О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Владимир Шарпатов: Часто причина авиакатастроф - человеческий фактор

По мнению легендарного летчика, Героя России, Ту-134 - это звезда гражданской авиации

С 1 января 2012 года в России не будет летать большинство эксплуатируемых ныне самолетов Ту-134. Со временем их предполагается заменить самолетами Ан-148/158 и SSJ. В Минтрансе не скрывают взаимосвязи такого решения с недавней катастрофой Ту-134 авиакомпании "РусЭйр" в аэропорту Петрозаводска, унесшей жизни 45 человек.

Оснащать старые самолеты новыми системами безопасности - в частности предупреждения столкновения с другими самолетами и землей - авиакомпания отказываются, это не выгодно. Но можно ли на самом деле считать туполевские самолеты устаревшими? Ведь, к примеру, тот же "Боинг-737" эксплуатируется уже почти 45 лет - пройдя многочисленные этапы модернизации, он до сих пор в строю, в том числе и в России. Почему техника советских времен уходит на свалку, а не модернизируется, как зарубежные аналоги?

Своим мнением по этому поводу с корреспондентом "УралПолит.Ru" поделился легендарный летчик, Герой России, прототип главного героя фильма "Кандагар" (командира Ил-76 Владимира Карпатова) Владимир Шарпатов.

Владимир Ильич, лично для вас катастрофа под Петрозаводском - веский повод для того, чтобы начать избавляться от "маленьких тушек"?

Мы с коллегами обсуждали эту тему, и у нас сложилось единое мнение: если в Петрозаводске причиной катастрофы Ту-134 был человеческий фактор, а предварительные данные указывают на это, то при чем здесь самолет? Самолет ведь не человек. А человеческий фактор - это когда летчики не справились, не подготовлены, не дисциплинированы. Или технари подсунули им какой-то дефект, конструкторы что-то не доработали. Правда, о конструкторах в данном случае говорить нет смысла, учитывая то, сколько лет уже самолет летает. И те летчики, которые летали на этом самолете, влюблены в него. Надежный, простой. Во всех отношениях этот самолет - звезда гражданской авиации. Сам я на нем не летал, но помню, что когда первые два самолета появились в Тюмени - стройные, прямо устремленные в небо, все их полюбили. И самым большим поощрением для пилота было переучивание на этот тип самолета. И Ту-134 оправдал все надежды летного состава.

Но вы же согласны с тем, что современная автоматизированная техника, оснащенная бортовыми компьютерами, GPS-навигацией, снижает негативное влияние человеческого фактора?

Конечно, снижает, но только в России для этого еще аэропорты надо модернизировать, поставить на них соответствующее оборудование. У нас более половины аэропортов располагают древним оборудованием. А туполевское бортовое оборудование для наших аэродромов вполне подходит.

Эксперты обращают внимание на тот факт, что с самолетами зарубежного производства у нас происходит не меньше аварий и катастроф, чем с отечественными. Не адаптировались к новой технике, срабатывают старые привычки?

Есть такое. Например, в тех же "боингах" или "эрбасах" всего два члена экипажа. А на наших самолетах в составе экипажа есть еще бортинженер или бортмеханик, который следит за скоростью, за работой двигателей. И вырабатывается такая привычка: за скоростью следит кто-то другой. Я думаю, что из-за этого произошла известная катастрофа "Боинга-737" в Перми. Летчики увлеклись навигацией, а про скорость забыли.

Самолеты советского производства неизбежно уйдут? Ваш любимый Ил-76 тоже? Все-таки тот же "Боинг-737" летает с 1967 года, то есть он "старше" Ту-154 и немногим младше Ту-134…

Самолеты, как и люди, неизбежно уходят. Они же сделаны из алюминиевых сплавов, а металлы имеют особенность стареть. Возникают наклепы, межкристаллитная ржавчина. А вот моральное старение многим самолетам не грозит, потому что быстро они морально не стареют. Когда конструируется самолет, в него закладывается все самое передовое, что есть на современном этапе развития науки и техники, - технологии, электроника и так далее. Авиация всегда идет впереди других отраслей. Вот у нас авиацию загубили, и поэтому все другие передовые высокотехнологичные отрасли загибаются. И поэтому мы отстаем. Просто негде применять новые технологии.

С уходом советской техники романтическую профессию штурмана можно хоронить?

В гражданской авиации штурманы еще немного полетают, пока будет летать советская техника. А военной авиации без штурмана никак не обойтись.

А лично у вас есть воспоминания, связанные с Ту-134? Насколько я знаю, на этом типе самолета летал ваш брат?

Да, мой брат Юра летал на Ту-134. И с ним однажды произошел такой неприятный случай - в полете по маршруту отказал автопилот. Брат за штурвал - а штурвал не шевелится по тангажу. А это самое страшное, когда руль высоты не работает, - верная гибель. К счастью, на борту был резервный экипаж. Бортинженер с коллегой из резервного экипажа стали вскрывать полы, под которыми проходят тросы органов управления. А там… Казалось бы, какую опасность для самолета может представлять туалет? Оказывается, может. Емкость, куда все стекалось, стала подтекать. В аэропорту вылета был сильный мороз, на высоте температура наружного воздуха еще ниже. Влаги скопилось столько, что, замерзнув, она, словно тормозными колодками, сковала трос руля высоты. Стали аварийным топориком этот лед рубить и высвободили тросы. Долетели нормально, но на землю ничего не докладывали, хотя были обязаны. В итоге летчики награды достойны, пассажиров спасли, но об этом никто не узнал. Летчики боятся докладывать о неисправностях на борту - думают, вдруг это по их вине произошло, ведь обязательно накажут. Потому что вся система у нас была построена на наказаниях. И когда происходит что-то серьезное, наши летчики умирают молча.

Справка "УралПолит.Ru":

Ту-134 (по кодификации НАТО Crusty - "жесткий"; в просторечии "свисток", "стиляга") - советский ближнемагистральный пассажирский самолет для авиалиний малой и средней протяженности, разработанный в начале 1960-х годов в ОКБ им. Туполева и выпускавшийся серийно с 1965 по 1984 год на Харьковском авиационном производственном объединении. Один из самых массовых пассажирских самолетов, собиравшихся в Советском Союзе. Всего было построено 852 самолета всех модификаций. Первый полет выполнен 29 июля 1963-го, в эксплуатации с сентября 1967 года.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «ФедералПресс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка