ПАО "ОДК-Сатурн"
10 августа 2011, 17:33
НПО "Сатурн": от МАКСа к МАКСу
ОАО "НПО "Сатурн" примет участие в 10-м, юбилейном Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2011
Оценивая путь, пройденный компанией за время от МАКСа-2009 до МАКСа-2011, управляющий директор НПО "Сатурн" Илья Федоров отметил: "В этот период произошла смена команды, перестройка людей. Произошла смена ценностей. Мы стали, фактически, государственной компанией, и в части выполнения государственных задач, и в части заботы о людях. Люди - это главная ценность компании. Именно благодаря им - молодым, креативным, профессиональным - мы смогли сохранить компанию для области, отрасли, страны.
Меры господдержки и собственные действия "Сатурна" и "Оборонпрома" позволили к концу 2010 года существенно снизить кредитный портфель, увеличить в 2011 году более чем на 25% рост выработки. Увеличение собственного капитала НПО "Сатурн" значительно улучшило структуру его баланса. Это дало возможность планировать развитие предприятия на ближайшие 2 - 3 года и, соответственно, финансировать все ключевые проекты. Результаты проведенной в течение первого полугодия 2011 года серии переговоров позволяют прогнозировать увеличение долгосрочного портфеля заказов и существенный рост выручки с 2012 года.
Предприятие преодолело "дно" кризиса, открыло набор специалистов и продолжает, как и прежде, модернизацию производства, обучение персонала, внедрение лин-технологий, реализацию продуктовых программ".
На МАКСе-2011 в рамках выставочной экспозиции ОПК "Оборонпром" и "Объединенной двигателестроительной корпорации" НПО "Сатурн" представит пять разработок. В разделе продукции гражданского назначения: турбовентиляторный двухконтурный двигатель SaM146, созданный для применения на регионально-магистральных самолетах нового поколения. В разделе продукции военного назначения: турбореактивный двухконтурный форсированный двигатель "изделие 117С" для нового российского многофункционального истребителя Су-35; турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-55, предназначенный для мирового рынка учебно-тренировочных и легких боевых самолетов; морской газотурбинный двигатель М70ФРУ мощностью 14000 л.с.; турбореактивный двухконтурный двигатель "изделие 36МТ" для крылатых ракет.
В летной программе салона впервые планируется представить перспективный авиационный комплекс пятого поколения (ПАК ФА) и уже демонстрировавший свои возможности на МАКСе-2009 многофункциональный истребитель Су-35 - с двигателями разработки НПО "Сатурн". Во второй раз совершит полеты на МАКСе и лайнер "Сухой Суперджет 100" с двигателями SaM146, создание которых вступило в фазу серийного производства.
"То, что за два года, прошедшие от МАКСа до МАКСа, мы подняли в небо Т-50 и серьезно продвинулись по испытаниям 117С/Су-35, является неоспоримым достижением коллективов АКХ "Сухой" и НПО "Сатурн". Это достижение всей страны, - говорит генеральный конструктор НТЦ им. А. Люльки - директор филиала "НТЦ им А. Люльки" Евгений Марчуков. - Самолет Су-35 уже предъявляется на государственные совместные испытания. Работы по двигателю 117С находятся на этапе предварительных испытаний опытных образцов. В соответствии с планами изготовления материальной части, доводки и испытаний, во втором квартале следующего года он должен выйти на государственные стендовые испытания, прохождение которых будет означать выход изделия в серию".
По словам генерального конструктора НПО "Сатурн" Юрия Шмотина, создание двух новых двигателей для двух лучших российских самолетов - "Сухой Суперджет100" и ПАК ФА - принципиальный результат работы "Сатурна": "В 2010 году двигатель SaM146, созданный НПО "Сатурн" совместно с компанией "Снекма", получил сертификат типа EASA. И сегодня две компании - "Армавиа" и "Аэрофлот - Российские авиалинии" выполняют регулярные рейсы самолетов "Сухой Суперджет100" с пассажирами на борту. Это говорит о том, что "Сатурн" перешел к принципиально новому этапу - серийному производству и поддержке SaM146 в эксплуатации.
В том же 2010 году перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации с двигателями разработки НПО "Сатурн" совершил свой первый полет. В настоящее время продолжаются комплексные стендовые и летные испытания. Одновременно идет создание двигателя второго этапа ПАК ФА, в рамках которого серьезный объем конструкторских, а затем и производственных работ, закреплен за НПО "Сатурн".
Программа SaM146
Главным событием программы, бесспорно, стало получение сертификата типа на двигатель SaM14, которое состоялось 23 июня 2010 года в Кёльне (Германия) в штаб-квартире Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA). Европейский сертификат соответствия получен российским производителем авиадвигателей впервые и также впервые в истории сертификат типа на двигатель был получен раньше, чем на самолет. 13 августа 2010 на двигатель SaM146 получен сертификат типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета. Сертификация двигателя по европейским и российским требованиям летной годности позволяет использовать двигатель SaM146 на самолетах, эксплуатирующихся в России, странах Европейского союза и СНГ.
В настоящее время продолжаются постсертификационные испытания двигателя, обусловленные необходимостью увеличения его ресурса и изменения технического определения критичных деталей. Также продолжаются работы по уменьшению массы силовой установки, улучшению технологичности и эксплуатационных характеристик двигателя. В связи с расширением семейства самолетов SSJ100 ведутся работы по созданию модификации двигателя SaM146 с увеличенной тягой на 5%. Прорабатывается возможность альтернативного применения двигателя SaM146 на других типах воздушных судов.
Программа Д-30КУ/КП/КУ-154
Более 30 лет НПО "Сатурн" осуществляет серийное производство, послепродажное обслуживание и модернизацию авиационных двигателей Д-30КУ/КП/КУ-154 гражданского и двойного назначения для магистральных пассажирских и транспортных самолетов (Ту-154М, Ил-76, Ил-62М). В период с 2009 по 2011 гг. успешно реализован контракт с ФГУП "Рособоронэкспорт" на поставку 55 авиадвигателей Д-30КП-2 в КНР. Заключены договоры с ФГУП "Рособоронэкспорт" на выполнение в 2011 году капитальных ремонтов двигателей Д-30КП-2 для иностранных заказчиков, а также государственные контракты на выполнение капитальных ремонтов двигателей Д-30КП-2 / Д-30КУ-154 в интересах Министерства обороны и других силовых ведомств РФ.
Программа АЛ-55И
НПО "Сатурн" стало первым российским предприятием, получившим заказ на полномасштабную разработку авиационного двигателя для нужд иностранного государства. В феврале 2010 г. полностью завершены летно-сертификационные испытания двигателей АЛ-55И на 2 самолетах HJT-36, которые проводятся компанией HAL в Индии. Подписан соответствующий Акт о завершении летно-сертификационных испытаний. За период прошедший с начала первого вылета самолета в мае 2009 года, HJT-36 совершили более 70 полетов, а с учетом полетов на самолете МиГ-АТ совершено более 100 полетов. В рамках контракта с HAL ведутся опытно-конструкторские работы по программе увеличения ресурса двигателя до 300 часов, а также производство новой партии из 10 двигателей, первые два из которых в ближайшее время будут предъявлены и отгружены индийской стороне.
Программы малоразмерных ГТД
В период 2009-2011гг. НПО "Сатурн" в полном объеме выполнены несколько контрактов на поставку малоразмерных ГТД для оснащения крылатых ракет авиационного и морского базирования производства ГосМКБ "Радуга", ОКБ "Новатор", "СмАЗ". Поставки двигателей осуществлялись в интересах иностранных заказчиков, а также МО РФ. В настоящий момент продолжается предконтрактная работа в обеспечение поставок малоразмерных ГТД производства НПО "Сатурн" на период 2011-2015гг.; прорабатываются варианты расширения применения двигателей.
Программы промышленных ГТД малой и средней мощности
НПО "Сатурн" продолжает реализацию программ промышленных газовых турбин малой и средней мощности для энергетики и газоперекачивающих станций: ДО49Р (2,85 МВт); ГТД-6/8РМ (6,5/8,6 МВт); ГТД-4/6,3/10РМ (от 4 до 10 МВт). В 2009г. ОАО "НПО "Сатурн" разработана новая модификация газовой турбины ГТД-6,3РМ/8 мощностью 8 МВт. В период 2009-2011гг. для ОАО "Газпром" поставлены первые 9 двигателей данного типа для применения в составе КС "Ямбургская" (г. Югорск), ДКС "Медвежьего ГКМ" (г. Надым).
Программы энергетических ГТД большой мощности
В рамках программы производства промышленных газовых турбин большой мощности НПО "Сатурн" в период 2009-2011гг. осуществило:
- гарантийное и постгарантийное обеспечение работы блока №1 Ивановских ПГУ (филиал ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС"); пуск блока - 2 квартал 2008 года; мощность блока 325 МВт, на базе 2-х ГТД-110 НПО "Сатурн";
- сдачу заказчику ОАО "ОГК-6" и запуск надстройки ПГУ-420 Рязанской ГРЭС на базе 1 х ГТД-110;
- работы по подготовке к пуску блока №2 Ивановских ПГУ (филиал ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС"), мощность блока 325 МВт; первый из двух ГТД-110 НПО "Сатурн" поставлен заказчику; до конца 2011 года будет поставлен второй ГТД-110 для завершения комплектации блока №2.
Компания реализует комплекс мероприятий, нацеленных на повышение рабочих характеристик и эксплуатационной надежности ГТД-110, совершенствование системы послепродажного обслуживания.
Программы морских ГТД
НПО "Сатурн" является ведущим российским разработчиком и производителем морских газотурбинных двигателей, на предприятии созданы и успешно прошли государственные испытания морские газотурбинные двигатели двух типоразмеров: М75РУ максимальной мощностью 7000 л.с. и М70ФРУ, максимальной мощностью 14000 л.с.
В числе событий программы периода 2009-2011гг. - начало создания сборочно-испытательного комплекса морских ГТД и агрегатов на их основе (в рамках ФЦП "Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2011-2020 годы", при поддержке Минпромторга РФ). В июне 2011г. НПО "Сатурн" стало победителем конкурса на создание морского гражданского газотурбоэлектрогенератора мощностью 8 МВт (в рамках ФЦП "Развитие гражданской морской техники на период 2009-2016гг.").
ОАО "Научно-производственное объединение "Сатурн" - двигателестроительная компания, специализируется на разработке, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок, кораблей Военно-морского флота и гражданских судов. ОАО "НПО "Сатурн" входит в состав "Объединенной двигателестроительной корпорации" - стопроцентной специализированной дочерней компании ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ" по управлению двигателестроительными активами.
ОАО "Объединенная промышленная корпорация "ОБОРОНПРОМ" - многопрофильная машиностроительная группа, создана в 2002 году. Входит в состав ГК "Российские технологии". Основные направления деятельности: вертолетостроение (ОАО "Вертолеты России"), двигателестроение (УК "ОДК"), другие активы. Выручка предприятий корпорации в 2010 году превысила 170 млрд. рублей....
Авторские права на данный материал принадлежат «ПАО "ОДК-Сатурн"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции