Известия
4 мая 2011, 17:05
Владельцы "Домодедово" найдены
По итогам проверки объектов столичного авиаузла Счетная палата пришла к заключению: из-за недостатков процедуры приватизации государственной собственности в аэропортах федерального значения собственником "Домодедово" стала кипрская компания
Аэропорты "Домодедово" и "Шереметьево" являются крупнейшими аэропортами страны, которые обслужили в 2010 году более 40% всех пассажиров России, кроме того, эти аэропорты входят в Перечень критически важных для национальной безопасности объектов федерального уровня, констатировали в Счетной палате. Однако, несмотря на такой статус, "общее управление неотложными работами в указанных аэропортах по оперативной ликвидации чрезвычайной ситуации с 26 по 28 декабря 2010 года (на столицу обрушился "ледяной" дождь, вышли из строя линии электропередачи. - "Известия") осуществлялось неэффективно".
В том коллапсе виноваты не только аэропорты, но и чиновники из Минтранса, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта и Межгосударственного авиационного комитета. Нормативно-правовое регулирование воздушных перевозок было недостаточным, заявили специалисты ведомства Сергея Степашина.
В случае с "Домодедово" дело осложняется еще и непрозрачной структурой собственности. В результате приватизации федеральной собственности 322 объекта недвижимости аэропорта "Домодедово" перешли к кипрской компании Hacienda Investments LTD, сказано в отчете Счетной палаты (этот факт - кстати, еще в отчете Standard & Poor"s за 2005 год - отражен на сайте аэропорта). "Процедуры приватизации федеральной собственности в аэропортах федерального значения не учитывают единства правовых режимов международного аэропорта и воздушного пространства, в отношении которого Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом", - написали в Счетной палате.
Чуть ранее тем фактом, что аэропортом управляют компании, зарегистрированные в офшорах, была возмущена Генпрокуратура. "Созданная схема позволяет скрыть реальных собственников и тех, кто принимает управленческие решения в аэропорту "Домодедово", вывести их из-под юрисдикции Российской Федерации и препятствует органам исполнительной власти России эффективно выполнять контрольно-надзорные функции, требовать от этих организаций соблюдения федерального законодательства", - констатировали там.
В "Домодедово" тогда заявили, что законов не нарушали, а структура управления типична для холдинговых компаний. Во вторник заявление Счетной палаты представители аэропорта комментировать отказались. В Росавиации также взяли тайм-аут: до тех пор "пока ведомство не получит официальное письмо СП". В аэропорту "Шереметьево" "Известиям" сказали, что в сообщении Счетной палаты не указано, в чем именно проявилось неэффективное управление во время декабрьского транспортного коллапса. "Как только появится конкретика, мы ее прокомментируем", - заявил глава пресс-службы Роман Генис.
Претензии к "Домодедово" у представителей государства возникали и до этого. В 2003 году ФГУП "Администрация аэропорта "Домодедово" (у него на балансе находится взлетно-посадочная полоса, которую арендует частная управляющая компания аэропорта) потребовало расторгнуть договор аренды аэродромного комплекса - мол, ежегодная плата слишком мала. После этого стороны долго и с переменным успехом судились, пока в 2006 году не заключили мировое соглашение. По нему ЗАО "Международный аэропорт "Домодедово" получало в аренду аэродромное госимущество на 75 лет с уплатой 92 миллионов рублей ежегодно. Изменять эту плату разрешено раз в пять лет. Значит, увеличена или уменьшена она может быть этой осенью.
В заявлении Счетной палаты нет ничего принципиально нового, уверены эксперты. "Это рецидив спора семилетней давности. Тогда в вину им ставили ту же самую офшорную структуру владения. Взаимодействовать с владельцами и управляющими это никогда не мешало - ведь и тогда и сейчас известно, что контролируют "Домодедово" председатель его совета директоров Дмитрий Каменщик и председатель наблюдательного совета Валерий Коган (N 86 в списке Forbes, состояние - $1,1 млрд и N 47, $2млрд соответственно. - "Известия"). О наездах на аэропорт говорят преимущественно в связи с попыткой повлиять на переговоры о возможной продаже актива. Думаю, диалог здесь возможен и стороны о чем-то в итоге договорятся", - заявил "Известиям" глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции