Коммерсантъ
18 апреля 2011, 08:12
SSJ взлетит со штрафом
Срыв сроков и ухудшение летно-технических характеристик SSJ вылились в потери перевозчиков. "Аэрофлот" оценивает свой ущерб в $100 млн
Завтра должна состояться передача первого самолета SSJ (SN 95007) стартовому заказчику - "Армавиа", сообщили "Ъ" в авиакомпании. Таким образом, исходные сроки поставок сорваны примерно на три года. Однако в "Армавиа" к ГСС претензий не имеют и "штрафных санкций за задержку либо изменение летно-технических характеристик выставлять не планируют". По словам PR-менеджера "Армавиа" Анаит Айвазян, с 21-22 апреля самолет будет летать на маршрутах из Еревана в Москву, Санкт-Петербург и города Украины.
Однако другой стартовый заказчик SSJ, "Аэрофлот", придерживается иной точки зрения. В пятницу глава совета директоров авиакомпании, министр транспорта Игорь Левитин заявил "Прайм-ТАСС", что "сроки поставок по контракту истекли", а летно-технические характеристики SSJ не соответствуют первоначально заявленным, поэтому перевозчик может предъявить претензии к производителю. О возможных штрафах в конце 2010 года говорил и замгендиректора "Аэрофлота" по финансам и инвестициям Шамиль Курмашов. Тогда на это заявление топ-менеджера резко отреагировал вице-премьер Сергей Иванов, который курирует в правительстве авиационный сектор. Сергей Иванов отметил, что "если SSJ вновь задержится, то мир не рухнет и "Аэрофлот" тоже".
SSJ - региональный самолет вместимостью 75-95 человек. Каталожная цена - около $32 млн. Разработчиком и производителем его является дочернее ОАК ЗАО "Гражданские самолеты Сухого". Сейчас заключены твердые контракты на поставку 170 самолетов. В 2010 году были построены первые три самолета, которые сейчас проходят процедуру приемки. В 2011 году должно быть выпущено 14 SSJ, в 2012-м - 25, с 2015-го планируется производить по 60-70 самолетов в год.
В самом "Аэрофлоте" говорят, что с 15 мая SSJ внесен в расписание полетов компании, а вопрос выставления штрафов совет директоров и собрание акционеров перевозчика рассмотрит в июне. Руководитель пресс-службы ГСС Ольга Каюкова заверила "Ъ", что "взаимодействие с авиакомпанией происходит в рамках договоренностей, а технические характеристики передаваемого самолета позволяют получать прибыль". Но источник "Ъ", близкий к Минтрансу, уточнил, что "топливная эффективность самолета сократилась на 10% по сравнению с ранее заявленными характеристиками и авиакомпания оценивает свой ущерб от этого в $100 млн". По данным собеседника "Ъ", "Аэрофлот" намерен взыскивать с производителя самолетов по $10 млн в течение 10 лет.
Впрочем, эксперты полагают, что до реальных денежных выплат дело не дойдет. Глава аналитического отдела "АвиаПорта" Олег Пантелеев подчеркивает, что речь идет о споре двух госкомпаний ("Аэрофлота" и ГСС), в котором "есть высокопоставленные арбитры" и они достигнут компромиссного решения. Например, штрафы могут быть взысканы в форме скидок на новые контракты по SSJ либо других преференций ("Аэрофлот" уже освобожден от 20% таможенных пошлин на поставку 10 Airbus 330 в качестве компенсации за задержку SSJ). С этим согласен и главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий, который говорит, что предоставление крупных скидок за несоблюдение параметров контрактов - обычная практика всех крупнейших авиастроительных корпораций....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 27, 2024
Аэрофлот публикует финансовые результаты за 1 квартал 2024 года по РСБУ
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 27, 2024
В США создадут новый самолет "Судного дня"