О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Обсуждение проблем региональных перевозок прошло в Совете Федерации

Проблемы возрождения региональных и местных перевозок обсудили 21 июня в Совете Федерации участники парламентских слушаний "Тенденции и перспективы развития гражданской авиации в РФ"

Проблемы возрождения региональных и местных перевозок обсудили 21 июня в Совете Федерации участники парламентских слушаний "Тенденции и перспективы развития гражданской авиации в Российской Федерации". Мероприятие прошло в рамках Международного авиационно-космического салона МАКС-2011.

Основными темами обсуждения стали вопросы производства отечественных воздушных судов и соответствующей авиационной инфраструктуры, системного формирования бюджетных и внебюджетных источников финансирования развития региональных и местных перевозок, создания нормативно-правовой базы, обеспечивающей благоприятные условия для инвестиций в региональные аэропорты.

Акцентировалось внимание на необходимости государственной поддержки функционирования авиационного транспорта в районах Крайнего Севера. Также обсуждался вопрос создания благоприятных условий для развития авиации общего назначения.

Кроме того, докладчики поднимали вопросы совершенствования системы наземной и летной подготовки экипажей гражданской авиации, финансирования разработок, внедрения и сертификации новой авиатехники.

Так, генеральный директор ОАО "Концерн "Авиаприборостроение" Андрей Тюлин напомнил, что стратегическими ориентирами согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. являются формирование новых центров роста в традиционных регионах концентрации инновационного промышленного потенциала, снижение масштабов регионального неравенства и создание разветвленной транспортной сети, обеспечивающей высокий уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения.

Он предложил осуществить стратегию развития региональных воздушный сетей в два этапа. На первом этапе необходимо создать в одном из федеральных округов специализированный межрегиональный центр малой авиации с единой производственной, сервисной и учебной инфраструктурой (МРЦ МА). Затем при помощи дотаций из федерального бюджета подключить аэродромную сеть регионов к централизованной производстенно-сервисно-учебной базе.

На втором этапе развития стратегии предлагается развитие региональных аэродромных сетей за счет региональных бюджетов, бюджета МРЦ МА, формирование региональных сервисных представительств и учебных центров.

Кроме того, А.Тюлин предложил Минфину подготовить предложения по механизмам государственной поддержки программ развития малой авиации, Минтрансу совместно с Минпромторгом и Минрегионразвития организовать разработку проекта программы стартового государственного заказа на создание воздушных судов малой авиации и оснащение ими регионов страны.

В свою очередь коммерческий директор аэропорта "Кольцово" Сергей Доценко отметил, что региональных аэропортов скоро не останется. "Региональные аэропорты останутся только в городах с численностью населения свыше 200 тыс. человек, или там, где аэропорты искусственно поддерживаются из бюджетов", - сказал он.

С.Доценко добавил, что авиакомпаний, специализирующихся на региональных и местных перевозках, также почти не осталось. "Живы только те, кто поддерживается из местных бюджетов. Для остальных перевозчиков регионалка вторична, основное - Москва и чартеры", - пояснил он.

Коммерческий директор "Кольцово" подчеркнул, что к 2018 году московский авиационный узел будет перегружен. Поэтому принципиально изменить ситуацию может только активное развитие межрегиональных перевозок.

Кроме того, С.Доценко поделился опытом развития екатеринбургского аэропорта в этом направлении. В 2008 г. была разработана стратегия развития "Кольцово" как регионального хаба, в 2009 г. введена программ скидок для авиакомпаний, в 2010 г. стартовала программа региональных рейсов компании "Руслайн" и прорабатывается проект переориентирования транзитных туристических потоков, в 2011 г. приобретаются аэропорт "Нижний Новгород" и самолеты малой емкости для дальнейшей эксплуатации региональной авиакомпанией. "При этом собственные инвестиции "Кольцово" в развитие региональных перевозок за 2010-2011 гг. составили 380 млн рублей", - отметил он.

Помимо этого, С.Доценко предложил для поддержания региональных перевозок увеличивать их частотность. В свою очередь для увеличения частотности нужны самолеты малой емкости. Причем, для того чтобы была окупаемость самолетов малой емкости, нужно выровнять себестоимость кресла на самолетах малой емкости с большими самолетами. "Затраты на 1 кресло-километр на самолет малой емкости составляют 1,4 рубля, это дороже аналогичной стоимости магистрального воздушного судна в среднем на 0,3 рубля", - пояснил он.

С.Доценко предложил рекомендовать правительству и министерству транспорта в 2011-2012 гг. использовать аэропорт "Кольцово" для предварительной оценки эффекта дотирования в масштабах отрасли. В случае эффективности программы дотирования на локальном уровне, с 2013 г. ввести ее на федеральном уровне.

Генеральный директор аэропортового холдинга "Новапорт" Михаил Смирнов в своем докладе обобщил проблемы региональных аэропортов: это система тарифного регулирования, сертификационные требования и межправительственные соглашения.

При этом М.Смирнов предложил установить систему тарифообразования на основе rate-of-return, разработать дифференцированную систему сертификации аэропортовых служб, учитывающих масштабы деятельности аэропорта. "Для того, чтобы ускорит ввод новых рейсов необходимо разработать и принять максимально упрощенный алгоритм выдачи разрешений на полеты и внесения изменений в межправительственные соглашения", - отметил он.

Также М.Смирнов акцентировал внимание на том, что частные инвестиции составляют очень небольшую долю в общей структуре финансирования капитальных затрат российских аэропортов. "Если не создать условия, стимулирующие частные инвестиции в аэропортовую отрасль, количество действующих аэропортов будет и далее снижаться, а качество обслуживания и уровень безопасности - ухудшаться. Это, конечно, прежде всего, касается небольших аэропортов. В первой десятке ситуация более-менее приемлема", - подчеркнул он.

В свою очередь, заместитель генерального директора по стратегии и развитию авиакомпании "Полет" Андрей Шагунов заметил, что для возрождения региональных и местных воздушных перевозок должно послужить создание авиационных хабов. "Сорок процентов пророста перевозок будет обеспечено генерацией новых маршрутов за счет предложения прямых сообщений или оптимизации маршрутов в обход Москвы", - сказал он.

По его словам, изначально прямые перевозки в региональные центры развивали зарубежные компании, так как многие пассажиры предпочитали летать в обход Москвы, чтобы избежать смены аэропорта. К тому же, рост рынка в регионах открывает возможности для российских перевозчиков, предлагая прямые рейсы в Европу и Азию в обход столицы.

А.Шагунов особо подчеркнул, что для формирования парка воздушных судов необходимы субсидии по федеральным и региональным программам....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка