Военно-промышленный курьер
19 апреля 2011, 04:20
Индийское кино про боевые самолеты
В Индии в очередной раз откладывается подведение итогов тендера MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft) на поставку ВВС страны 126 истребителей
Избалованные клиенты
Итак, тендер MMRCA опять продлен. Ведущие игроки на рынке авиационной техники не то выдохнули с облегчением, не то тяжело вздохнули: ведь именно на нынешний апрель было назначено официальное формирование шорт-листа из двух-трех главных претендентов на многомиллиардный контракт.
Всего же, напомню, таковых пока шесть. Старый Свет выдвинул на конкурс три машины: совместный евроистребитель Eurofighter Typhoon, французский Rafale компании Dassault и шведский JAS-39NG Gripen концерна SAAB. Американцы предложили два самолета: F-16IN Super Viper производства Lockheed Martin и F/A-18E/F Super Hornet - изделие Boeing. И, наконец, Россию на тендере представляет РСК "МиГ" с МиГ-35.
В общем, сюжет закручен, интрига не ослабевает, а нервы уже изрядно попорчены. Индийцы слишком долго изображали избалованных клиентов, пытаясь выторговать максимум возможностей при минимуме цены (в широкой трактовке слова "цена") то у одних, то у других соискателей заказа. Подобное поведение вкупе с потенциальными денежными объемами грядущей сделки (около 10 миллиардов долларов) и серьезными требованиями по офсетной локализации (50 процентов объема контракта) вызвало реакцию, которую в Дели, может быть, и не вполне прогнозировали.
Соперники принялись задействовать на переговорах "артиллерию" все более тяжелого калибра, кратно усилив лоббистское давление. Но Индия славится своей квазиаристократической консенсусной формой управления с широкими элементами демократии, там и близко нет единого центра, через который можно раз и навсегда "решить вопрос" - и политически, и тем более "занеся" что-нибудь интересное. Нажим нарастает, и индийцы вынуждены отчаянно маневрировать между тяжеловесами мирового авиапрома.
Главные доводы за и против
Наших самолетов в ВВС Индии очень много, можно даже сказать - подавляющее большинство. Судите сами: из семи машин тактической авиации четыре - МиГ-21, МиГ-27, МиГ-29, Су-30МКИ - российского происхождения (да еще ВМС вскоре получат МиГ-29К/КУБ). Оставшаяся тройка включает легкий истребитель Tejas собственной разработки, только-только начавший поступать в опытную эксплуатацию, и истребитель-бомбардировщик SEPECAT Jaguar, на пару с МиГ-21 предназначенный к постепенному выводу из состава военно-воздушных сил, которым взамен предстоит принять на вооружение победителя тендера MMRCA. Добавим сюда перспективный проект индийского истребителя пятого поколения FGFA, создаваемый на базе российской платформы Т-50 в рамках тесного сотрудничества с КБ Сухого.
Некоторые эксперты утверждают, что это повышает шансы миговской машины, поскольку индийские военные хорошо знакомы с нашей техникой, вследствие чего в ВВС и Министерстве обороны есть пророссийское лобби эксплуатантов. Не надо также сбрасывать со счетов укорененную и развивающуюся на индийской почве промышленную локализацию. Длительное инженерно-технологическое и коммерческое взаимодействие с авиастроителями России и развитые связи по линии ВТС словно бы подталкивают Индию в сторону еще одного истребителя от северного партнера. Тем более что без малого сотня "старших братьев" МиГ-35 - МиГ-29 хорошо себя зарекомендовала. Причем парк машин конца 80-х обладает неплохими перспективами на коренную модернизацию.
Однако, по мнению других специалистов, именно здесь и кроется слабость российской позиции. Повторяю: наших самолетов в Индии очень много, даже слишком много. Это не имело бы никакого значения, если бы индийское руководство системно ориентировалось на закупки военной техники у одного крупного поставщика.
Однако Дели уже давно перешагнул этот рубеж, если вообще когда-либо на нем задерживался. Даже в период самой горячей дружбы с СССР Индия, отовариваясь в Союзе, параллельно активно закупала английское и французское оружие в той степени, в которой только позволяла политическая обстановка. К примеру, даже сейчас среди индийских военных есть мощная лоббистская группа, связанная с линейкой "Миражей" (последнего самолета из семи упомянутых выше машин) и настроенная на сотрудничество с Францией. Что серьезно подкрепляет с политической точки зрения не вполне прочную эксплуатационно-технологическую позицию "Рафаля".
Ныне же с ростом влияния в мире региональная сверхдержава Южной Азии ведет себя на рынке все более и более "равноудаленно" - пропорционально размеру выстроившейся очереди жаждущих продавцов. Слишком высоко ценя себя, национальную экономику, свое геополитическое положение и вопросы развития собственного научно-технологического комплекса, Дели не кладет все яйца в одну корзину. Чем больше источников инновационного трансфера доступно, тем лучше, резонно полагают индийцы.
Какой из этих подходов перевесит? Если второй, то шансы РСК на успех в тендере на фоне конкурентов могло бы повысить лишь одно - передача технологий.
Знаешь как - делись
Вопросы технологического трансфера на тендере остаются если и не совсем без ответа, то во всяком случае чуть "приоткрытыми". С одной стороны, Индия - это отнюдь не безответный режим третьего мира, которому можно "впарить" невесть что - в колониальном исполнении и на кабальных условиях применения. С другой стороны, именно это и настораживает: переданные технологии могут оказаться ключиком к нарушению военно-политического баланса в таком сложном регионе, как Южная Азия, и в том числе порушить планы потенциального продавца.
Например, Россия вполне готова поделиться с Индией секретами изготовления отдельных узлов и систем своего истребителя. История российско-индийского военно-технического сотрудничества не дает в этом сомневаться - достаточно изучить вопрос организации лицензионного выпуска танков Т-90 и реактивных двигателей РД-33 серии 3 для самолетов МиГ-29, крупноблочной сборки истребителей Су-30МКИ. Россия в целом готова идти на организацию сборочного производства комплектующих в Индии. Так было и раньше - с советскими истребителями МиГ-21, истребителями-бомбардировщиками МиГ-27, танками Т-72М1 и боевыми машинами пехоты БМП-2.
В том, что касается инноваций в авиастроении, достаточно вспомнить совместную программу истребителя пятого поколения FGFA, в рамках отработки которой Дели скорее всего получит весьма соблазнительный пакет технологий, имеющих прямое отношение к российской платформе Т-50 КБ Сухого. А ведь эта программа потянет за собой еще и огромный офсет, фактически означающий существенную локализацию производства "эксклюзивной" экспортной версии нашего ПАК ФА на индийской территории.
Тех же щей, да пожиже влей
В случае с американцами все куда как менее благостно. Индийские военные неоднократно заявляли, что с янки работать крайне сложно: они настроены драться за каждую пядь технологической документации. (В качестве антитезы к такому поведению, кстати, индийцы любят приводить в пример именно русских.) И если корпоративное руководство компаний-поставщиков иной раз готово обещать заказчику птичье молоко, златые горы и все секреты в придачу - лишь бы превратить его из потенциального клиента в реального покупателя, то военные и политики США придерживаются кардинально иного мнения.
В Пентагоне уверены, что давать нужно как можно меньше. При этом в методах особо не стесняются, доходит чуть ли не до резкого дезавуирования обещаний, данных в кулуарах представителями ОПК Соединенных Штатов. Например, есть немалые сомнения в том, что Индия в случае выбора американского самолета на тендере получит от его бортового радара хоть что-то, кроме собственно самой РЛС как "черного ящика", снабженного инструкцией по эксплуатации. Вопросы же передачи американской технологической документации и алгоритмического обеспечения БРЭО (напомним, на это со скрипом готовы идти даже европейцы) крайне проблематичны.
Политики играют в свои игры, отталкиваясь от одних им понятных соображений баланса сил и интересов в регионе, заодно нередко увязывая состав и объем технологических пакетов ВТС с отметками о поведении страны-заказчика на международной арене.
Европейцы, как отмечалось ранее, не прочь идти в технологическом трансфере несколько дальше американцев. То ли от общей экспортной безнадеги (трудно назвать их машины совместной разработки последнего поколения, которые пользовались бы пусть даже не ажиотажным, а хотя бы устойчивым спросом, как российские или американские). То ли от попытки хоть как-то обосновать исключительно высокие цены на свою продукцию. Так, "Рафаль" стоит едва ли не дороже "Супер Хорнета", но породистый "рысак" Eurofighter Typhoon обходит в этом плане и первого, и второго - свыше 100 миллионов долларов за машину. Однако ирония судьбы в том и состоит, что речь частенько идет об обещаниях продать шкуру неубитого еще медведя, как в случае с не до конца отработанными БРЛС с АФАР для "Рафаля" и "Тайфуна", которые клятвенно обещаны индийцам в лучшем виде. Правда, как только будут готовы.
Американцы здесь тоже не без пушинки в носовом обтекателе. Ряд наблюдателей после выставки Aero India 2011 в Бангалоре вернулись с большими сомнениями относительно показанной там последней версии "Супер Хорнета" - F/A-18 International Roadmap Platform, также получившей в прессе имя Silent Hornet. Нет, никаких мистификаций: трудно спорить с тем, что представленный пакет модернизации с интеграцией конформных топливных баков над крыльями и подвесного отсека для УРО с радиолокационной малозаметностью, а также комплексов оптико-электронного предупреждения вполне по силам разработчику "Хорнета" - корпорации "Боинг". Однако на данный момент, судя по всему, мы имеем дело в лучшем случае с массогабаритными пластиковыми макетами внешней аэродинамики и как обстоит дело собственно с разработкой оборудования - вопрос вопросов. Пригодного к полноценной эксплуатации летающего борта F/A-18 с внедренным "сайлент"-пакетом, видимо, сейчас нет. Это, повторюсь, не отменяет того факта, что именно данная версия и будет активно продаваться в Индию.
Судьба F-16 под большим сомнением: эта платформа уже поставляется Пакистану и ее шансы занять место в индийских ВВС ничтожно малы. Как знать, впрочем, не использует ли "Локхид" индийский конкурс, чтобы на этой мощной волне попробовать выгодно "толкнуть" пакет усовершенствований Super Viper Исламабаду - в порядке углубления военно-технического сотрудничества по F-16?
Разрешите применить?
Передача технологий - это еще полбеды. Настоящее бедствие может крыться в подборе пакетов вооружения для поставляемой техники и режимов их использования.
Индия - страна проблемная в военно-политическом плане. Один из ее непосредственных региональных оппонентов - Пакистан - традиционно близкий союзник Вашингтона, в том числе и в сфере военно-технического сотрудничества. Каков будет состав вооружения, передаваемого Дели вместе с истребителями, какими окажутся условия его производства и закупок? Наложат ли ограничения на режимы применения или, быть может, даже хранения?
Здесь, конечно, не Персидский залив и диктовать индийцам, где держать и как использовать купленные на их же живые деньги ракеты и бомбы, будет крайне непросто, но, немного зная американцев, можно предположить, что такие попытки они предпримут - с подвешенным переговорным пряником в виде чего-нибудь современного в случае согласия.
Эта политическая завязка усложняет все дело. Допустим, уйдет Обама, настроенный благожелательно к сотрудничеству с Индией, придут более жесткие изоляционисты-республиканцы - и как тогда действовать Дели? Ведь конгресс США фактически в любой момент под тем или иным предлогом способен внести поправки в благостную картинку военно-технического сотрудничества.
Европейское предложение в этом смысле выглядит и перспективнее, и проблемнее. Ибо многосторонний состав участников консорциума по евроистребителю кратно усложняет постановку единых политических рамок на использование поставленной техники, а это в свою очередь облегчает достижение договоренностей. Но вместе с тем амбиции на тему таких рамок (особенно на фоне головокружения от ливийских "успехов") тоже могут возникнуть и тогда их бесконечное пересогласовывание превратится в сущий ад.
К шансам российского предложения по МиГ-35 можно относиться по-разному, но уж с этой стороны проблем при случае ожидать Индии не приходится.
А страсти на тендере продолжают накаляться. Буквально только что французский концерн "Дассо" вляпался в неприятную историю о взятке индийскому военному за "выгодное" размещение экспозиции компании на бангалорском авиасалоне. Индийцы уже, похоже, и сами не рады тому размаху, который принимает тендер, еще несколько лет назад названный в американской прессе "авиационной сделкой двадцатилетия". (Есть сомнения в правильности такого эпитета, если учесть отечественные поставки линейки истребителей Су-30МКИ/МКК в ту же Индию и Китай, но уж будем снисходительны.)
Четвертое поколение истребителей уходит в историю на волне плотной конкуренции авиагигантов за место под солнцем будущего дня. И тендер MMRCA станет одним из тех завершающих боев, что определят картину мирового рынка боевой авиации на ближайшие десятилетия. Дело осталось за малым - принять наконец решение....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции