О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Мы сторонники заключения долгосрочных договоров

Доля неавиационных доходов в "Шереметьево" достигла 40%. Потенциальный уровень в 60% вполне достижим, считает коммерческий директор аэропорта С.Голубятников

Доля неавиационных доходов в "Шереметьево" достигла 40%, и руководство аэропорта не намерено на этом останавливаться. Потенциальный уровень в 60% вполне достижим, но для этого необходимо привлекать инвесторов, которые будут развивать прилегающие территории, считает коммерческий директор аэропорта Сергей Голубятников.

- Какие вы выявляете основные тенденции в положении дел с неавиационными доходами на авиационном рынке?

- На мой взгляд, схема работы всех цивилизованных международных аэропортов очень похожа, и отличается только менеджментом. Рынок неавиационных доходов в аэропортах складывается из обязательных и дополнительных услуг. Процесс формирования рынка основан на том, чтобы на территории аэропорта в обязательном порядке присутствовал набор необходимых услуг. Только после этого, изучив потребности пассажиров, целесообразно максимально наполнять терминал востребованными дополнительными услугами.

- Если схема работы одна, то почему доходы от неавиационных услуг в аэропортах во всем мире достигают 60%, тогда как в России - в лучшем случае 35-40%?

- Действительно, российские аэропорты уступают ведущим аэропортам мира в доле неавиационной выручки по отношению к общим доходам. Но тут есть несколько аспектов. Во-первых, способы учета авиационной и неавиационной выручки везде разные. Есть аэропорты, относящие различные виды авиационных услуг, например, хэндлинг и топливно-заправочный комплекс (ТЗК), к неавиационным. При таком раскладе доля неавиационных услуг в российских аэропортах выглядит довольно внушительной.

При должном подходе аэропорты России смогут выйти на мировой уровень формирования доли неавиационных услуг на уровне 60% от выручки. Мы имеем ограниченную инфраструктуру, при использовании которой возможности получения дополнительного дохода также ограничены. Заполнить терминалы эфемерными видами сервиса, приносящими гораздо больший доход, чем присутствующие услуги - утопия. Кроме того, эффективность ведения неавиационной коммерческой деятельности привязана к пассажиропотоку.

- Какие подходы необходимо применять для повышения неавиационных доходов?

- Серьезное повышение доходов от неавиационных услуг возможно за счет развития коммерческой инфраструктуры. При создании так называемого города-аэропорта с использованием прилегающих земельных участков. Вокруг аэровокзальных комплексов можно расположить все: начиная от супермаркетов, развлекательных центров до гостиниц и бизнес-центров. Конечно, такими непрофильными делами не должен заниматься сам аэропорт, в его компетенции находить инвесторов. За счет подобного подхода возможно перейти планку по неавиационной выручке 60% или даже выше.

- Есть ли у вас планы по застройке земельных участков аэропорта с целью повышения доли неавиационных доходов?

- Планы существуют, но озвучивать их преждевременно. В настоящий момент проекты реализуются точечно. Со времен Советского Союза нам достались многие земли, уже застроенные инфраструктурой, часть участков или сооружений вообще находятся не в нашей собственности. Необходимо решать данные вопросы. Кроме того, стоит рассматривать и развивать смежные с аэропортом участки.

- Из каких услуг складывается структура неавиационных доходов аэропорта?

- Как я говорил выше, неавиационные услуги правильнее всего разделить на обязательные и дополнительные. К обязательным услугам относятся парковка, упаковка багажа, камера хранения, комнаты матери и ребенка, медицинское обслуживание на территории терминалов, общественное питание и магазины, а также банковские и почтовые услуги и услуги связи. Отсутствие подобных видов сервиса делает невозможным качественное облуживание пассажиров аэропорта. Все остальные виды услуг - дополнительные, которые рождаются при наличии спроса со стороны наших клиентов.

- Назовите услуги, пользующиеся наибольшей популярностью?

- В международных аэропортах наибольшей популярностью пользуются магазины Duty Free, на втором месте - точки общественного питания различной ценовой категории.

- Какие услуги приносят наибольший доход? Совпадают ли эти услуги с популярными у пассажиров?

- Прибыльные услуги совпадают с наиболее востребованными со стороны пассажиров.

- Какова средняя сумма, которую тратит пассажир в аэропорту?

- Вычислить точно, сколько пассажир тратит денег в аэропорту, достаточно сложно. Мы можем посчитать, сколько мы получаем с каждого пассажира на основе анализа арендной платы. Например, в магазинах Duty Free пассажир в среднем тратит 30-35 евро на одну покупку.

- Каких неавиационных услуг, на ваш взгляд, не хватает на территории аэропорта?

- Я бы сказал так: в связи с европейским и российским законодательством ограничивающим перечень банковских услуг в "чистой" зоне у нас нет возможности размещения банкоматов с общепринятым набором финансовых операций. Кроме того, мы постоянно мониторим рынок и выявляем интересы пассажиров. Так, например, в терминале С запустили детские аттракционы и сейчас прорабатываем вопросы открытия подобной услуги в других терминалах аэропорта "Шереметьево".

- Расскажите о финансовых аспектах организации неавиационной деятельности. Какая из схем является наиболее оправданной и выгодной для вас?

- С операторами у нас два вида взаимодействия: фиксированная арендная плата либо процент от оборота. Но мы не применяем плату за аренду в чистом проценте от оборота: мы оговариваем, что арендная ставка должна составлять столько-то процентов от оборота, но не ниже определенной фиксируемой суммы.

Наиболее выгодной для нас, однозначно, является форма отношений арендной платы в виде процентов от оборота. Хочу отметить, не во всех видах бизнеса мы можем применять такую схему: например, при аренде земельного участка или офисов, связанных с предоставлением услуг проката машин, туристических компаний и отелей. Как правило, такие офисы несут представительскую функцию, а продаж и поисков клиентов они не ведут, поэтому в таких случаях мы устанавливаем фиксированную арендную плату.

Помимо этого, мы являемся сторонниками заключения договоров на длительный период. При этом замечу, что благодаря выстроенным длительным отношениям аэропорт "Шереметьево" во время финансово-экономического кризиса не потерял ни одного арендатора.

- В каком диапазоне варьируется величина арендной ставки в процентах?

- К каждому арендатору применяется индивидуальный подход в зависимости от многих факторов. Так, величина арендной ставки устанавливается на основании мониторинга рынка аренды с учетом профиля арендатора, места расположения, размера арендуемой площади, ассортимента товаров и услуг, возможности дальнейшего развития бизнеса.

- В каких случаях арендатору дается полная свобода действий, в каких вы ведете контроль за качеством предоставляемых услуг?

- Мы ведем контроль за деятельностью арендаторов во всех случаях. Во-первых, так поступает любой рачительный хозяин. Во-вторых, "Шереметьево" заботится о своих гостях. Ведь если пассажир съел некачественный продукт, то он вряд ли обратит внимание на бренд компании, а во всем обвинит аэропорт и это отчасти правильно. Поэтому мы постоянно следим за качеством продукции: это важный аспект имиджевой политики аэропорта.

- Работа по неавиационным доходам подконтрольна аэропорту или отдана под управление отдельной специализирующейся компании-оператору?

- Мы ведем работу сами, потому что на протяжении целого ряда лет в коммерческой дирекции ОАО "МАШ" сформировался высокопрофессиональный коллектив, способный решать различного рода задачи, знающий особенности управления коммерческой недвижимостью аэропорта, нюансы взаимоотношений с арендаторами, а также возможные "подводные камни" договорных обязательств.

Хотя существует удачный с точки зрения сокращения внутренних расходов и получения запланированных доходов пример передачи управлением бизнеса сторонней организации - компании ЗАО "Аэро Маркетинг Сервис Групп", которая была выбрана на конкурсной основе и является единым оператором по размещению всех видов рекламы в аэропорту. Данная форма сотрудничества, несмотря на мировой финансовый кризис и в частности кризис рекламного рынка, позволила добиться стабильного роста доходов от рекламной деятельности.

- Какова доля неавиационных доходов от общей выручки по итогам 2010 года? До какого уровня планируется довести уровень неавиационных доходов в 2011 году?

- По итогам 2010 года доля неавиационных доходов от общей выручки аэропорта "Шереметьево" достигла почти 40% и составила 3 млрд 417 млн рублей. В условиях перевода ряда рейсов авиакомпании "Аэрофлот" в ОАО "Терминал", это хороший показатель. Эффективные действия менеджмента позволили сохранить стабильность. Рассчитываем, что по итогам 2011 года доля неавиационных доходов в структуре выручки аэропорта "Шереметьево" сохранится на уровне 2010 года. В планах перспективного развития аэропорта "Шереметьево" увеличение доходов от неавиационной коммерческой деятельности до 60%....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка