О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Национализация "Домодедово" не за горами

Если бы в декабре 2011 года на Москву не обрушился ледяной дождь, его следовало бы придумать. Стихия нарушила перемирие между группой "Ист Лайн", управляющей столичным "Домодедово", и различными органами власти, желавшими национализации аэропорта

Если бы в декабре 2011 года на Москву не обрушился ледяной дождь, его следовало бы придумать. Стихия нарушила перемирие между группой "Ист Лайн", управляющей столичным "Домодедово", и различными органами власти, желавшими национализации аэропорта. Проблемы с энергоснабжением, задержки рейсов, регистрация при свечах... Еще через месяц - теракт, унесший жизни десятков людей. Случись все это в государственном аэропорту - пожурили бы нескольких чиновников. Частным владельцам, похоже, все-таки придется ответить за все собственностью.

Последние новости, связанные с "Домодедово", прямо свидетельствуют о том, что прямая или косвенная национализация частного аэропорта не за горами. Все дело в цене вопроса: торг ведется на наших с вами глазах.

Вчера Счетная палата России распространила сенсационную новость: крупнейшим аэропортом страны владеет кипрский офшор Hacienda Investments Limited. Сообщение немедленно перепечатали все возможные средства массовой информации с заголовками вроде "Установлен собственник аэропорта "Домодедово". Найти этих собственников некоторое время назад потребовал президент Дмитрий Медведев - ну, чтобы знать, с кем вести "диалог по вопросам безопасности". На выполнение президентского поручения у специально обученных органов ушло более двух месяцев. Хотя Медведев, уверенный пользователь интернета, справился бы с такой задачей менее чем за полчаса.

Дело в том, что у загадочной Hacienda Investments Limited богатая история взаимоотношений с государством. Несколько лет назад Росимущество судилось с этим же офшором, оспаривая его право собственности на объекты недвижимости в аэропорту "Домодедово": пассажирский терминал, канализацию, водопровод, теплотрассу, автостоянку, склады, гаражи, автобазы и прочие строения. Но проиграло. Высший арбитражный суд оставил собственность частным владельцам, принявшим аэропорт в виде сарая, вложившим в него миллионы долларов и, собственно, превратившим "Домодедово" в крупнейший аэропорт страны. Ледяной дождь на пару с терактом подарили государству шанс отыграться.

Несмотря на то, что новость про офшор, объявленная Счетной палатой, - никакая не новость, нельзя сказать, что аудиторы зря едят свой хлеб. В том же сообщении ведомства содержится куда более важная информация: "Действующим законодательством Российской Федерации вопросы правового статуса и режима международных аэропортов федерального значения специально не регулируются. Вследствие чего процедуры приватизации федеральной собственности в аэропортах федерального значения… не учитывают единство правовых режимов международного аэропорта и воздушного пространства, в отношении которого Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом".

В переводе на русский это означает: иностранцы не должны владеть нашими аэропортами, хоть прямо это не запрещено. Такие тезисы для России, где многие промышленные и торговые предприятия записаны на офшоры, выглядят комично. Равно как и сам поиск собственника аэропорта в стране, где Владимир Путин знает, кто те частные лица, что покупают для "Роснефти" "Юганскнефтегаз" за $9,35 млрд, но никому не говорит. Почему про "единство правовых режимов международного аэропорта и воздушного пространства" важно было провозгласить именно теперь и кому оно адресовано?

На днях же аэропорт "Домодедово" сообщил о намерении разместить в Нью-Йорке часть акций по закрытой подписке среди иностранных инвестфондов. Размещение поручено Morgan Stanley, JPMorgan, Goldman Sachs и Credit Suisse и намечено на лето 2011 года. За 20-25% акций планируется выручить около $1 млрд. Если решение о размещении акций - это попытка владельцев аэропорта защитить свою собственность с помощью реальных иностранных инвесторов (которых в России вроде бы любят), то Счетная палата сообщает им, кто бы они ни были, примерно следующее: единство правовых режимов аэропорта и воздушного пространства мы можем и восстановить. А это значит, что иностранная инвестиция в "Домодедово" - рискованная.

Но при этом собственники должны понимать, что если за рубежом покупателей на акции не найдется, то в России $4-5 млрд за "Домодедово" никто платить не будет. Ernst&Young недавно оценила сопоставимый по размеру "Шереметьево" только в $1,743 млрд. Да и "Домодедово" теперь - актив со всех сторон рискованный: Генпрокуратура уже согласна со Счетной палатой (ну, или Счетная палата c Генпрокуратурой), налоговые органы уже ищут схемы увода денег от налогообложения. И в таких случаях всегда находят. Что лучше? - продажа бизнеса с дисконтом или уголовное дело?

Есть, впрочем, и еще один вариант: "Домодедово" может стать партнером государства при создании еще одного отраслевого "монстра". После ухода Юрия Лужкова с поста мэра Москвы стало возможным объединение "Внуково", принадлежащего столичным властям, и государственного "Шереметьево". На днях министр транспорта Игорь Левитин в эфире радиостанции "Эхо Москвы" заявил, что "руководство "Домодедово" само должно определиться, входить ли им в единый московский узел". В дальнейшем, рассуждал министр, получившийся актив можно было бы дорого продать.

Дмитрия Каменщика, председателя совета директоров группы "Ист Лайн", главного человека в "Домодедово", считают довольно успешным менеджером в аэропортовом бизнесе. Сам он говорит, что другие отрасли, равно как и другие аэропорты, кроме "Домодедово", ему неинтересны. Но так было до ледяного дождя, пролившегося на Москву в декабре 2011 года. В любом случае в то, что структура собственности в "Домодедово" останется неизменной, уже не верится....
Авторские права на данный материал принадлежат «Slon.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка