О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Российские авиакомпании в I полугодии увеличили грузоперевозки на 4,8%

Из всех перевезенных грузов 72% общего объема пришлось на пять компаний

Доля грузоперевозок воздушным транспортом в РФ составляет лишь 0,01% от общего объема грузоперевозок всеми видами транспорта, таковы данные агентства Discovery Research Group. При этом грузоперевозки воздушным транспортом постепенно увеличиваются. Согласно данным Росавиации, российские авиакомпании в I полугодии перевезли 448 тыс. 346,7 тонн различных грузов и почты, что на 4,8% выше, чем за аналогичный период 2010 г. Из всех перевезенных грузов 72% общего объема пришлось на пять компаний: AirBridgeCargo перевезла 168 тыс. 964,3 тонны (+22,1%), "Аэрофлот" - 71 тыс. 517,4 тонны (-5,9%), "Полет" - 31 тыс. 44,5 т. (+42,5%), "Волга-Днепр" - 30 тыс. 273,8 т. (-39,9%), "Трансаэро" - 21 тыс. 135,4 тонны (+34,9%).

Пятерка "основных" перевозчиков грузов осталась неизменной с 2010 г., когда авиакомпаниями по итогам года было перевезено 925 тыс. 193,9 т грузов и почты.

Основной объем грузов перевозится пассажирскими рейсами, обеспечивающими высокую частоту полетов и широкую географию. На регулярные рейсы приходится около 85% грузов, соответственно, на чартерные - 15%. При этом на долю российских перевозчиков приходится доминирующая часть грузопотока.

Перевозимые грузы можно разделить на несколько групп. Первая - генеральный груз, включающая товары народного потребления: вещи, запчасти, изделия, стройматериалы, продукты питания, не требующие особых условий хранения. Вторая - грузы, требующие особых условий перевозки: медицинские грузы, продукты питания с обозначенным температурным режимом хранения, мясная и молочная продукция, онкологические препараты и материалы, скоропортящиеся грузы, живой груз. Также бывают опасные грузы (радиоактивные и опасные грузы), ценные, негабаритные и тяжеловесные грузы, а также сверхординарные.

Кроме того, существуют пиковые сезоны, когда грузооборот максимально увеличивается или снижается. Так подъем грузоперевозок начинается в сентябре, пик - в октябре, падение - ноябрь-декабрь. Минимальные грузоперевозки отмечаются в январе, падение также наблюдается в мае-июле.

Почти четверть общего грузопотока за минувший год пришлась на аэропорт "Шереметьево" - согласно данным аэропорта, в 2010 г. через него прошло 251 тыс. т. грузов.

"Шереметьево" принадлежит 51% общего рынка грузовых авиаперевозок и 68% рынка международных грузовых авиаперевозок России. В частности, регулярные грузовые перевозки составляют 89,3% от общего объема грузовых перевозок аэропорта, при этом основной грузопоток приходится на регулярные международные авиалинии. Доля транзитного груза составляет порядка 60%.

Как сообщили в пресс-службе аэропорта, основными типами грузов, обслуживаемых в "Шереметьево", являются запчасти и комплектующие (60%), медицинские препараты (15%) и товары народного потребления (25%). При этом в связи с ужесточением требований к порядку ввоза и типам медикаментов объемы перевозок данного вида груза в 2010 г. несколько сократилась.

"Шереметьево" является хабом для перевозчиков Азии и Европы. Основные направления в Азии: Китай, Индия, Корея. Основные направления Европы порты Франкфурта и Амстердама. Основными типами грузов на направлении Азия-Европа являются техника, электроника, одежда, на направлении Европа - Азия - скоропортящиеся товары (питание, цветы), оборудование, медикаменты. Значительная доля экспортного груза, отправляемого из "Шереметьево", приходится на "Рособоронэкспорт", - уточнили в аэропорту.

Согласно планам аэропорта к 2030 г. "Шереметьево" планирует увеличить свою долю рынка международных грузовых перевозок до 80% и внутренних перевозок до 35%.

В ближайшие несколько лет аэропорт планирует дальнейшее укрепление своих позиций как Евразийского хаба для грузовых перевозчиков стран Азии и Европы посредством развития инфраструктуры, внедрения нового оборудования, привлечения новых перевозчиков и освоения наиболее интересных и выгодных маршрутов. Так, в 2009 г. в "Шереметьево" началась реализация хабовой модели авиагрузового бизнеса авиакомпании AirBridgeCargo. Эта модель подразумевает оптимальное использование возможностей флота авиакомпании при перевозке грузов из Азии в Европу и обратно с перевалкой в аэропорту "Шереметьево". Кроме того аэропорт является узловым для грузов авиакомпании "Аэрофлот" и членов альянса SkyTeam.

Грузопоток "Домодедово" по итогам 2010 года составил 158 тыс. 401 тонн.

Аэропорт "Внуково" в 2010 г. обработал 43 тыс. 856 т. грузов, к 2015 г. прогнозируется увеличение до более чем 100 тыс. т. В аэропорту уточнили, что за последние пять лет грузопоток показывает стабильный рост. Максимальный грузопоток в аэропорт обеспечивают авиакомпании "ЮТэйр", "Владивосток Авиа", "Якутия", "Авиалинии Дагестана", "Газпромавиа". Грузы через "Внуково" перевозятся преимущественно внутри России, но, по словам представителя аэропорта, активно развиваются международные грузоперевозки.

Хабаровский аэропорт в 2010 году обработали 24 тыс. 407 тонн грузов, что на 37,2% больше показателя 2009 года. В 2011 году аэропорт рассчитывает выйти на показатель в 30 тыс. тонн. При этом к 2015 году аэропорт планирует обрабатывать около 43 тыс. тонн в год.

"По итогам 2010 года лидером грузоперевозок в нашем аэропорту стала авиакомпания "Трансаэро", на втором месте - "Владивосток Авиа", на третьем - "Аэрофлот", - говорит представитель Хабаровского аэропорта.

В тоже время несколько российских грузовых авиакомпаний, обслуживающих маршруты Европа - Азия, проявили интерес к созданию на базе аэропорта в Хабаровске грузового узла и включения аэропорта в свою регулярную маршрутную сеть. Сдерживающим факторами здесь являются требования авиакомпаний о предоставлении значительных скидок на наземное обслуживание, стоимость топлива, относительно небольшие объемы грузопотока, сырьевая экономика региона, а также наличие альтернативных маршрутов по перевозке товаров народного потребления из КНР в Россию. Зарубежные грузоперевозчики пока заинтересованы только в технических посадках на маршрутах Азия - Северная Америка, при условии стоимости топлива ниже, чем в аэропортах КНР и Южной Кореи.

На протяжении последних пяти лет наибольшее количество грузов, пребывающих в Хабаровск из за рубежа, приходится на Южную Корею, Японию и Китай. Также приходят грузы из Таиланда, Израиля, Германии и СНГ. Лидером по прибывающим грузам из федеральных округов РФ является Москва, далее северо-западный федеральный округ, дальневосточный и сибирский.

В новосибирском аэропорту "Толмачево" в 2010 г. грузопоток составил 19 тыс. 375,1 т. грузов, что на 17,9% выше показателя 2009 г.

Грузопоток аэропорта "Казань" в 2010 г. составил 3 тыс. 834,1 т, при этом на внутренних линиях - 2 тыс. 552,5 т, на международных - 1 тыс. 281,6 т. По итогам 2011 г. аэропорт намерен увеличить грузопоток до 3 тыс. 998,4 т. К 2015 г. аэропорт рассчитывает на грузопоток в 6 тыс. т.

"По итогам работы за 2010 г. сектор грузоперевозок в аэропорту "Казань" нерентабелен. Аналогичная ситуация ожидается и по итогам работы за 2011 г.", - уточнили в аэропорту.

Среди российских аэропортов существует явный лидер по общему объему грузопотока - это "Шереметьево". Но и другие аэропорты страны видят в грузовых перевозках приоритетное направление. Если идет постоянный и регулярный поток груза, то рентабельность бизнеса может доходить до 30% в год. В этой связи аэропорты технически оснащают грузовые терминалы, приобретают дополнительную специальную технику для обработки груза. А также с целью привлечения новых грузоперевозчиков разрабатывают маркетинговые программы, предоставляющие скидки по части стоимости обслуживания....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка