О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Нефтяники встали на крыло

Российские нефтяные гиганты расширяют производство авиакеросина. Но вытеснить с рынка независимые топливо-заправочные аэропортовые компании они не смогут по крайней мере еще три года

Российские нефтяные гиганты расширяют производство авиакеросина. Но вытеснить с рынка независимые топливо-заправочные аэропортовые компании они не смогут по крайней мере еще три года. Передышку в жесткой конкурентной борьбе "независимым" даст очень долгая и сложная процедура согласований проектов строительства аэропортовых заправочных комплексов и их сертификации.

Нефтяные компании всегда производили авиакеросин, но продавали его аэропортовым топливно-заправочным компаниям (ТЗК). Еще недавно ТЗК входили в состав аэропортов и никого "на свое поле" не пускали. И хотя уже несколько лет такие попытки пресекают антимонопольные органы, до последнего времени в отрасли мало что менялось. Часто ТЗК были независимыми только на бумаге, но почти всегда с аэропортами аффилированы.

Сейчас картина меняется кардинально. Например, в первом полугодии объем реализованного компанией "Газпромнефть-Аэро" ("дочка" "Газпром нефти") авиатоплива "в крыло" увеличился на 38% - до 639 тысяч тонн. Компания пошла еще дальше - объявила о создании единой сети по обслуживанию клиентов с одним из европейских лидеров в авиазаправке Air Total International (входит в группу французской нефтяной компании Total).

Почему вдруг крупные, добывающие нефть и имеющие собственные НПЗ, компании заинтересовались заправкой самолетов? Ведь объем рынка здесь в десятки раз меньше продаж автомобильных бензина и солярки. Похоже, все дело в амбициозных планах по увеличению производства. По информации Министерства энергетики России, в 2011 году российские нефтяники собираются произвести 8,8 млн тонн авиакеросина. Но, по планам компаний, к 2015 году выпуск авиационного топлива вырастет до 15 млн тонн. Появление на рынке "лишних" 6 млн тонн (прирост почти на 70%) может значительно усилить конкуренцию.

Вот нефтяные компании и начали быстро осваивать новый для себя рынок заправок самолетов "в крыло". "Газпром нефть" первой объявила работу ТЗК приоритетным направлением развития своего бизнеса. В 2010 году компания заняла 18% рынка и стала первой по объемам. Конкурентное преимущество нефтяных компаний здесь очевидно - сейчас аэропорты не могут запретить прийти другому ТЗК, а нефтяники имеют возможность предложить более низкие цены, чем прежние посредники. Ведь они сами керосин и производят. Свои ТЗК в стране также имеют крупнейшие нефтяные компании ЛУКОЙЛ и ТНК-ВР. Компания "РН-Аэро" ("дочка" "Роснефти") в 2010 году удвоила объем заправки "в крыло" в девяти аэропортах своего присутствия, доведя его до 79 тыс тонн. Что мешает им легко "выдавить" всех независимых заправщиков из аэропортов?

На самом деле все не так просто. В России 76 крупных аэропортов и еще 163 мелких - региональных и специализированных, свидетельствуют данные Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация). В каждом надо заправлять самолеты и вертолеты. Но для крупного бизнеса интересны от силы 12 крупнейших аэропортов, говорят эксперты.

- Чтобы делать бизнес, нефтяникам нужны значительные объемы перевозок. Основная масса аэропортов их не интересует, - говорит генеральный директор ассоциации "Аэропорт" Виктор Горбачев. - С точки зрения аэропортов приход нефтяных компаний - это неплохо. Раньше аэропорт можно было винить в завышении цен, теперь ТЗК в аэропорту как минимум две. Пока все довольны.

А вот надежда, что новые игроки снизят цены не оправдалась. Наоборот, цены растут. С начала года тонна авиакеросина в среднем по России подорожала на 13,4% - до 31,2 тыс рублей, отмечает аналитическое агентство "Кортес". Это почти вдвое быстрее инфляции.

Стоимость керосина в аэропорту на 80-85% состоит из отпускной цены НПЗ, маржа заправщика и так невелика, отмечают "независимые".

- Конкуренция пока не особо сильна, в России еще есть где развернуться. К тому же число ТЗК можно наращивать и дальше. В Европе в одном аэропорту могут работать и восемь заправщиков, - заявила представитель компании "Аэрофьюэлз" (независимый заправщик) Анастасия Матюшина. - Пока нам удается создавать конкуренцию между нефтяными компаниями, покупая керосин на тех НПЗ, где он в данный момент дешевле.

Парадокс в том, что все же главная надежда "независимых" - это знаменитая российская бюрократия.

- Резкого увеличения доли крупных нефтяных компаний на рынке заправок в аэропортах мы не ожидаем. В нашей стране построить ТЗК в лучшем случае можно за три года - это связано с получением разрешений, выделение земли, сертификацией. Не исключаются и препоны со стороны местного монополиста. В этом случае "заходить" в один аэропорот можно и 10 лет, - говорит Анастасия Матюшина.

Так что как минимум три года спокойной жизни у "независимых" ТЗК есть. Лишь бы нефтяные монополии не стали между собой договариваться. Тогда "захватить" аэропорты им и в правду будет несложно....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка