О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"У гражданской авиации России есть огромный потенциал"

О непростой работе на рынке гражданской авиации России и дальнейших перспективах развития отрасли рассказала генеральный директор ОАО "Авиакомпания "Трансаэро" О.Плешакова

О непростой работе на рынке гражданской авиации России и дальнейших перспективах развития отрасли в интервью журналу Airlines International рассказала генеральный директор ОАО "Авиакомпания "Трансаэро" Ольга Плешакова.

- Стратегия вашей авиакомпании - международные перелеты из множества российских городов. Неужели это наилучший вариант на российском рынке по сравнению со стратегией hub-and-spoke?

- Для авиакомпании "Трансаэро" приоритетными являются маршруты, которые обслуживаются дальнемагистральными авиалайнерами, занимающими большую часть нашего флота. Стратегия нашего развития сосредоточена в этой области, однако увеличение объемов перевозок по ближне- и среднемагистральным маршрутам также важно для нас.

Наша компания стремится к пропорциональному развитию на всех рынках (туристические и бизнес-перевозки, внутренние и международные), а не только на одном. "Трансаэро" присутствует во всех крупных регионах России. Мы осуществляем полеты из множества российских городов до нашей главной базы в московском "Домодедово", а также выполняем рейсы из Санкт-Петербурга по множеству направлений.

Мы также предлагаем международные перелеты из восьми региональных центров России, обеспечивая связи по всей территории СНГ. Мы планируем и дальше расширять нашу географию полетов в пределах России и за рубеж.

Говоря о международных рейсах из Москвы и Санкт-Петербурга, я должна отметить, что мы прошли длинный путь, открывая новые направления. Сейчас мы выполняем регулярные рейсы из этих двух крупнейших городов России во многие финансовые и экономические центры по всему миру, включая Нью-Йорк, Лондон, Пекин, Берлин, Франкфурт, Токио и Тель-Авив. В ближайшей перспективе мы намерены увеличить частоту полетов по этим маршрутам.

В дополнение к нашим бизнес-маршрутам, "Трансаэро" продолжает работать на туристических направлениях в страны Восточной и Южной Европы, Северной Африки, Юго-Восточной Азии и Карибского моря. Также в настоящее время мы являемся единственной российской авиакомпанией, осуществляющей прямые беспосадочные перелеты из Москвы до крупнейших туристических центров, таких как Майами, Канкун и Рио-де-Жанейро.

Я бы сказала, что "Трансаэро" придерживается обеих моделей: hub-and-spoke, если мы говорим об операциях в нашем главном базовом аэропорту, и point-to-point, когда мы летаем в другие аэропорты. В настоящее время, мы считаем такой подход вполне подходящим.

- Вы заказали самолеты Boeing 747 в уникальной конфигурации. Вы планируете расширять свое присутствие на туристическом и чартерном рынке?

- "Трансаэро" продолжает направлять инвестиции в программу расширения и обновления флота. Самолет Boeing 747-400 с вместимостью более 500 пасс. был куплен в рамках этой программы. С одной стороны, эти самолеты заменят используемые нами классические Boeing 747, которые в настоящее время эксплуатируются на туристических направлениях массового спроса. С другой стороны, новая конфигурация дает нам увеличенную вместимость.

Новый самолет также позволит усилить наши позиции как крупнейшего туристического оператора в России и одного из крупнейших в мире.

- А какие перспективы у российской авиации в целом? Может ли инфраструктура поддерживать запланированный рост?

В 2010 г. российские авиакомпании перевезли 57 млн пассажиров, на 33 млн меньше по сравнению с последним годом существования СССР. Таким образом, потенциал развития российского сектора гражданской авиации по-прежнему огромен, даже с учетом сложившейся ситуацией с аэропортовой инфраструктурой.

Существуют значительные инвестиционные программы, выполняемые государством и частными компаниями. Они направлены на развитие аэропортов и связанной с ними инфраструктурой во многих российских регионах. Именно поэтому, на мой взгляд, аэропорты не должны являться тем фактором, который будет ограничивать запланированный рост гражданской авиации в России.

Кроме того, зависимость от московских аэропортов в настоящее время проста огромна. Почти 90% всего пассажиропотока России сосредоточены именно там, что указывает на недостаточную загрузку в российских регионах.

Именно поэтому авиакомпания "Трансаэро" помимо полетов из Москвы и Санкт-Петербурга развивает нашу маршрутную сеть из других регионов, включая международные рейсы из Владивостока, Казани, Красноярска, Хабаровска, Самары и Уфы. В Екатеринбурге и Новосибирске мы сертифицировали наши собственные станции техобслуживания, таким образом, нашим самолетам не придется летать в базовые аэропорты для прохождения проверок. Это дает нам возможность привлечь новых пассажиров без дополнительной загрузки центральных аэропортов. Все аэропорты, расположенные на Дальнем Востоке, располагают нашей помощью, необходимой для получения сертификата на наземное и техническое обслуживание наших самолетов. Другие российские перевозчики поступают абсолютно также, поэтому я уверена в потенциале роста гражданской авиации России.

"Трансаэро" также вносит свой вклад в развитие инфраструктуры. Наша авиакомпания находится в центре многих проектов, направленных на помощь в модернизации инфраструктуры аэропортов, такой как терминалы и ВПП. Тем не менее, по-прежнему необходимы серьезные инвестиции.

- А какие изменения необходимо внести в регулирующие документы? Россия традиционно не торопилась с принятием мировых стандартов.

- В настоящее время Россия располагает 144 действующими двусторонними соглашениями, которые регулируют полеты российских авиакомпаний на международных маршрутах. Около 79 из них не пересматривались еще с советских времен, когда в стране была только одна авиакомпания. И тогда СССР был заинтересован в ограничении количества авиакомпаний, выполняющих рейсы в Советский Союз и обратно.

Я полагаю, что такая ситуация больше не обоснована, и сейчас есть множество российских авиакомпаний, которые в состоянии конкурировать с иностранными перевозчиками на международных маршрутах.

"Трансаэро" призывает авиационные власти пересмотреть устаревшие двусторонние соглашения. Маршруты, связывающие Россию с другими странами должны быть либерализованы, доступ к ним должны получить больше российских и иностранных перевозчиков. Мы считаем, что на любых маршрутах нет места монополии. Только конкуренция может привести к устойчивому развитию.

- Вы поддерживаете проекты IATA Simplifying the Business ("Упрощая бизнес"), насколько сложно реализовать их в России? С какими трудностями вам приходится сталкиваться?

- "Трансаэро", конечно же, поддерживает инициативы IATA, нацеленные на упрощение бизнеса в гражданской авиации, поскольку они приводят к существенному сокращению затрат. Стоит отметить, что "Трансаэро" была первой российской авиакомпанией, предоставляющей пассажирам полный комплекс услуг, включая сервисы с оформлением электронного билета. Сейчас мы предлагаем мобильную регистрацию на большинство рейсов, выполняемых из "Домодедово".

Конечно, российские перевозчики сталкиваются с некоторыми трудностями и препятствиями, внедряя современные технологии. Но я уверена, что если компания хочет стать успешной, она должна знать, как решать эти проблемы. В противном случае ее пассажиры уйдут к конкурентам.

- Что еще можно сделать для повышения уровня безопасности в России?

Безопасность - главный приоритет для любой авиакомпании. В вопросах безопасности нет места для конкуренции среди перевозчиков. Поэтому "Трансаэро" регулярно принимает участие в программах по обмену опытом между авиакомпаниями, государственными властями и исследовательскими центрами. Тщательная работа в этом направлении позволяет удерживать максимально высокий уровень безопасности полетов.

За всю нашу историю у "Трансаэро" никогда не было никаких катастроф. В результате, мы входим в 10 лучших авиакомпаний по уровню безопасности полетов по оценке немецкого исследовательского центра JACDEC (Jet Airliner Crashes Evaluation Center).

В целом, уровень безопасности полетов среди российских перевозчиков значительно увеличился. Было критически важно ввести и улучшить универсальные системы управления безопасностью полетов, согласовать правила по проверке ВС, а также получать более детальные отчеты по авиационным катастрофам и происшествиям. Человеческий фактор также остается достаточно важным: необходимо продолжать развитие системы управления экипажами и уделять пристальное внимание набору пилотов и технического персонала.

- Что можно сделать для того, чтобы сохранить высокий уровень безопасности и сделать этот процесс более простым для пассажиров?

Этот вопрос - предмет для масштабного исследования. На мой взгляд, безопасность в авиации - это лишь последнее звено в очень длинной цепочке. Мы не можем просто управлять безопасностью в аэропортах, даже с самыми современными технологиями. Важно улучшать взаимодействие между всеми сторонами, вовлеченными в антитеррористические действия. Сюда входят службы безопасности аэропортов и даже призывы к пассажирам обращать внимание на любую подозрительную активность. Страны и власти должны сотрудничать друг с другом, чтобы снизить террористическую угрозу в целом.

- Почему женщины-директора так редко встречаются в авиации? Вы считаете, что столкнулись с какими-то уникальными трудностями?

- Когда я стала генеральным директором "Трансаэро", то я иногда слышала, что эта работа не для женщин. В то время я была первой и единственной женщиной в России, возглавляющей авиакомпанию.

Конечно, традиционно в авиационной отрасли преобладает мужской пол. Но у меня не было цели доказать мужчинам любой ценой, что я способна успешно руководить авиакомпанией. Фактически, я лишь управляю бизнесом, который мне нравится, и в котором я хорошо разбираюсь. И я беру на себя ответственность за наших пассажиров и сотрудников.

Я тщательно выбирала свою команду менеджеров, и я считаю, что высший и средний менеджмент в "Трансаэро" является лучшим в гражданской авиации России. Между прочим, все 12 моих заместителей - мужчины. Они отличные профессионалы и очень надежные люди.

Принципиально, я не считаю, что в бизнесе все зависит от противостояния мужчин и женщин. Вместо этого есть люди, которые добиваются успеха, а есть те, кто терпит неудачи. Я понимаю, что в жизни есть мужские и женские приоритеты, но я не думаю, что такое различие есть в бизнесе.

- Какие качества требуются от лидера авиакомпании на современном рынке? Действительно ли так важен опыт работы в авиакомпании?

Опыт показывает, что современный лидер авиакомпании должен быть хорошим менеджером, должен обладать глубокими знаниями специфики авиационного бизнеса и иметь навыки психолога. Жизненно важна способность строить человеческие отношения в компании, а также с внешним миром. На мой взгляд, для того, кто не имеет опыта работы в авиакомпании, было бы трудно понять специфические особенности этого бизнеса. Ошибка могла бы стоить очень много.

- Какие надежды вы возлагаете на российскую авиацию в ближайшее десятилетие?

В России будет продолжаться процесс консолидации, и через 10 лет на рынке останутся в основном крупные и устойчивые перевозчики. Уже сейчас эта категория авиакомпаний осуществляет 90% всех рейсов.

Также хотелось бы надеяться, что появится свобода действий для российских авиакомпаний, включая региональных и низкобюджетных перевозчиков. В то же время российская авиационная отрасль остается зависимой от политической нестабильности в некоторых регионах мира, а также от постоянного увеличения цен на топливо.

Конечно, "Трансаэро" сделает все возможное для того, чтобы остаться безопасным и надежным перевозчиком. Благодаря преданности наших сотрудников, практичному бизнес-подходу и продолжающемуся расширению, мы заслужили доверие пассажиров и партнеров. И мы собираемся поддерживать эту стратегию....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка