О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Под небом Кореи

Управление военных закупок Южной Кореи сформировало короткий список участников третьего этапа программы модернизации национальных ВВС. В него попали американские истребители F-15SE и F-35, европейский Typhoon и, неожиданно, российский Т-50

Управление военных закупок Южной Кореи сформировало короткий список участников третьего этапа программы модернизации национальных ВВС. В него попали американские истребители F-15SE и F-35, европейский Typhoon и, неожиданно, российский Т-50, хотя ранее Россия не анонсировала планы участия в южнокорейском конкурсе. Шансы на победу у российского истребителя ничтожны, однако сам по себе факт того, что Россия способна выставить на конкурс высокотехнологичный самолет, стоит многого.

Путаница и сумятица

Российская компания "Сухой" объявила о намерении предложить истребитель Т-50 (ПАК ФА) на южнокорейский тендер F-X III - с таким сообщением 21 июля 2011 года вышла газета The Korea Times. "Российская авиастроительная компания "Сухой" уведомила нас о желании принять участие в тендере", - процитировала газета слова полковника Ви Чжон-сона (Wi Jong-seong), представителя Управления военных закупок (DAPA) Южной Кореи, занимающегося проведением конкурса. По данным корейской стороны, Россия подаст заявку на участие в тендере в конце 2011 года. Как ожидается, победитель конкурса будет назван уже в октябре 2012 года.

Тендер F-X III на поставку 60 истребителей ВВС Южной Кореи был объявлен в феврале 2011 года. Сумма потенциальной сделки с победителем оценивается в 8,29 триллиона вон (7,9 миллиарда долларов). К настоящему времени заявки на участие в тендере подали американские компании Boeing и Lockheed Martin и европейский консорциум Eurofighter. Они предложили на конкурс истребители F-15 Silent Eagle (F-15SE), F-35 Lightning II и Typhoon соответственно. С учетом того, что потенциальным участником считается и Т-50, южнокорейский тендер обещает быть крайне интересным: фактически в нем за право на победу будут бороться две машины четвертого поколения и две - пятого.

21 июля 2011 года сообщение о Т-50 опубликовало и южнокорейское агентство "Ренхап"; из текста получалось, что "Сухой" уже является участником тендера, причем DAPA, похоже, даже успела ознакомиться с российским предложением подробно. Во всяком случае, агентство сообщило, что DAPA сформировало короткий список участников F-X III, в который попали Boeing, Lockheed Martin, Eurofighter и "Сухой" с уже упомянутыми самолетами. Впрочем, сообщение было написано так, что вполне могло сложится и впечатление, что DAPA лишь желает видеть F-15SE, F-35, Typhoon и Т-50 участниками тендера.

История с заявкой "Сухого" на южнокорейском тендере вызывает чувство дежа вю. В начале 2010 года американские СМИ неожиданно сообщили, что российская Объединенная авиастроительная корпорация подала заявку на участие в тендере ВВС США на поставку самолетов-заправщиков нового поколения KC-X. Спустя несколько недель после этого руководство ОАК выступило с опровержением, заявив, что корпорация не подавала и даже не планировала подавать на конкурс никаких заявок. Но на короткое время рейтинг ОАК пошел вверх. Вскоре заявку на тендер подала украинская компания "Антонов", но опоздала на пять минут. Некоторые эксперты оценили эту попытку не как реальное намерение побороться за контракт стоимостью 35 миллиардов долларов, а как попытку повысить репутацию "Антонова".

В "Сухом" редакции "Ленты.Ру" отказались прокомментировать сообщения южнокорейских СМИ. Госкомпания "Рособоронэкспорт" также пока хранит молчание.

С одной стороны, намерение России участвовать в южнокорейском тендере (если таковое действительно имеет место быть), выглядит странно. Южная Корея является военно-политическим союзником США, которые, к слову, до 2015 года имеют право осуществлять командование южнокорейскими вооруженными силами в случае войны на Корейском полуострове. Кроме того, несмотря на "перезагрузку" отношений, проводимую президентами США и России Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым, Соединенные Штаты по-прежнему воспринимаются как главный геополитический соперник Российской Федерации, и от этого участие Т-50 в тендере выглядит еще более странным.

С другой стороны, участие России в международном южнокорейском конкурсе (если это действительно так) несомненно носит больше политический характер, нежели реальное стремление одержать победу над остальными конкурентами и получить относительно крупный контракт. Ведь для политического и научно-технического имиджа страны несомненную пользу принесет тот факт, что Россия, несмотря на многочисленные внутренние неурядицы и тяжелое изживание последствий разрушительных 1990-х годов, способна предложить экономически развитой Южной Корее конкурентоспособную современную высокотехнологичную продукцию военного назначения. Но достаточно об этом.

Россия прежде никогда не заявляла о том, что намерена поставлять истребитель Т-50, пока еще находящийся в разработке, на экспорт. Самолет этот предназначен исключительно для внутреннего применения - слишком много в нем использовано секретных технологий. Другое дело - самолет FGFA, создающийся совместно с Индией на базе ПАК ФА. Эта двухместная модификация российского истребителя пятого поколения в первую очередь встанет на вооружение индийских ВВС, а потом Россия и Индия займутся совместными продажами FGFA на мировом рынке. Вероятно, если заявка на южнокорейский тендер и была (или будет) подана, то речь идет как раз об FGFA, а не о самом Т-50.

Российско-индийский истребитель FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft - Истребитель пятого поколения) будет отличаться от Т-50 двухместной кабиной, несколько измененным фюзеляжем и крыльями, а также бортовой электроникой. По оценке индийской стороны, объем финансирования проекта составит шесть миллиардов долларов, причем контракт на первые 295 миллионов долларов был подписан 21 октября 2010 года. Первый полет FGFA предварительно запланирован на 2015 год, а принятие на вооружение - на 2017 год. Для сравнения, согласно планам "Сухого" первые десять Т-50 установочной партии поступят в Липецкий центр боевого применения уже в 2013 году, а поставка еще 60 таких самолетов в войска начнется в 2015 году.

Шансы на победу

Южнокорейская программа F-X, целью которой является обновление истребительного парка ВВС Южной Кореи, стартовала в 2002 году. Каждый из ее этапов проводится в виде тендеров на поставку боевых самолетов. В ходе первого F-X I были закуплены 40 американских истребителей Boeing F-15K Slam Eagle. Новые самолеты в составе ВВС Южной Кореи должны постепенно заменить устаревшие американские же F-5E/F Tiger II, F-4D/E Phantom II и частично F-16 Fighting Falcon первых партий. Реализация первого этапа программы была завершена в 2008 году, и тогда же министерство обороны Южной Кореи объявило о старте второго этапа.

В рамках F-X II с американским концерном Boeing был заключен контракт на поставку еще 21 истребителя F-15K, первые три из которых были поставлены ВВС в сентябре 2010 года. Сумма сделки составила 2,3 миллиарда долларов. Как ожидается, поставка самолетов завершится в 2012 году. F-15K предназначен для нанесения ударов по целям на большой дальности. Он способен развивать скорость до 2,5 тысячи километров в час и нести управляемые ракеты и авиабомбы общей массой более десяти тонн. Боевой радиус действия F-15K составляет 1,8 тысячи километров.

Т-50 (ПАК ФА) создается в России с 2002 года (в том году начались проектные работы, хотя требования к самолету были сформированы в конце 1980-х годов). Первый полет прототипа истребителя состоялся 29 января 2010 года. 3 марта 2011 года в воздух поднялся второй прототип Т-50. В настоящее время оба самолета проходят интенсивные летные испытания. В программе испытаний также принимает участие наземный комплекс Т-50. Большинство подробностей о проекте засекречены. Известно только, что истребитель будет способен выполнять боевые задачи в любых погодных условиях днем и ночью и использовать для взлета и посадки взлетно-посадочные полосы длиной 400 метров.

Судьба F-X III долгое время висела на волоске. Из-за последствий глобального финансово-экономического кризиса правительство Южной Кореи долгое время не могло изыскать средства, необходимые на покупку новой партии истребителей. В 2010 году от третьего этапа программы F-X планировалось и вовсе отказаться, однако в начале 2011 года планы переменились. Китай приступил к испытаниям собственного истребителя-бомбардировщика пятого поколения, Япония объявила о намерении приобрести американские истребители F-35, а взаимоотношения Южной Кореи и КНДР начали резко ухудшаться. Под давлением этих факторов было принято решение об ускоренной реализации F-X III, потенциальным участником которого и считается Т-50.

Очевидно, что у российского Т-50 и европейского Typhoon шансов на победу в тендере мало - Южная Корея традиционно покупает американское оружие, и перемены такого положения вещей если и следует ожидать, то не ранее 2015 года, когда Южная Корея получит самостоятельное командование над своими войсками. Доля американской техники на вооружении ВВС Южной Кореи составляет более 90 процентов, а в части боевой авиации - все сто процентов. Кроме того, выбор в F-X III носит исключительно политический характер и отношения непосредственно к характеристикам самолетов практически не имеет.

Тут весьма показательным является прецедент, возникший в ходе проведения тендера F-X II. Тогда несколько пилотов ВВС Южной Кореи открыто заявили, что покупать американские самолеты не следует - они дороги и ненадежны. Летчики отдали предпочтение европейскому Typhoon. Однако победителем тендера был объявлен уже знакомый ВВС Южной Кореи F-15K. Так что сомневаться в том, что в финал тендера выйдут американские самолеты, не приходится. Существует, наверное, ничтожная вероятность, что в финал прорвутся "европеец" или "россиянин", но ее расчет лучше оставить математикам.

Из двух вариантов - F-15SE и F-35 - наиболее привлекательным с точки зрения оперативности поставки и надежности технологий выглядит первый. F-15SE является версией "классического" F-15, создаваемой с применением технологии малозаметности. В настоящее время этот самолет проходит интенсивные летные испытания и может быть поставлен заказчику в самые короткие сроки. Причем даже с сердечной благодарностью со стороны Boeing, который сможет таким образом сохранить производственную линию истребителей на долгие годы. Кроме того, различные варианты F-15 в настоящее время стоят на вооружении не только Южной Кореи, но и еще пяти стран мира (крупнейшим оператором являются США).

Boeing позиционирует F-15SE как значительно более дешевую альтернативу F-35. В частности, ранее один из представителей американского концерна объявил, что эффективная площадь рассеяния Silent Eagle во фронтальной проекции эквивалентна таковой у F-35 (правда, конкретные цифры названы не были). F-35 же, несмотря на массу новейших и прорывных технологий, использованных в нем, на фоне F-15 выглядит бледно. Программа разработки самолета постоянно затягивается (первые поставки только лишь ВВС США и партнерам проекта начнутся не раньше 2016 года), а сами истребители регулярно дорожают (уже почти в два раза, по сравнению с 90 миллионами долларов, заявленными Пентагоном в 2001 году). Кроме того, испытатели Lockheed Martin, занимающейся созданием F-35, чуть ли не каждый день находят в истребителе новые неполадки.

Наконец, покупка F-15SE Южной Кореей будет выглядеть логично еще и потому, что такие самолеты будет легче и дешевле обслуживать, ведь они в значительной степени унифицированы с базовыми F-15. Так что будущий выбор южнокорейского DAPA вполне предсказуем. Тем не менее само намерение России нарушить гегемонию американских истребителей в составе ВВС союзника США иначе как похвальным не назовешь....
Авторские права на данный материал принадлежат «Lenta.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка