Генеральной дирекцией АССАД была выполнена работа по договору с "ОДК" по экспертной оценке состояния авиационного двигателестроения в 2009 г. (отчет направлен в ОАО "УК ОДК" и ОАО "ОПК "Оборонпром").

Далее докладчик особо остановился на вопросах российско-украинского сотрудничества. Сотрудничество и взаимодействие предприятий Российской Федерации и Украины по выполнению межправительственных соглашений между Россией и Украиной, координация работы и состояние кооперационных связей рассматривались на заседаниях Межгосударственного координационного совета (МКС) по сотрудничеству между Россией и Украиной в области авиадвигателестроения. 1 июня 2010 года в г. Запорожье проведено юбилейное - 30-е заседание Межгосударственного координационного совета.

На заседании были рассмотрены основные вопросы по эксплуатации самолетов Ан-140, Ан-148 и Як-130, об итогах эксплуатации двигателей Аи-222-25 на самолетах Як-130 и ряд других вопросов. 31-е заседание МКС прошло в Москве на "Салюте", где были рассмотрены вопросы эксплуатации двигателей ТВ3-117ВМА-СМБ1 на самолете Ан-140, а также вопросы лизинга, ценообразования, ресурса и надежности, о доработках двигателя АИ-222-2.5 и целый ряд других вопросов. При рассмотрении вопроса об опыте эксплуатации двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1 на самолете Ан-140 МКС счел необходимым поручить разработчикам и изготовителям агрегатов подготовить мероприятия по повышению надежности и ресурса агрегатов и ресурсных показателей переднего редуктора двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1. Также было решено организовать в I квартале 2011 г. совещание совместно с разработчиками и поставщиками ПКИ по вопросу обеспечения надежности и ресурсных показателей двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1. Такое совещание было проведено в феврале в представительстве ОАО "Мотор Сич".

"Поскольку сейчас эксплуатация переведена на вторую стратегию увеличения ресурса, мы договорились, что ресурс должен составить по агрегатам 10000 часов и 8000 полетов. 6 апреля мы проводим совещание по ресурсам самолетных агрегатов и разослали свои предложения всем заинтересованным сторонам. Это очень поможет внедрению самолета Ан-140, особенно в Якутии, где без него просто обойтись не могут" - сказал В.Чуйко.

В 2010 г. были начаты работы по подготовке паспортов на модули и введении их в формуляры двигателей. Эта работа ведется по инициативе АР МАК, при поддержке, АССАД и совместно с ОАО "Мотор Сич", ЗМКБ "Прогресс", ОАО "Авиадвигатель" и ОАО "Климов". Все двигатели последних лет имеют модульную конструкцию. Поэтому с АР МАК было решено рассмотреть возможность ввести формуляры модулей в формуляры самих двигателей, сказал глава АССАД.

По его мнению, создание сервисного центра в ОАЭ является весьма заметным событием. 3-11 ноября 2010 г. на базе технического центра ОАО "Мотор Сич" (г. Шарджа, ОАЭ) состоялась научно-техническая конференция "Региональные технические центры - повышение эффективности сервисного обслуживания ГТД". В конференции участвовали руководители 32 предприятий АССАД, эксплуатирующих и обслуживающих организаций региона. В ходе работы конференции были заслушаны доклады руководителей предприятий АССАД, выступления представителей эксплуатирующих фирм, проведено обсуждение докладов и обмен мнениями. По результатам конференции принято решение об использовании опыта центра в Шардже для расширения взаимовыгодной кооперации предприятий по сервисному обслуживанию и ремонту, а также об организации таких конференций в будущем во время проведения авиакосмического салона в г. Дубаи (ОАЭ) в ноябре 2011 г. Докладчик обратил внимание на то, что сервисный центр в Шардже подтвердил важность и высокую эффективность "приближения сервисных услуг к эксплуатанту". В этом центре работает от 6 до 10 человек и если пять лет назад центром было выполнено работ на $300 тыс., то в 2010 г. уже $25 млн, что говорит о том, насколько востребованы такие услуги.

Результаты проведенной конференции в Шардже нашли большой отклик за рубежом, уже поступили вопросы для рассмотрения на конференции, которая состоится в конце этого года в Шардже, в том числе о проведении одного дня конференции в Судане, - сообщил президент АССАД.

По его убеждению, этот опыт надо применять в России по организации сервисных центров при АРЗ военной и гражданской авиации в форме ОАО для российских производителей и в форме СП, например, для российско-украинских сервисных центров. Такие центры нужны в Хабаровске, Армавире, Екатеринбурге, Челябинске, Ейске, на АРЗ 218 и АРЗ 121.

В течение прошлого года продолжалось активное взаимодействие ассоциации с законодательными и исполнительными органами власти, а также с объединениями и акционерными компаниями. Руководство и специалисты генеральной дирекции в течение 2010 г. принимали активное участие в ряде мероприятий, затрагивающих вопросы развития авиации и авиационной промышленности, с участием государственных и общественных организаций, акционерных обществ и бизнес-структур. Генеральная дирекция тесно взаимодействовала с Минпромторгом России, ВВС России, Минтрансом России, аппаратами президента и правительства РФ, Советом Федерации и Государственной думой РФ, Военно-промышленной комиссией при правительстве РФ, правительством Москвы, ГК "Ростехнологии", ОАО "ОАК", ОАО ОПК "Оборонпром", ОАО УК "ОДК", а также с Минпромполитики Украины, отметил выступающий.

По данным, которые привел В.Чуйко, на 2011 г. правление и генеральная дирекция запланировали следующие основные мероприятия:
  • Проведение совместно с ФГУП ЦИАМ, ГосНИИ ГА, разработчиками, изготовителями и эксплуатирующими организациями совещания: "Итоги эксплуатации авиационных двигателей в 2010 г. и первом квартале 2011 г. и оценка безотказности двигателей гражданской авиации за вышеуказанный период" (30 июня 2011 г.);
  • Участие объединенным стендом АССАД в международном авиасалоне МАКС-2011;
  • Проведение 32-го и 33-го заседаний Межгосударственного координационного совета по сотрудничеству между Российской Федерацией и Украиной в области авиадвигателестроения (2 июня - г. Запорожье, ноябрь - г. Москва);
  • Проведение второй научно-технической конференции по совершенствованию сервисного обслуживания в техцентре ОАО "Мотор Сич" в свободной экономической зоне аэропорта г. Шарджи (ОАЭ) в ноябре 2011 г. с участием авиасалона в Дубаи;
  • Проведение, совместно с НИИ и предприятиями, научно-технических советов АССАД, в том числе, по темам:

    • Модернизация стендово-испытательной базы двигателестроительных и агрегатостроительных предприятий (21 апрель 2011 г. в Мытищах);
    • Новые технологии ремонта двигателей и их агрегатов (июль 2011 г. в Ейске);
    • Научно-техническое обеспечение и повышение эффективности ремонта авиадвигателей (август 2011 г. в Гатчине на АРЗ 218).
Далее на заседании были заслушаны отчеты о финансово-экономической деятельности АССАД. Ревизионная комиссия проверила финансово-хозяйственную деятельность Генеральной дирекции и признала ее удовлетворительной. Доклад ревизионной комиссии был утвержден единогласно. Отчет о работе руководства АССАД были утверждены. Состоялись также выборы президента и членов правления АССАД. Президентом АССАД открытым голосованием избран В.Чуйко....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка