О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Прибыль авиаторов ушла в пике

Авиакомпании ждет тяжелый год: по новым прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), их прибыль упадет почти на 80%

Авиакомпании ждет тяжелый год: по новым прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), их прибыль упадет почти на 80%. Причиной будет рост цен на топливо, а также природные катастрофы в Японии, беспорядки на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Все эти факторы повлияют и на российские авиакомпании. Эксперты ждут роста топливных сборов и убыточности внутренних перевозок.

В понедельник в Сингапуре прошло ежегодное собрание акционеров IATA, на котором гендиректор ассоциации Джованни Бизиньяни представил очередной прогноз на 2011 год. IATA полагает, что в этом году авиакомпании заработают лишь $4 млрд. Это на 78% меньше прошлогодних $18 млрд и на 50% меньше прежних прогнозов на 2011 год. "Природные катастрофы в Японии, беспорядки на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также резкий рост цен на нефть снизили прогноз по прибыли в индустрии",- пояснил господин Бизиньяни. Главная причина, уточнил он,- подорожание топлива: в мае цена выросла до $115 за баррель, тогда как в феврале составляла лишь $84. Средняя цена на топливо по году должна составить $110 за баррель, а затраты авиаперевозчиков на него увеличатся на $10 млрд, до $176 млрд. В IATA отмечают, что сейчас затраты авиакомпании на топливо составляют 30% от расходов - на 17% больше, чем десять лет назад.

Острее всего на подорожание топлива отреагируют азиатско-тихоокеанские перевозчики. Прогнозируется, что их прибыль составит $2,1 млрд (против $10 млрд в 2010 году). Кроме того, на авиакомпаниях отразятся и последствия землетрясений и цунами в Японии. Тем не менее именно азиатско-тихоокеанские перевозчики покажут наибольшую прибыль - во многом благодаря росту рынка в Китае и Индии. Авиакомпании Северной Америки заработают $1,2 млрд ($4,1 млрд в 2010 году), а европейские - всего $500 млн ($1,9 млрд). При этом Европа во многом пострадает от снижения спроса. Общий прогноз мирового спроса на авиаперевозки IATA также ухудшила. По мнению экспертов ассоциации по пассажирским перевозкам спрос вырастет на 4,4% (прежний прогноз - 5,5%), по грузовым - на 5,5% (вместо 6,1%).

В российском топливном операторе "Аэрофьюэлз" согласны, что прибыль авиакомпаний, в том числе российских, сократится из-за роста цен на авиакеросин. Хотя в ближайшие месяц-два роста стоимости топлива не ожидается и рынок по нему должен стабилизироваться, в среднегодовом отношении цены серьезно изменились, поясняют в компании. Согласно индексу Platts, рост составил 41%, до $974 за тонну керосина. Правда, в некоторых российских аэропортах (Центральный регион) керосин дешевле, чем в Европе, примерено на $100, уточняют в "Аэрофьюэлз", но удорожание керосина на $50-70, которое произошло в мае во многих российских аэропортах, уже повлияло на топливные сборы.

Крупнейший российский перевозчик "Аэрофлот" не ожидает столь существенного, как 78%, падения прибыли в этом году, хотя и затрудняется прогнозировать ее уровень. В Sky Express полагают, что ситуация будет значительно различаться в зависимости от сегмента рынка. "Вероятно, государство продолжит поддерживать крупнейших перевозчиков, поэтому их прибыль и пассажиропоток сократятся не столь существенно,- поясняют в компании.- Но в среднем сегменте ситуация будет более критичной: на рост стоимости авиакеросина, беспорядки в Египте и Тунисе будет накладываться искусственное сокращение чартерных программ из-за ужесточения мер безопасности в российских аэропортах и ремонтных работ во Внуково". И добавляют, что дополнительный толчок ценам на керосин могут дать плановые ремонты на российских НПЗ.

Руководитель аналитического отдела "Авиапорта" Олег Пантелеев считает, что российские авиакомпании будут компенсировать снижение спроса и рост цен на топливо увеличением топливных сборов. По мнению эксперта, общий рост российского рынка будет умеренным, на уровне 10%, а рентабельность перевозок достигнет минимального уровня в международном сегменте и станет отрицательной на внутренних линиях....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка