О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Домодедово заманивает инвесторов

Крупнейший в России частный аэропорт - Домодедово - официально объявил о намерении провести IPO на Лондонской фондовой бирже

Крупнейший в России частный аэропорт - Домодедово - официально объявил о намерении провести IPO на Лондонской фондовой бирже. Инвесторам будет предложено приобрести до 30% акций зарегистрированной на острове Мэн компании DME Limited, которая является единственным владельцем Домодедово. Эксперты оценивают этот пакет как минимум в 1 млрд долларов. Единственное, что может помешать успешному размещению акций, - ряд политических рисков, связанных с возможными претензиями государства к собственникам аэропорта.

До недавнего времени все активы Домодедово контролировали 12 офшорных компаний, которыми владела фирма FML Ltd. с острова Мэн. На авиационном рынке все считали, что за этой компанией стоит председатель совета директоров Домодедово Дмитрий Каменщик и председатель наблюдательного совета аэропорта Валерий Коган. Все попытки Генпрокуратуры России и Счетной палаты подтвердить или опровергнуть эту информацию оказались безрезультатными. Напомним, что после новогоднего коллапса в Домодедово, связанного с отключением электроэнергии, президент России Дмитрий Медведев потребовал от правоохранительных органов в кратчайшие сроки установить реальных собственников Домодедово, а также наказать виновных. Но оказалось, что сделать это невозможно. "Мы так и не смогли найти ту самую последнюю матрешку, которая помогла бы нам указать на собственника аэропорта Домодедово. Все устроено так, что один офшор скрывается за другим", - заявил на слушаниях в Госдуме заместитель генпрокурора России Александр Буксман.

Но на днях выяснилось, что единственным бенефициаром загадочного офшора с острова Мэн являлся Дмитрий Каменщик. Во всяком случае, именно такую информацию разместила о себе компания на сайте Лондонской фондовой биржи. Из нее следует, что в рамках подготовки к IPO компания FML Ltd была переименована в DME Limited. Тем не менее интрига осталась. Дело в том, что в ходе размещения акций инвесторам будут предложены бумаги DME Limited, принадлежащие еще одному офшору - Alamo Limited, который полностью контролируется господином Каменщиком. Но вот долю Alamo Limited в DME Limited компании не раскрывают. Таким образом, не исключено, что у аэропорта Домодедово все-таки есть и другие собственники, одним из которых вполне может оказаться и Валерий Коган.

Организаторами размещения DME Limited выбрала четыре инвестбанка - Goldman Sachs, JP Morgan, Morgan Stanley и Citigroup. На днях эти структуры проведут премаркетинг, а к концу месяца объявят ценовой диапазон для размещения акций. Учитывая блестящие характеристики бизнеса Домодедово, можно не сомневаться, что интерес к бумагам аэропорта будет весьма высок.

В ходе недавнего road show Домодедово впервые обнародовало свои финансовые показатели, которые все эксперты в один голос называют фундаментально очень сильными. Так, выручка аэропорта в 2010 году выросла с 24,5 млрд рублей до 30 млрд рублей, а чистая прибыль увеличилась с 4,55 млрд рублей до 7,7 млрд рублей. При этом рентабельность Домодедово по показателю EBITDA составила почти 42%. Это один из самых высоких показателей в отрасли. Например, у компании Aeroports de Paris, которая управляет всеми аэропортами Парижа, рентабельность составляет около 35%, а у управляющей компании аэропорта Франкфурта-на-Майне - Fraports - всего около 20%. Но в отличие от крупных западноевропейских аэропортов Домодедово имеет высокие темпы роста. За последние десять лет пассажиропоток этого аэропорта вырос почти в восемь раз, до 22,3 млн пассажиров. То есть темпы роста составляют в среднем 23% в год. В ближайшие десять лет руководство Домодедово рассчитывает нарастить пассажиропоток до 50 млн человек и в три раза увеличить площадь терминалов, с 225 до 711 кв. м.

Проблема в том, что бурное развитие Домодедово наткнулось на мощное препятствие в виде нежелания государства строить в аэропорту третью взлетно-посадочную полосу, которая необходима для дальнейшего роста пассажиропотока. На совещании в правительстве, посвященном развитию аэропортов московского авиаузла, премьер-министр России Владимир Путин прямо заявил, что третью полосу необходимо строить прежде всего в Шереметьево. "По Домодедово решений не принято. Обращайтесь в Минтранс", - заявил тогда премьер-министр в ответ на просьбу Дмитрия Каменщика построить третью полосу в его аэропорту.

Более того, активность собственников Домодедово совпала по времени с началом комплексной реформы московского авиационного узла, которую затеяло правительство России. В соответствии с этой реформой два других московских аэропорта - Шереметьево и Внуково должны быть объединены в одну компанию. Капитализацию укрупненного Шереметьево, после присоединения к нему терминала D, принадлежащего "Аэрофлоту", ВЭБу и ВТБ, гендиректор этого аэропорта Михаил Василенко оценил примерно в 3,3 млрд долларов. А после присоединения Внуково стоимость объединенной компании может возрасти до 5 млрд долларов.

Известно, что часть акций объединенной компании государство собирается продать на открытом рынке, то есть провести IPO. Это предельно ясно дал понять Владимир Путин. По его словам, "государство не будет вечно сидеть на этом активе". Но в этом случае получается, что и государство, и собственники Домодедово сейчас ведут борьбу за одних и тех же западных инвесторов, собирающихся вложиться в российские инфраструктурные активы. И для IPO Домодедово это создает определенный риск. Можно считать это совпадением, но как раз перед IPO Домодедово Генпрокуратура начала проверку аэропорта и выявила там массу всевозможных нарушений. Правда, основные претензии прокуроров возникли к ФГУП "Администрация аэропорта Домодедово", которое передавало аэропорту в аренду государственное аэродромное имущество. Как утверждает Александр Буксман, в ходе проверки выяснилось, что каждое третье здание было передано в аренду ЗАО "Международный аэропорт Домодедово" без оформления каких-либо договорных отношений. Кроме того, в результате ряда сделок аренды, заключенных в ущерб интересам государства, бюджет недосчитался порядка 80 млн рублей доходов. Конечно, на бизнесе Домодедово все эти проверки почти наверняка никак не отразятся, но вот инвесторов в ходе IPO вполне могут и отпугнуть....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка