О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Хозяин Домодедово спрятался от рейдеров

Предприниматель Дмитрий Каменщик вчера дал понять, что не является единоличным владельцем крупнейшего в России аэропорта "Домодедово"

Предприниматель Дмитрий Каменщик вчера дал понять, что не является единоличным владельцем крупнейшего в России аэропорта Домодедово. Одновременно из публичных заявлений Домодедово исчезли упоминания о группе "Ист Лайн", которая, как до сих пор считалось, управляет аэропортом с 1998 года. Каменщик сообщил, что Домодедово скрывает собственников, чтобы предотвратить рейдерские атаки.

"Для меня не очевидны преимущества статуса публично известного акционера. Ставлю себя на его место: не очевидны!"- заявил вчера Дмитрий Каменщик, впервые за несколько лет появившись на большой пресс-конференции. Информация о том, что Каменщик конечный бенефициар аэропорта, владеющий 100% компании, появилась 18 мая в опубликованном на сайте Лондонской фондовой биржи объявлении компании DME Ltd., намеревавшейся провести в Великобритании IPO Домодедово. Уже 30 мая DME Ltd., представлявшаяся управляющей компанией Домодедово, отказалась от IPO, сославшись на то, что потенциальные инвесторы недостаточно высоко оценили ее ценные бумаги.

Примечательно, что объявление от 18 мая, которое в некоторых российских публикациях называют "инвестиционным меморандумом" или "проспектом", в юридическом смысле таковым не является. Оно было составлено настолько аккуратно, чтобы исключить возможность любых претензий к организаторам несостоявшегося IPO. Вобъявлении прямо говорится, что инвесторы не должны покупать бумаги DME Ltd. до тех пор, пока компания не выпустит собственно "проспект". Апубликация этого документа так и не состоялась.

Вчера Каменщик заявил, что лично он никогда не называл себя хозяином-единоличником, и много раз в ходе пресс-конференции употребил словосочетание "акционеры Домодедово". Беседуя с журналистами в менее формальной обстановке после конференции, он все же сказал, что на тот момент, когда Домодедово готовилось к IPO в мае, информация о бенефициаре была раскрыта верно. Но нынешнюю структуру собственности в аэропорту он никому не расскажет.

"Мы закрытая компания,- пояснил Каменщик.- Наша политика- не разглашать информацию о себе, пока мы не станем открытой компанией". Сеанс намеков и недомолвок был гармонично дополнен "исчезновением" группы "Ист Лайн". Дмитрий Каменщик еще в 1995 году возглавил совет директоров этой группы компаний, занимавшейся авиаперевозками, туризмом и смежным бизнесом. В1998году "Ист Лайн" взяла у государства в аренду Домодедово, и все последующие годы она считалась управляющей структурой аэропорта. Вчера Каменщик был представлен собравшимся как "председатель совета директоров аэропорта Домодедово", а группа "Ист Лайн" в подготовленных к пресс-конференции материалах не упоминается ни разу.

Аэропорт скрывает своих акционеров, чтобы минимизировать риск рейдерской атаки, объяснил председатель. Аеще потому, что эти люди просто не стремятся к публичности.

Присущая руководству Домодедово скрытность уже навлекла на него высочайшее раздражение. Вфеврале президент Дмитрий Медведев лично потребовал от Генпрокуратуры выявить собственников аэропорта. "Коммерческие структуры должны быть открыты, а не прятаться и уходить от ответственности",- отметил тогда президент, имея в виду расследование террористического акта, совершенного подрывником-смертником в Домодедово 24 января. По иронии судьбы именно 18 мая, в тот день, когда в Лондоне появилось объявление DME Ltd. о Каменщике как конечном бенефициаре, заместитель генпрокурора Александр Буксман публично расписался в неспособности выполнить президентское распоряжение. "Мы так и не нашли ту самую "последнюю матрешку", которая могла бы показать собственника Домодедово",- заявил Буксман в Госдуме.

Лондонское объявление тоже не дало прокуратуре ощущения полной ясности. 30 июня сотрудники Следственного комитета России в связи с делом о теракте провели многочасовой обыск в нескольких зданиях Домодедово, в том числе и в кабинете Каменщика. Адвумя неделями раньше допросили его самого. "По моему ощущению, они задавали мне вопросы, не связанные с терактом",- заявил Каменщик вчера. Среди участников рынка популярна версия, что активность правоохранителей в Домодедово имеет целью вынудить нынешних владельцев расстаться с бизнесом. Либо в пользу близких к власти бизнесменов. Либо в пользу самого государства, которое вынашивает планы по объединению трех крупнейших аэропортов Москвы: Домодедово, Шереметьево и Внуково.

Впрочем, сам Каменщик вчера отрицал, что Домодедово переживает рейдерскую атаку. Он также сказал, что его команда не ведет переговоров о продаже акций аэропорта, так же как и о вступлении в какое-либо объединение с государственными аэропортами.

Некоторые эксперты поняли слова председателя совета директоров с точностью до наоборот. "Каменщик сигнализирует государству о том, что у Домодедово появились новые, скорее всего иностранные акционеры,- считает старший аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков.- Ичто государству придется считаться с ними при реализации любого сценария объединения аэропортов". По мнению эксперта, это должно дать акционерам аэропорта гарантию, что власти не попытаются приобрести активы Домодедово по заниженной цене. При этом сам Рожков в иностранных акционеров не очень верит. "Каменщик все же кажется мне настоящим хозяином аэропорта",- говорит аналитик.

Другие эксперты готовы объяснить, что Каменщик сделал неправильно в прошлом, но с трудом представляют себе будущее Домодедово. "Аэропорт так или иначе будет работать и развиваться дальше. Но вот о темпах развития сегодня можно только догадываться",- констатирует соруководитель аналитического отдела "Инвесткафе" Дмитрий Адамидов. Он считает, что лучше бы Домодедово довело до конца IPO в Лондоне. "Я продолжаю оставаться при том мнении, что предложенная инвесторами цена была выгодной, и зря владельцы Домодедово посчитали, что она низкая,- говорит он.- На фоне углубляющихся проблем на финансовых рынках представляется маловероятным, что владельцы аэропорта смогут выручить за свой актив больше, чем могли бы, проведя IPO в июне этого года".

Каменщик вчера сказал, что его команда больше к IPO не готовится и возвращаться к этой идее в обозримом будущем не собирается....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка