О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Против живопырок

Правительство готово закрыть больше 100 авиакомпаний

Серия авиа- и речных катастроф изменит условия работы компаний-пассажироперевозчиков России. Набор правительственных законопроектов, которые могут быть внесены в течение ближайших дней, может в 10 раз сократить число авиакомпаний в стране.

Правительство ужесточает правила пассажирских перевозок, в первую очередь авиатранспортом.

К регулярным магистральным авирейсам - дальностью более 1500 км - будут допущены только авиакомпании, которые имеют парк из 20 судов и более, сообщил источник в Росавиации и подтвердил собеседник к аппарате правительства. На перевозчиков, выполняющих рейсы между соседними регионами, требования не распространятся.

Причиной поправок высокопоставленный чиновник правительства назвал "самолетопад" бортов малых авиакомпаний, случившийся в 2011 году.

Соответствующие поправки готовы и будут внесены в Воздушный кодекс в рамках пакета законопроектов, регулирующих развитие всей транспортной отрасли. Пакет объединяет поправки в Воздушный и Водный кодексы (изменятся нормы надзора за речными судами и портами), а также закон о материальной ответственности перевозчиков в случае катастроф, который был принят Госдумой в первом чтении, но с тех пор лежит без движения.

Президиум правительства может обсудить поправки 23 августа, знает чиновник Минстранса.

По словам источника, воздушные суда в парках авиакомпаний после вступления поправок в силу будут взаимозаменяемы - по вместимости пассажиров и возможности осуществлять дальние перелеты.

"Взаимозаменямость означает однотипность 20 самолетов. Если один самолет оказывается неисправен, у авиаперевозчика должно быть еще 19 таких же", - пояснили в Росавиации.

Авиакомпании, не отвечающие этому требованию, чиновники предлагают перевести в категорию чартерных.

"Все последние катастрофы происходили только с авиакомпаниями, парк которых от 2 до 5 самолетов. После этих ситуаций удалось убедить Минтранс, что необходимо ввести поправки в Воздушный кодекс, - объясняет источник на рынке авиаперевозок, добавляя, - это неправильно. Летать ты можешь - со своей семьей, с друзьями. Но продавать билеты и возить людей - это другая история".

Авиакомпания, имеющая несколько, как правило, не новых самолетов, не способна выполнять современные требования безопасности - поддерживать летную годность парка, вести подготовку персонала, утверждает источник

Ранее запретить авиаперевозчикам с небольшим парком самолетов осуществлять регулярные пассажирские рейсы предлагал вице-премьер Сергей Иванов. 9 августа Иванов заявлял, что "на рынке пассажирских перевозок не должны работать компании, у которых "меньше 2-4-6 самолетов". Он назвал такие компании "живопырками".

"Компании-живопырки не в состоянии заменить самолет - они будут использовать его до последнего, пока он не упадет", - сказал Иванов. По его подсчетам, "98% пассажиров перевозятся десятью компаниями, остальные 2% - 120 компаниями". Всего в России зарегистрировано 139 авиакомпаний.

В Минтрансе "Газете.Ru" подтвердили, что поправки "находятся в стадии проработки". "С участниками рынка эти поправки будут обсуждаться, в частности, на МАКСе", - сообщил руководитель пресс-службы Минтранса Тимур Хикматов.

В Росавиации поддерживают ужесточение.

Нововведение необходимо для того, чтобы на рынке регулярных авиаперевозок остались только надежные компании, а не те, что допускали аварии или финансово нестабильны, как, например, громко обанкротившаяся недавно фирма "Континент", - пояснил "Газете.Ru" представитель Росавиации. Он считает, что региональные перевозчики не пострадают.

Новым требованиям будут отвечать около 15 авиакомпаний, считают в Росавиации. Источник в аппарате правительства называет то же число. Сейчас в "Перечне эксплуатантов, выполняющих основной объем пассажирских перевозок", составленном Росавиацией, числятся 35 авиакомпаний.

Если ввести формальное требование о минимальном наборе воздушных судов в количестве двадцати, то соответствовать ему будут всего 12 авиакомпаний.

Лидеры рынка (вместе с вертолетами и малыми самолетами) - 4 авиакомпании: "Аэрофлот" (89 воздушных судов), "Газпром авиа" (111 судов), "Трансаэро" (67 судов) и "Ютэйр" (257). У S7 31 судно. У авиакомпании "Ямал" ровно 20 судов. Всего одного-двух самолетов не хватает до нормы у "Нордавиа - Региональные авиалинии" и "Когалымавиа".

Не проходят по этому критерию компании, позиционирующие себя как low-cost перевозчики, - "Авианова" и Sky Express.

Норма в 20 самолетов спровоцирует консолидацию рынка. "Крупным авиакомпаниям не выгодны не только региональные, но даже межрегиональные рейсы: пассажиропоток между малыми городами небольшой", - сетует представитель профильного ведомства. "Самолеты у небольших авиакомпаний действительно, как правило, не новые. Их ремонт затратен. Кроме того, Росавиация требует дооборудовать все самолеты системой предупреждения столкновения с землей (ее стоимость 1,5 млн рублей) и спутниковой навигацией. Это огромные деньги для мелких авиаперевозчиков", - говорит он.

Сергей Легетский из авиакомпании "Полет" называет "транспортный пакет" "прямым ударом по антимонопольному законодательству и выдавливанием малых компаний с рынка".

"Это скажется на ценах", - предупреждает он. В Федеральной антимонопольной службе затруднились оперативно предоставить комментарий....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка