О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

АОН: Пролетая над гнездом бюрократии

7 апреля в МЦ АУВД во "Внуково" прошла конференция, на которой обсуждался порядок обеспечения полетов в условиях действия новых Федеральных правил использования воздушного пространства

7 апреля 2011 года в Московском центре автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД) во Внуково прошла конференция, на которой обсуждался порядок обеспечения полетов в условиях действия новых Федеральных правил использования воздушного пространства (ФП ИВП). Организаторами конференции стали Московский зональный центр Единой системы организации воздушного движения (МЗЦ ЕС ОрВД), который возглавляет Игорь Митронин, и Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов АОПА-Россия. aopa.ru/ Следует отметить, что эта организация, действующая в рамках международного совета Aircraft Owner and Pilot Associations (AOPA), aopa.org председателем правления которой является Владимир Тюрин, является наиболее активным "продвигателем" развития авиации общего назначения (АОН) в России.

Состав участников конференции впечатляет. В ней участвовали представители МЗЦ ЕС ОрВД, Внуковского, Шереметьевского и Тверского центров ОВД, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, авиации МВД (она относится к государственной авиации специального назначения), руководители аэродромов и посадочных площадок ДОСААФ и АОН, частные пользователи воздушного пространства.

Актуальность конференции очевидна. После принятия в прошлом году новых Федеральных правил использования воздушного пространства, которые фактически "открыли небо" любителям, практика выполнения полетов породила много вопросов. Их решение особенно важно, поскольку в надвигающийся летний период количество полетов АОН заметно возрастет.

Причины проблем, которые возникали при взаимодействии пользователей ВП с органами управления и организации ВД, для России традиционны - слабая проработка нормативной базы. Например, у нас отсутствуют федеральные авиационные правила по организации воздушного движения. Пресловутый "Табель сообщений" (ТС-95) устарел, и не полностью соответствует нынешним нормативным документам. Это приводит к неоднозначному толкованию ряда пунктов законодательства.

"Дыры" в нормативно-правовой базе неизбежно приводят к нарушениям Федеральных правил использования воздушного пространства. По счастью, эти нарушения пока не привели к серьезным последствиям, однако успокаивать это не должно. Отсутствие "внятных" законов, нормативов и правил рано или поздно доведут до беды.

Неповоротливость российской бюрократии вынуждает авиаторов искать временные решения. Например, на конференции была отработана технология использования воздушного пространства Московской зоны ЕС ОрВД. Расписанные по пунктам правила дадут владельцам и командирам воздушных судов уверенность в том, что поданные ими планы, максимально учитывающие их пожелания, будет утверждены, и все запланированные полеты будут выполнены. При этом снизится нагрузка на персонал Зонального центра, который планирует полеты и управляет ими.

Принятое на конференции решение, при всех своих положительных чертах, все же является паллиативом. Например, при организации полета, маршрут которого выходит за пределы Московской зоны ЕС ОрВД, полагаться на них уже будет нельзя. Остаются проблемы организации взаимодействия с органами управления воздушным движением в зонах военных аэродромов. Наконец, средства связи, используемые многими структурами ОрВД, устарели и не гарантируют быстрого и адекватного обмена информацией.

По словам руководителя аэродрома "Финам - Большое Грызлово" finam.aero/ Игоря Иващенко, "на практике это означает, что организация полета, пересекающего несколько зон ЕС ОрВД, отвлекает массу времени и сил. Пока невозможно предсказать, какие еще требования власти смогут предъявить летчикам и организаторам из-за неоднозначной трактовки законодательства. Это создает атмосферу неопределенности, затрудняющей выполнение главной задачи органов ОрВД, старших авиационных начальников аэродромов и посадочных площадок и пилотов - обеспечение безопасносности каждого конкретного полета".

Слова Игоря Иващенко подтверждает пример обеспечения, казалось бы, простого перелета единственной в России частной пилотажной группы "1-й Полет" (1polet.ru/) для выступления на авиашоу в Ульяновске. По накалу страстей организация перелета, пожалуй, не уступала выступлению пилотажной группы. Вот только от пилотажа получили удовольствие и зрители, и пилоты, а организаторы перелета лишь потеряли нервные клетки.

Участники конференции уделили внимание и заметному росту в московском регионе числа постоянно действующих аэродромов и площадок. Это закономерное явление: растущее количество воздушных судов ведет к появлению новых мест базирования и обслуживания. Принятые новые положения в некоторых случаях существенно упрощают регистрацию аэродромов (посадочных площадок). Фактически она будет вестись по принципу "одного окна", а строгость требований к документам заметно снизилась.

Рост числа мест базирования ВС ведет к необходимости включения новых аэродромов и площадок в общую структуру воздушного пространства страны. Они нуждаются в квалифицированных кадрах, способных организовывать и обеспечивать полеты в условиях непростой российской действительности.

Несмотря на все проблемы, авиация общего назначения в России может и должна развиваться. Да, энтузиастам приходится буквально "выгрызать" нужные решения. Однако они делают это, и это необходимо.

Мощь американской авиации основана не только на промышленных гигантах, крупных перевозчиках и развитой сети регулярных воздушных линий - это лишь "верхушка пирамиды". В ее основании лежат десятки компаний, выпускающих маленькие самолеты и вертолеты, сотни аэродромов АОН и миллионы людей, занятых в "малом авиационном" бизнесе.

И если Россия хочет остаться авиационной державой, она должна заботиться не только о создании современных магистральных лайнеров и высокотехнологичных боевых самолетов. Устойчивость нашей авиационной отрасли "в целом" немыслима без существования и развития авиации общего назначения....
Авторские права на данный материал принадлежат «Finam.aero». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка