О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" станет чьим-то частным делом

Государство может сильно уменьшить свою долю в компании в течение ближайших трех лет

"Аэрофлот" может уйти из-под контроля государства в 2014 году, считает генеральный директор крупнейшей российской авиакомпании Виталий Савельев. Эксперты разделились в оценке перспектив компании в рамках приватизации.

Блокпакет акций "Аэрофлота" может быть приватизирован уже в 2014 году, рассказал Савельев в интервью агентству Reuters. От ом, что правительство в принципе решило включить "Аэрофлот" в программу приватизации, объявил в июне на Петербургском экономическом форуме министр финансов Алексей Кудрин. "Мое мнение как представителя менеджмента и мое персональное мнение- это нужно делать",- заявил Савельев.

Сейчас 51,17% акций компании принадлежит государству. Еще 6,3% зарегистрированы на дочернюю структуру "Аэрофлота" "Аэрофлот-Финанс", то есть фактически находятся в распоряжении основного акционера. По мнению Савельева, снижение доли государства в капитале компании следует разбить на два этапа. В 2014 году оно может расстаться с блокпакетом, а позже "размыть второй блокпакет". Небольшая доля акций должна оставаться у государства, чтобы инвесторы видели его заинтересованность в развитии "Аэрофлота", считает Савельев.

Через три года глава "Аэрофлота" ожидает, что капитализация авиакомпании вырастет за счет присоединения активов "Ростехнологий", увеличения авиапарка и роста пассажиропотока. Текущая капитализация "Аэрофлота" составляет примерно 2,76 млрд. Стратегия развития, представленная компанией в правительство, предусматривает, что в случае реализации "агрессивного" сценария развития этот показатель к 2025 году достигнет 17,2 млрд.

В краткосрочной перспективе компании необходимо решить две проблемы, от которых кардинальным образом зависит ее будущее, считают эксперты. Во-первых, преодолеть финансовую зависимость от так называемых "транссибирских роялти"- платежей иностранных авиакомпаний в пользу "Аэрофлота" за право использования определенных российских воздушных коридоров. Во-вторых, "переварить" активы шести авиакомпаний, переданных ему по решению правительства от ГК "Ростехнологии".

Соруководитель аналитического отдела "Инвесткафе" Дмитрий Адамидов считает, что "Аэрофлот" в 2010 году и в первой половине этого был рентабелен даже без учета "роялти". Старший аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков придерживается другой точки зрения: "По МСФО "Аэрофлот" отчитался о 270 млн чистой прибыли в 2010 году. Сколько они получили "роялти", я точно знать не могу. Но оценки, которые я видел, колеблются в диапазоне от 230 млн до 350 млн. Значит, без этих платежей, в самом лучшем случае, компания имеет минимальную рентабельность".

По мнению Рожкова, активы "Ростехнологий" в перспективе позволят "Аэрофлоту" увеличить свою рыночную долю. "Однако на первых порах эффект этого приобретения будет прямо противоположным: долги новых активов обременят баланс "Аэрофлота", а подчиненным Савельева придется потратить много усилий на то, чтобы сделать новые компании рентабельными",- добавляет эксперт.

Дмитрий Адамидов полагает, что приватизация "Аэрофлота" привлечет инвесторов: "В авиаотрасли вкладываться имеет смысл только в акции лидеров". Покупателями могут быть как стратегические, так и портфельные инвесторы. "Я не исключаю интереса со стороны крупного международного перевозчика, например партнера "Аэрофлота" по альянсу Sky Team",- добавляет эксперт.

Однако по российскому законодательству иностранные акционеры не могут иметь контроль в капитале отечественных авиакомпаний. "Если бы не эта норма, я бы допустил, что кто-то из крупных зарубежных авиаперевозчиков мог бы заинтересоваться "Аэрофлотом",- говорит Андрей Рожков.- Но если закон не изменится, я думаю, претендовать на акции будут только российские авиакомпании из первой пятерки. Например, "Трансаэро" или "ЮТэйр". Для инвесторов, не связанных с авиацией, эти активы вряд ли интересны, так как воздушный транспорт сильно уступает по рентабельности многим другим отраслям".

Сегодня у "Аэрофлота" есть один крупный частный акционер- Национальная резервная корпорация Александра Лебедева, ей принадлежит 19,63% акций. Ив последние годы Лебедев постоянно ищет способ избавиться от этого пакета. Получить его комментарий о привлекательности ценных бумаг "Аэрофлота" в рамках приватизации вчера не удалось....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка