О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Счетная палата раскрыла тайну "Домодедово"

Счетная палата нашла владельца "Домодедово" - кипрскую компанию "Асьенда инвестментс лимитед". 20 апреля Генпрокуратура признала, что ей эта задача не под силу и предложила ограничить доступ иностранцев к стратегическим объектам транспорта

Счетная палата РФ сумела выявить истинного владельца "Домодедово". Им является кипрская компания "Асьенда инвестментс лимитед", под управлением которой находятся 322 объекта недвижимости и инфраструктуры аэропорта. Факт собственности был установлен по результатам проверки, сообщает СП 3 мая.

В сообщении аудитора отмечается, что иностранная компания стала собственником аэропорта из-за пробела в законодательстве: вопросы правового статуса и режима международных аэропортов федерального значения действующим законодательством РФ не регулируются.

Счетной палате удалось не только найти конечного бенефициара компании, но и вынести свои суждения относительно эффективности "контроля со стороны Росавиации и Росимущества по использованию федеральных средств и федеральной собственности в аэропортах". По мнению аудиторов, данный контроль носит формальный характер.

В частности, Росавиацией не обеспечено эффективное выполнение полномочий собственника в отношении федерального имущества. В качестве подтверждения аудиторы ссылаются на отрицательные финансовые показатели ФГУП "Администрация аэропорта "Домодедово" за 2008 и 2009 годы. Более того, ФГУП оказалось должником ЗАО "Международный аэропорт Домодедово": задолженность государственного предприятия перед коммерческим составляет 977 млн рублей.

Сергей Извольский, советник руководителя Росавиации, отказался комментировать BFM.ru выводы Счетной палаты о неэффективном контроле ведомства в отношении аэропорта "Домодедово", сославшись на отсутствие официальных материалов от проверяющих.

ЗАО "Международный аэропорт "Домодедово" основано в 1992 году на базе одноименного комплекса активов. Домодедово - крупнейший аэропорт России. Общий пассажиропоток в 2010 году составил 22,25 млн человек. Из Домодедово выполняют регулярные рейсы 77 авиакомпаний: 29 российских, 36 зарубежных, и 12 стран СНГ, полеты выполняются по 241 внутреннему и международному направлениям. По итогам 2010 года, по данным газеты "Ведомости", консолидированная выручка группы составила 29,98 млрд рублей, чистая прибыль - 7,69 млрд рублей.

Найти и обезглавить

Вопрос о конечных собственниках "Домодедово" был поставлен руководством страны в конце января, после теракта, унесшего жизни 37 человек. Тогда же президент Медведев потребовал от генпрокурора Юрия Чайки найти "неэффективных собственников".

В феврале Чайка отрапортовал президенту, что общался с собственниками аэропорта - СМИ предположили, что он имел в виду Дмитрия Каменщика и Валерия Когана.

Дело в том, что "Домодедово" последний раз раскрыло структуру собственности в 2005 году. На тот момент головной компанией группы был офшор FML Ltd, учрежденный гражданами острова Мэн Джейн Петерс (63,7%) и Шоном Каирнсу(36,3%). Параллельно считалось, что они являются лишь номинальными держателями бумаг, а реальные - председатель совета директоров Дмитрий Каменщик (номер 86 в списке Forbes 2011 года) и председатель наблюдательного совета группы East Line Валерий Коган (на 47-й строке рейтинга с состоянием в 2 млрд долларов).

Вероятно, президента февральский доклад Чайки не удовлетворил, и Генпрокуратура продолжила поиск реальных собственников аэропорта, который, кстати, платит государству ежедневно 1 млн долларов в виде налогов.

В итоге, 30 апреля Генпрокуратура заявила о невозможности обнаружить реальных собственников "Домодедово", подчеркнув, что такая ситуация недопустима. Чтобы избежать подобных коллизий в дальнейшем Генпрокуратура обратилась к Минтрансу с предложением разработать законопроект о запрете участия иностранцев в управлении стратегическими транспортными предприятиями.

По данным информационных агентств, ведомство Чайки также выступило с инициативой внесения изменений в правила сертификации аэропортов, предусматривающих обязанность соискателя сертификата раскрывать информацию о собственниках. Однако заместитель начальника отдела пресс-службы Минтранса Любовь Бритвина сообщила BFM.ru, что министерство еще не получало никаких предложений от Генпрокуратуры.

В ответ представители аэропорта заявили, что "структура владения "Домодедово" типична для российских холдинговых компаний и в полной мере соответствует законодательству России".

Схожего мнения придерживается и глава аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев. "В текущей структуре управления нет ничего противозаконного, противоестественного, и такая схема имеет полное право на существование. Большое количество аэропортов и холдинговых структур имеет бенефициаров, расположенных в офшорах", - говорит эксперт.

При этом, по словам эксперта, логику следует искать не в структуре собственности компании, а в последовательности негативных событий вокруг нее: "возникает ощущение, что все негативные события вокруг аэропорта, подогреваемые заявлениями чиновников, указывают на намерение пока не раскрывших себя структур, прибрать актив к рукам".

"Нормальным" использование офшоров считает и заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов. "Большинство крупных и крупнейших российских предпринимателей используют офшоры, но не скрываются за ними. ФАС России располагает информацией о реальных владельцах, которая, как правило, является конфиденциальной", - заявил Цыганов....
Авторские права на данный материал принадлежат «bfm.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка