Независимая газета
23 августа 2011, 16:57
Гражданский флот будут пилотировать иностранцы
Крупные авиакомпании РФ официально заявляют о начале кадрового кризиса
Иностранные компании добиваются от России отмены запрета на аренду экипажей из других стран. Однако правительство, похоже, может снять этот запрет самостоятельно - под давлением объективной нехватки квалифицированных пилотов.
Эксперты литовской компании по аренде экипажей AviationCV.com прогнозируют, что в ближайшие 20 лет странам Европы и СНГ потребуется примерно 102 тыс. новых пилотов. Такая потребность объясняется активным ростом авиаперевозок и высоким спросом на новые воздушные суда. Действительно, согласно прогнозу компании Boeing, в ближайшие 20 лет авиакомпании России и СНГ купят 1080 новых самолетов. Эти закупки будут продиктованы необходимостью замены устаревших узкофюзеляжных и региональных самолетов с низкой топливной эффективностью на модели нового поколения. Спрос на самолеты будет также стимулироваться ростом пассажиропотока на международных и внутренних воздушных линиях рынка России и СНГ. В 2010 году объем авиаперевозок в России на 26,2% превысил показатель кризисного 2008 года. С начала 2011 года российские авиакомпании снова увеличили перевозку пассажиров на 10,1% в квартальном исчислении, сообщает Росавиация. По расчетам замминистра транспорта Валерия Окулова авиакомпаниям России до 2025 года потребуется 1,6-1,8 тыс. самолетов. Для пилотирования этих машин потребуется подготовить более десяти тысяч пилотов.
"Российский авиационный рынок является одним из самых динамично развивающихся в мире, поэтому дефицит на рынке пилотов является вполне предсказуемым. В отличие от западных стран российские авиакомпании не имеют права брать иностранные экипажи в аренду, поэтому ситуацию в России сегодня можно охарактеризовать как "охоту на пилотов", когда авиакомпании делают все возможное, чтобы переманить пилотов друг у друга, предлагая более выгодные условия работы. В итоге получается замкнутый круг", - объясняет гендиректор AviationCV Скаисте Кнызыйте.
Опрошенные "НГ" авиакомпании отказались обсуждать уровень зарплат пилотов. Однако эксперты говорят о выравнивании заработков российских и иностранных пилотов, которые выполняют международные рейсы. "Потолок зарплат ведущих пилотов в иностранных компаниях - это около 20 тысяч долларов в месяц. Чтобы сохранить летный состав, российские работодатели вынуждены держать зарплаты на сопоставимом уровне", - объясняют знакомые с ситуацией специалисты.
"Летные училища СССР выпускали около 2500 специалистов в год, а сейчас этот показатель с трудом превышает две сотни. Средний возраст пилотов в РФ уже превысил 40 лет, и сегодняшняя обстановка в российских летных училищах не позволяет полностью возместить кадровые нужды авиакомпаний", - говорит представитель "ВИМ-авиа" Елена Федорова. Действительно, представители учебного центра авиакомпании называют кадровую ситуацию кризисной и даже катастрофической.
Эксперты в области гражданской авиации подтверждают, что дефицит летных кадров является серьезной проблемой, причем не только в России. Объемы авиаперевозок в мире, согласно прогнозам Международной организации гражданской авиации (ИКАО), должны были увеличиваться примерно на 4% в год, а фактически они уже сегодня достигают 6%. А в России объемы перевозок растут на 20-30% ежегодно. Отсюда и общая причина дефицита пилотов в мире и в России", - объясняет вице-президент некоммерческого партнерства "Безопасность полетов" Рафаил Аптуков. В то же время, по его словам, есть и чисто российские причины нехватки пилотов - это недостаточное государственное финансирование государством начальной подготовки пилотов, которое наблюдается последние 15-20 лет. Из-за этого российские компании вынуждены арендовать иностранные самолеты вместе с экипажами или организовывать своими силами переучивание наземных инженеров в пилотов. Однако такая политика затыкания дыр далеко не всегда соответствует требованиям безопасности. "Аэрофлот, Трансаэро, S7 (бывшая "Сибирь") и еще одна-две компании могут организовать подготовку собственных пилотов. А остальным авиаперевозчикам это явно не под силу, и они вынуждены решать проблему нехватки летного состава самыми экзотическими способами", - говорят специалисты.
"Если следовать духу стандартов ИКАО, то подготовка современных пилотов должна быть унифицированной. И поэтому препятствий для использования в России иностранных экипажей формально нет. Правда наш Воздушный кодекс запрещает использовать иностранных пилотов на российских самолетах или в составе российских экипажей. То есть иностранцы могут летать в России на иностранном или на арендованном самолете. Однако иностранные государства и отдельные организации постоянно требуют отмены этого требования", - рассказывает Аптуков.
Среди проблем подготовки российских пилотов есть и нефинансовые. "При переподготовке пилотов с российских на иностранные типы воздушных судов основная проблема, с которой сталкиваются пилоты, - это английский язык, в особенности для пилотов российских региональных авиакомпаний, которые выполняют только внутренние рейсы. Вторая проблема заключается в том, что экипаж российских Ту-154 состоит из 4-5 человек, в то время как в пилотировании Boeing или Airbus задействованы только 2 пилота", - отмечает Скаисте Кнызыйте.
"В настоящий момент российские авиакомпании имеют право нанимать только российских граждан и граждан Белоруссии - такова государственная политика. В случае если Россия разрешит нанимать в штат иностранцев, российские пилоты окажутся в условиях серьезной конкуренции, что приведет к снижению уровня зарплаты. Однако авиакомпании могут значительно выиграть за счет снижения издержек. Я считаю, что рано или поздно Россия все-таки позволит иностранным пилотам работать в России, пусть и с некоторыми ограничениями", - прогнозирует гендиректор литовской AviationCV....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимая газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 27, 2024
В США создадут новый самолет "Судного дня"
Апрель 27, 2024
Альфа-Банк первым из российских банков открыл собственный бизнес-зал в аэропорту
Апрель 27, 2024
В здании липецкого аэропорта начался ремонт
Апрель 27, 2024
Авиакомпания "Smartavia" открыла прямые рейсы из Оренбурга в Санкт-Петербург