Finam.ru
25 августа 2011, 18:08
МАКС-2011: почем нынче самолеты?
Организаторы и участники закончившегося в воскресенье в Жуковском авиасалона объявили, что сумма заключенных в рамках МАКС-2011 контрактов превысила $10 млрд, а с учетом опционов может дойти до $14 млрд
Ниже публикуется перечень контрактов, подписанных на МАКСе. Стоимость сделок приведена только для твердых заказов (в скобках указаны размеры опционов). Итак...
Продавец - ОАК, покупатель - "Авиакапитал-Сервис", эксплуатант - компании группы "Аэрофлот", объект - МС-21, количество - 50(35) ед., стоимость сделки - $2,22 млрд. Покупатель - лизинговая структура государственной корпорации "Российские технологии". Сообщалось, что основными получателями этих самолетов должны стать авиаперевозчики, которых "Ростехнологии" ранее собирались объединить в мощную компанию "Росавиа", и которые теперь перейдут под контроль "Аэрофлота". Форма сделки - операционный лизинг. Соответствующее рамочное соглашение "Аэрофлот" и "Авиакапитал-Сервис" заключили также на МАКСе. Финансовые условия соглашения пока не утверждены.
Продавец - ОАК, покупатель - "Ильюшин Финанс Компани" (ИФК), эксплуатант - неизвестен, объект - МС-21, количество - 28(22) ед., стоимость сделки - $1,24 млрд. Если в сделке с участием "Авиакапитал-Сервис" конечный эксплуатант самолетов известен хотя бы "вчерне", то лизинговая компания ИФК заключила договор, не имея конкретного клиента. Подобное в мировой практике случается, но весьма редко. Создается впечатление, что эта сделка носит скорее политически-демонстрационный, нежели деловой характер.
По словам главы ОАК Михаила Погосяна, сумма контрактов на МС-21, заключенных в рамках МАКС-2011, составила $6 млрд. С учетом опционов это дает цену $44,4 млн "за штуку", на основе этой цифры и оценены сделки. Можно вспомнить, что ранее глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов называл верхний предел цены планируемых к покупке узкофюзеляжных самолетов в $40 млн.
МС-21 ("Магистральный самолет XXI века") пока существует лишь на бумаге. В стадии разработки находятся и выбранные для него двигатели - ПД-14 ("Пермские моторы") и PW-1000G (Pratt & Whitney). В последнее время появилась информация, что МС-21 будет унифицирован по оборудованию с самолетом SSJ. Такое решение представляется разумным. Однако его реализация может привести к задержке начала производства МС-21, поскольку состав борта и, соответственно, список поставщиков для этой машины уже сформирован.
Продавец - ГСС ("Гражданские самолеты Сухого"), покупатель - "ВЭБ-лизинг", эксплуатант - UTair, объект - SSJ-100, количество - 24 ед., стоимость сделки - ~$760,8 млн. Эта сделка представляет собой "перерегистрацию" соглашения, заключенного в прошлом году. Единственное отличие - в качестве покупателя партии из 24-х SSJ с 2008 года значился пермский "Авиализинг". Эта компания изначально не производила впечатления структуры, обладающей финансовыми возможностями для столь серьезной покупки. Теперь все встало на свои места.
Сроки поставок в пресс-релизах ГСС обычно не указываются. В данном случае это сделать действительно сложно. В рамках этого контракта UTair намеревается получить не только уже существующий SSJ-100/95, но и SSJ-100/75. Проектирование этой "укороченной" версии не является приоритетным для ГСС: в настоящее время конструкторы занимаются вариантом LR (Long Range - увеличенная дальность), на очереди - SBJ (Sukhoi Business Jet). Когда дойдет очередь до 75-местного самолета, пока неизвестно.
Продавец - ГСС, покупатель / эксплуатант - PT Sky Aviation (Индонезия), объект - SSJ-100/95B, количество - 12 ед., стоимость сделки - $380,4 млн. Реализация протокола о намерениях, подписанного на прошедшем в июне авиасалоне в Ле Бурже. Тогда сообщалось, что цена составит $379,2 млн (сейчас она слегка выросла), поставки были запланированы на 2012-15 гг.
Ряд экспертов скептически относится к перспективам этого соглашения. Они отмечают, что PT Sky Aviation - маленькая региональная компания, имеющая всего лишь шесть воздушных судов, самым крупным из которых является не слишком новый турбовинтовой Fokker 50. Однако не стоит забывать, что Sky Aviation входит в "нефтяную" группу компаний Petroneks Energy - так что деньги на покупку SSJ даже у такого небольшого авиаперевозчика вполне могут найтись. О серьезности намерений индонезийцев свидетельствует и то, что в рамках МАКС-2011 компания PT Sky Aviation заключила договор на 10-летнее техническое обслуживание самолетов SSJ с российско-итальянским СП Super Jet International (SJI).
Продавец - ГСС, покупатель - "Газпром Комплектация", эксплуатант - "Газпромавиа", объект - SSJ-100/95LR, количество - 10 ед., стоимость сделки в каталожных ценах - $323 млн. Реализация протокола о намерениях, подписанного в июле 2010 года. Это первый контракт на поставку SSJ с увеличенной дальностью полета с отечественным авиаперевозчиком (впервые эти машины появились в соглашении с мексиканской компанией Interjet, подписанном в январе текущего года).
Обращает на себя внимание сравнительно невысокая цена версии LR (+$600 тыс. к каталожной цене базового самолета). Обычно "дальние" варианты имеют более заметную прибавку стоимости. Согласно прошлогоднему протоколу о намерениях, начало поставок в адрес "Газпромавиа" планировалось на 2012 год. Сейчас сроки скорректированы: глава ГСС Владимир Присяжнюк называет 2013 год. По неофициальной информации, первые самолеты SSJ-100/95LR будут иметь заводские номера 32 и 33. Они пройдут все необходимые испытания, в конструкцию будут внесены соответствующие доработки - и 55-ый SSJ, выпущенный в Комсомольске-на-Амуре, станет первой серийной машиной с индексом LR.
2012 год обещает стать для производственников ГСС весьма напряженным. До конца текущего года компания планирует поставить 8 самолетов. Еще 4 борта будут собраны и облетаны, но их передача заказчикам не состоится - сборку в Комсомольске-на-Амуре задерживают поставщики двигателей. Таким образом, на конец года ГСС останется должна "Аэрофлоту" 4 самолета. Согласно прошлогоднему соглашению, на 2012 год намечалось начало поставок UTair. Два борта в следующем году должна получить "Якутия". Правда, пока неясно, будут ли это "свежезаказанные" самолеты, или северянам пойдут машины, ранее предназначавшиеся АФЛ. Поставки в Индонезию могут не ограничиться PT Sky Aviation - летом прошлого года был заключен договор на продажу трех десятков SSJ с компанией Kartika Airlines. Начало этих поставок также планировалось на 2012 год.
На вторую половину 2012 года намечалось начало поставок компании Interjet. Этот контракт - один из ключевых для ГСС, поскольку мексиканцы являются первым серьезным иностранным заказчиком SSJ. Руководство ГСС имеет ряд технико-организационных решений, которые позволят нарастить темп выпуска самолетов. Их реализация требует времени, да и стабильность поставок двигателей SaM-146, собираемых в Рыбинске, пока не выглядит "стопроцентно гарантированной". Тем не менее, можно надеяться, что отставание от графика поставок SSJ постепенно будет сокращаться.
Помимо твердых контрактов, ГСС подписала в Жуковском ряд соглашений о намерениях. Потенциальными заказчиками выступили авиакомпании "Таджик Эйр" - 2(2), "Кыргызстан" - 2(4), "Кубань"- 12, "Московия" - 3(2) и "Ямал" - 10. Следует выделить протокол о намерениях, подписанный ГСС и индийской компанией Aviotech. Это первый документ с "участием" бизнес-версии самолета - Sukhoi Business Jet. Соглашение предусматривает поставку 10-ти самолетов SBJ, еще 10 машин - в опционе.
Базовая стоимость SBJ оценивалась в $50 млн. Однако в данном случае ГСС вряд ли получит эти деньги целиком. По неофициальным данным, Aviotech планирует заказать "голый" самолет, а оборудование салона будет смонтировано на заводе компании в Хайдарабаде. Таким образом, индийцы выступают в роли тюнинговой компании: они сами будут искать "конечных покупателей" и компоновать салон под требования заказчика.
"Двухступенчатая" схема продаж может усложнить юридические процедуры и организацию технической поддержки, а также снизит доходы ГСС, которой выгоднее продавать полностью укомплектованный самолет. Однако эта сделка способна ускорить выход "суховцев" на рынок деловой авиации. Ранее маркетологи ГСС оценивали потенциал продаж SBJ в 80 единиц в течение 20-ти лет.
Продавец - "Антонов", покупатель / эксплуатант - "Волга-Днепр", объект - Ан-124-100 (модернизация), количество - 10 ед., стоимость сделки - $400-600 млн. "Волга-Днепр" является ведущим мировым авиаперевозчиком "негабаритных" грузов. Однако имеющиеся в парке компании тяжелые транспортные самолеты Ан-124 "Руслан" постепенно вылетывают ресурс. Кроме того, в рамках современных требований их крайне желательно модернизировать. Разговоры и переговоры о модернизации существующего парка "Русланов" в версию Ан-124-100 идут давно. Будем надеяться, что обновленный самолет все же появится в согласованные сроки.
Можно отметить, что "Волга-Днепр" выразила готовность при возобновлении производства Ан-124 приобрести до сорока таких самолетов. О возможности закупки новых "Русланов" говорил и другой эксплуатант - компания "Полет". Потребность в новых тяжелых военно-транспортных самолетах может возникнуть и у российских ВВС - вот только найдутся ли на это деньги в бюджете Министерства обороны...
Продавец - "Вертолеты России", покупатель / эксплуатант - UTair, объект - Ми-171, количество - 40 ед., стоимость сделки - ~$455 (380) млн. Продавец - "Вертолеты России", покупатель / эксплуатант - "Газпромавиа", объект - Ми-8АМТ, количество - 39 ед., стоимость сделки - ~$445 (370) млн. Сделки по поставкам вертолетов, в отличие от "самолетных", не таят неожиданностей. UTair - ведущий мировой производитель вертолетных работ, потребности и возможности авиационного подразделения всемогущего "Газпрома" тоже не вызывают сомнений.
Российская вертолетная промышленность работает достаточно устойчиво - годовой объем выпуска составляет порядка двухсот единиц. При этом львиную долю продаж составляет Ми-8 и его модификации, одной из которых является Ми-171. Этот вертолет имеет отработанную конструкцию и устоявшуюся систему поставки комплектующих. Сообщалась, что суммарная стоимость двух сделок составит $900 млн. Вместе с тем, представитель UTair называл для контракта компании сумму в 11 млрд руб. ($380 млн).
Продавец - "Мотор Сич", покупатель - ТНТК им. Бериева, объект - Д-436ТП, количество - 12 ед., стоимость сделки - не объявлялась. Строго говоря, поставки двигателей не столь значимы, как продажи самолетов и вертолетов. Мотор - это всего лишь компонент, пусть и важнейший. Однако в данном случае речь идет о поставках двигателей для строящихся в Таганроге самолетов Бе-200ЧС. Глава российского министерства по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу на МАКС-2011 обнародовал планы ведомства по закупке в 2011-2012 годах восьми многоцелевых "амфибий" этого типа. Две из них должны поступить до конца текущего года.
Между тем, предыдущий контракт МЧС, подписанный еще в начале века и предусматривающий поставку семи Бе-200ЧС, до конца не исполнен - министерство получило только четыре машины. Тем не менее, соглашение по поставке двигателей Д-436ТП (на шесть самолетов) показывает, что производство Бе-200 будет продолжаться. Правда, темпы его невысоки, и вряд ли увеличатся в ближайшее время.
Предконтрактное соглашение было подписано в Жуковском между ИФК и компанией Cubana de Aviacion. Оно предусматривает поставку трех самолетов Ан-158, еще три машины записаны в качестве опциона. Предмет соглашения представляет собой удлиненную версию Ан-148-100 (99 мест вместо 80-ти). Первый экземпляр Ан-158 был представлен на МАКС-2011. Кубинская компания является едва ли не единственным стабильным зарубежным покупателем российской гражданской авиатехники. Правда, масштабные закупки Cubana de Aviacion не проводит, так что выхода на действительно серийное производство Ан-158 ожидать не стоит - даже если предварительное соглашение превратится в твердый контракт.
На авиасалоне в Жуковском ИФК впервые публично проявила интерес к самолетам зарубежного производства. Лизинговая компания подписала протокол о намерениях с канадской Bombardier на приобретение десяти самолетов C-Series (три CS100 и семь CS300). Еще десять бортов предусмотрено в качестве опциона. Общая стоимость сделки может превысить миллиард долларов США. Помимо канадцев, ИФК уделила внимание европейцам, выразив заинтересованность в приобретении самолетов А320 NEO. Меморандум о намерении приобрести восемь самолетов этого типа был пописан между Airbus и авиакомпания "Трансаэро". Можно отметить, что второй ведущий мировой авиапроизводитель Boeing на МАКС-2011 соглашений не заключал.
Главной деловой неудачей прошедшего авиасалона можно считать отсутствие ожидавшихся соглашений на поставку авиатехники российским ВВС. На МАКС-2011 планировалось подписание контрактов на корабельные истребители МиГ-29К/КУБ (24 ед.) и учебно-боевые самолеты Як-130 (60 ед.). Общая стоимость двух соглашений оценивалась в $3 млрд. По неофициальным данным, задержка с подписанием контрактов связана с продолжающимся противоборством между министерством обороны РФ и авиастроителями. Заказчик пытается добиться снижения цены. Между тем, его позиция в большинстве случаев является неприемлемой для заводов, которые при выполнении требований военных будут вынуждены работать себе в убыток.
МАКС-2011 преподносится в российских СМИ как едва ли не первый отечественный авиасалон, "добившийся успеха в бизнесе". Однако в действительности масштабных и реальных контрактов в Жуковском было подписано немного. Соглашения о намерениях, стоимости которых фигурируют в официальной статистике, еще надо перевести в "твердую фазу". Как показывает практика, это происходит не всегда. Так что до "коллег" из Ле Бурже и Фарнборо московскому авиасалону еще расти и расти - вместе с российским авиапромом......
Авторские права на данный материал принадлежат «Finam.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции