О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ахтунг, ахтунг, в небе лазер!

Паника на грани истерии в обществе и СМИ видна невооруженным глазом

В ночь на 27 июля полиция задержала мужчину, который включал на Воробьевых горах установленную в багажнике иномарки светомузыкальную установку с лазерными лучами, бившими в небо. В предыдущую ночь экипажи двух пассажирских лайнеров, следовавших в "Домодедово", доложили, что их пытались ослепить лазерным лучом предположительно с Воробьевых гор. Терроризм в этих фактах усмотреть сложно, а паника на грани истерии в обществе и СМИ видна невооруженным глазом.

Молодой человек 1985 года рождения своей светомузыкальной установкой мог ослепить только девушку, которую катал по Воробьевым горам. Попасть лучом в кабину летящего на высоте нескольких тысяч метров самолета весьма проблематично. Тем более что кабина находится в верхней части фюзеляжа, а не снизу.

Сообщается, что лазерная установка изъята для проведения экспертизы. Это интересно. Ведь лазерный луч невозможно идентифицировать, он не оставляет индивидуальных следов и вообще нематериален. Так что установку вернут хозяину, но полиции есть о чем рапортовать.

Если прикинуть расстояние от Воробьевых гор до "Домодедово", получится не менее 30 км. До "Внуково" ближе - 20 км. Но и на таком расстоянии не разглядеть даже самый большой аэробус, тем более ночью. Ведь мы не видим летящие на высоте 9-10 км самолеты, опознавая их только по белому инверсионному следу. Реальную опасность лазер представляет лишь при заходе на посадку. Летчики могут временно терять зрение, ориентировку в пространстве и испытывать стресс.

В России карманный лазер можно купить в Интернете. Указка мощностью 500 мВт с зеленым лучом стоит 6000 руб. А синий лазер в 1 Вт - 12 500 руб. Дальность луча таких указателей - 30-50 км.

В некоторых вузах России зеленые указки запрещены, потому как выжигают матрицы систем видеонаблюдения в залах. Никакого полезного применения у мощных карманных лазеров нет. Молодые люди, купившие китайскую игрушку, через день-два это понимают. И тогда некоторые начинают охотиться на самолеты. В российских СМИ гуляет "утка" о том, что в США некий Клинтон Пинкерт якобы получил 20 лет за попытку лазерного терроризма. Ничего подобного. Реальный суд над лазерным хулиганом произошел пока только во Франции. В августе 2010 года в парижском аэропорту "Орли" полиция арестовала 24-летнего местного жителя. Он заявил, что не имел дурных намерений, а просто опробовал купленную в Таиланде лазерную игрушку. Гуманный французский суд приговорил его к символическому штрафу в 1 евро и шести месяцам условного заключения.

Лазерная атака может быть начата мгновенно - только кнопку нажать. Следов луч не оставляет, идентифицировать принадлежность света к тому или иному прибору невозможно. Доказывать такие преступления чрезвычайно трудно. Поэтому отпустили задержанных этим летом лазерных хулиганов в Грозном, Ростове и Москве.

За семь лет лазерных атак на самолеты по всему миру аварийная ситуация ни разу не возникла. Во время захода на посадку оба пилота держат штурвалы. Если с одним что-то случилось, второй посадит машину. Однако для авиакомпаний лазерные хулиганы - еще одна версия при расследовании катастроф и летных происшествий. И возможность списать на них ошибку пилота или техническую неисправность.

Оживились и производители разного рода очков и прочих защитных приспособлений. Понятно их желание продать свой товар в максимальных количествах. Но тут всех ждет жестокое разочарование. Есть многотомный документ - Руководство по производству полетов (РПП). Согласно РПП, при посадке зрение пилотов не должно ничем ограничиваться. Никаких темных очков. Даже противосолнечный козырек должен быть поднят. Защита от лазерных атак одна - никого постороннего на расстоянии 500-1000 метров от взлетно-посадочной полосы и никаких указок на территории аэропортов.

Когда каждый день приходят сообщения о разбившихся самолетах, утонувших теплоходах и безумных терактах, уровень тревожности в обществе резко возрастает. В такой атмосфере лазер, малознакомый и непонятный большинству граждан, конечно, выглядит пугающе. В России с начала года зафиксировано менее 50 лазерных атак на самолеты. Для сравнения: в США в 2010 году официально зарегистрировано 2836 случаев лазерного хулиганства. И ни одного, связанного с этим, авиапроисшествия. Как нет ажиотажа в СМИ и паники в обществе. Но отловом хулиганов занимаются все спецслужбы вплоть до военной контрразведки.

Роста лазерного хулиганства в России пока не наблюдается. Вторая половина июля прошла спокойно. Засветки зеленым лучом с Воробьевых гор атаками на самолеты трудно считать. Это не значит, что хулиганов не надо ловить. Обязательно надо, особенно в районе аэропортов, и показательно наказывать хотя бы оглаской, как это сделали в Чечне. Чего не надо, так это нагнетания истерии, которая лишь подталкивает психически неуравновешенных подростков и переростков к дурным поступкам....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка