О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Dreamliner прошел сертификацию

В программе Boeing 787 Dreamliner наступила одна из самых важных вех: новый авиалайнер американского концерна получил сертификаты типа от Федерального управления гражданской авиации США (FAA) и Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA)

В программе Boeing 787 Dreamliner наступила одна из самых важных вех: новый авиалайнер американского концерна получил сертификаты типа от Федерального управления гражданской авиации США (FAA) и Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA). Получение сертификата типа открывает для компании Boeing дорогу к поставкам лайнера 787, причем первая из них для авиакомпании All Nippon Airways должна состояться 26 сентября 2011 г. Новый самолет поднимется в воздух с аэродрома в Эверетте (США) 27 сентября и приземлится в Токио 28 сентября.

Первым пассажирским полетом Boeing 787 станет специальный чартерный рейс из аэропорта "Нарито" (Токио) в Гонконг, который состоится 26-27 октября текущего года. А ежедневные рейсы на этом лайнере All Nippon Airways начнет выполнять с 1 ноября 2011 г. по маршрутам из Токио в Окаяму и Хиросиму. В декабре текущего года японский перевозчик начнет выполнять международные рейсы на новом самолете из Токио в Пекин. В январе 2012 г. Boeing 787 будет использоваться на рейсах из Токио во Франкфурт-на-Майне. До конца текущего бюджетного года перевозчик поставит эти лайнеры и на другие маршруты.

В общей сложности авиакомпания All Nippon Airways заказала 55 авиалайнеров 787-й серии, 11 из которых она рассчитывает получить в текущем бюджетном году. До конца следующего бюджетного года перевозчик должен получить еще 12 самолетов Dreamliner.

Заявку на получение сертификата типа американский авиастроитель подал в FAA еще 28 марта 2003 г., а сама программа сертификации стартовала в апреле 2004 г. Свой первый полет Dreamliner выполнил 15 декабря 2009 г. Сертификационные испытания лайнера 787 были завершены 13 августа, когда самолет ZA102 завершил свой последний полет в рамках испытаний на функциональность и надежность. После этого компании Boeing оставалось лишь подать в FAA последние документы, связанные с программой сертификации, и дождаться официального ответа управления.

Необходимо отметить, что сертификат типа был получен на самолеты Boeing 787 с двигателями Rolls-Royce Trent 1000 Package A. Сертификация лайнеров с силовыми установками General Electric GEnx-1B должна завершиться в IV кв. 2011 г. В конце текущего года Rolls-Royce планирует представить "пакет модернизаций" Package B для двигателей Trent 1000, в то время как "пакет модернизаций" PIP1 (performance improvement package) от GE ожидается чуть позднее.

В компании GE отметили, что "пакет модернизаций" PIP1 уже получил сертификат FAA. По заявлениям производителя, модификация PIP1 позволит снизить удельный расход топлива двигателя на 1,4%, в основном, за счет увеличения количества лопаток турбины низкого давления. Первые лайнеры Boeing 787 с двигателями GEnx-1B для авиакомпании Japan Airlines будут поставляться в модификации PIP1, в то время как остальные лайнеры с этими же моторами, поставка которых планируется в текущем году, будут передаваться заказчикам как в первоначальной модификации Block 4, так и в модификации PIP1. Но уже в начале 2012 г. все двигатели GEnx-1B будут выпускаться в модификации PIP1.

В то же время компания GE продолжает работу над двигателями GEnx-1B модификации PIP2 с тягой 334 кН. Эта модификация отличается наличием модернизированного компрессора высокого давления, призванного также снизить удельный расход топлива двигателя. Сертификация этой версии должна завершиться в 2012 г., тогда как ввод в эксплуатацию, по планам GE, состоится в 2013 г.

В начале августа Boeing возобновила поставку узлов и агрегатов лайнеров 787 на свой завод в Эверетте после месячного простоя. Напомним, что линия заключительной сборки авиалайнеров была приостановлена американской компанией, чтобы позволить поставщикам учесть изменения, внесенные в конструкцию самолета, и восполнить недостающие комплекты. Сообщается также, что в ближайшее время Boeing намерена увеличить темп выпуска лайнеров 787 до 2,5 самолетов в месяц, тогда как конечной целью авиапроизводителя является выпуск 10 самолетов ежемесячно к концу 2013 г.

В то же время аналитики фирмы Bernstein Research считают, что ежемесячный темп выпуска лайнеров 787 будет доведен до 10 самолетов на 9 месяцев позже запланированного срока. Предполагается, что данный темп выпуска будет достигнут к концу 2014 г., а не к концу 2013 г. Также аналитики Bernstein Research отмечают, что прибыль от программы 787 компания Boeing начнет получать только после выпуска 1000 самолетов этого семейства, правда, в этом прогнозе необходимо учитывать множество различных факторов, поэтому он еще может измениться. С другой стороны, руководство Boeing уже добилось определенных успехов в плане увеличение стоимости продаваемых лайнеров 787-й серии и сокращения затрат на выпуск этих самолетов. Так, например, часть контрактов на поставку лайнеров 787-8 было заменено контрактами на самолеты 787-9. Но в то же время некоторые авиакомпании, например, ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" решили заказать самолеты 777-й серии в связи с задержками в программе 787. Причем ряд перевозчиков продолжает беспокоиться относительно срыва намеченных графиков поставок самолетов 787-9. Но в компании Boeing опровергают такие предположения и настаивают на том, что поставки авиалайнеров 787-9 начнутся в конце 2013 г.

Тем временем, длительные задержки в программе 787 заставляют авиакомпании задуматься о требовании компенсаций за срыв поставок с американского авиастроителя. Руководство авиакомпании Oman Air, которая подписала договор лизинга с компанией Alafco на шесть самолетов 787-й серии с поставками в 2012, 2014 и 2015 гг., сейчас ведет переговоры с Boeing относительно компенсации за перенос поставок новых ВС. Отметим, что первый лайнер должен быть поставлен оманскому перевозчику только в 2014 г. В авиакомпании Royal Jordanian ссылаются на значительные убытки, которые понес перевозчик из-за переноса поставок экономичных лайнеров 787 при одновременном увеличении мировых цен на нефть. Ранее руководство Qatar Qirways, заказавшей 30 самолетов 787, угрожало отменой своего заказа, если в программе Dreamliner будут очередные задержки. При этом некоторые клиенты Boeing уже начинают отказываться от лайнеров 787. Так, несколько дней назад Boeing сообщила об отмене заказа на шесть самолетов 787-й серии со стороны неназванного клиента. Таким образом, на данный момент в портфеле заказов американского авиастроителя числится 821 самолет Boeing 787.

В то же время руководство Boeing делает оптимистичные прогнозы относительно будущих продаж авиалайнеров 787-й серии на рынке России и стран СНГ. В долгосрочной перспективе Boeing оценивает этот рынок в $80 млрд. В настоящее время "Аэрофлот" является единственной авиакомпанией в этом регионе, решившейся на покупку лайнеров 787, но в Boeing уже ведут переговоры с несколькими потенциальными клиентами, и вполне возможно, что в скором времени будут подписаны новые контракты.

Европейская компания Airbus, главный конкурент американской Boeing, в это время продолжает работу над семейством авиалайнеров A350. В первой декаде августа на завод Airbus в Сен-Назер был доставлен первый центроплан, на 40% выполненный из углепластика (CFRP). Здесь центроплан установят на первый фюзеляж лайнера A350. Как отмечают в компании Airbus, поставка центроплана стала еще одним из важных этапов программы A350, которая постепенно приближается к этапу заключительной сборки первого лайнера этого семейства.

Однако производственные успехи Airbus продолжают омрачаться недовольством некоторых клиентов. В частности, президент авиакомпании Emirates (ОАЭ) Тим Кларк скептически относится к заявленным характеристикам самолетов семейства A350, особенно, относительно модели A350-1000. Основное недовольство связано с более высокой массой авиалайнеров по сравнению с ожидаемыми значениями. В компании Rolls-Royce уже пообещали увеличить тягу двигателей, которые будут устанавливаться на модели A350-1000, но увеличение тяги неизбежно приведет к повышению удельного расхода топлива. Авиакомпания Emirates заказала 50 лайнеров A350-900 и 20 самолетов A350-1000, однако, сейчас перевозчик рассматривает возможность замены A350-1000 на A350-900. Также рассматривается еще один вариант: отказаться от самолетов Airbus в пользу модернизированных Boeing 777-300ER, появление которых ожидается некоторыми аналитиками.

Относительно модели A350-900 претензий со стороны Т. Кларка меньше, но его беспокоит то, что в трехклассовой конфигурации лайнер сможет перевозить только 274 чел., тогда как Emirates необходимо 340 посадочных мест, поскольку она планирует заменить новыми лайнерами самолеты A330, Boeing 777-200 и A340 в своем парке.

Недовольство характеристиками A350-900 выразил и генеральный директор ирландской авиакомпании Aer Lingus Кристоф Мюллер. Он считает, что лайнеры A350 обладают более высокими характеристиками по сравнению с самолетами A330, но A350 в большей степени разработаны для дальнемагистральных перелетов, тогда как основные пункты назначения Aer Lingus расположены в 7-8 часах полета от базового аэропорта. Таким образом, в авиакомпании считают, что Airbus должна улучшить топливную экономичность своего нового авиалайнера, чтобы перевозчики могли обслуживать маршруты средней протяженности.

В настоящее время Airbus сосредоточила свои ресурсы на производстве модели A350-900, первый полет которой должен состояться в конце 2012 г. В то же время ввод в эксплуатацию лайнеров A350-800 был перенесен со второй половины 2014 г. на середину 2016 г. Такое решение европейского авиастроителя вынудило некоторые авиакомпании пересмотреть свои заказы на A350-800 в пользу лайнеров A350-900. За последние три года Airbus не получила ни одного нового заказа на самолеты A350-800.

Тем не менее, часть авиакомпаний пока что не планируют пересматривать свои заказы на ВС A350-800. Например, в авиакомпании Hawaiian Airlines, заказавшей шесть лайнеров A350-800 с началом поставок в 2017 г., считают, что эта модель наилучшим образом соответствует потребностям перевозчика. Однако руководство компании не исключает возможных покупок модели A350-900.

В авиакомпании Bangkok Airways также не планирует менять заказанные A350-800 на A350-900. Свой первый A350-800 перевозчик должен получить в 2015 г. Всего Bangkok Airways заказала четыре самолета этого типа, но когда будут поставлены остальные три, в компании пока не знают.

Airbus нацелена на российский рынок

В рамках X Международного авиакосмического салона МАКС-2011 несколько российских авиакомпаний проявили интерес к широкофюзеляжным лайнерам Airbus A380. Одной из заинтересованных авиакомпаний, как отмечают в Airbus, стала "Аэрофлот". С другой стороны "Аэрофлот" ожидает поставки 22 самолетов Boeing 787, к тому же на авиасалоне Paris Airshow 2011 авиакомпания подписала контракт на поставку восьми лайнеров Boeing 777.

По информации агентства РБК, в "Аэрофлоте" считают, что покупка пяти лайнеров A380 к 2015 г. помогла бы авиакомпании достичь своей цели по увеличению объема перевезенных пассажиров до 70 млн человек к 2025 г. Однако еще в апреле генеральный директор ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" отметил в интервью французской газете La Tribune, что авиакомпания не собирается пополнять свой парк самолетами A380.

Агентство РБК также сообщает, что московский аэропорт "Шереметьево" будет модернизирован для того, чтобы обеспечить прием таких воздушных судов, как A380. В настоящее время в России на прием A380 сертифицированы лишь два аэродрома: московский "Домодедово" и новосибирский "Толмачево", что, конечно же, является препятствием для использования этих авиалайнеров в нашей стране, поскольку в том случае, если "Домодедово" не будет принимать воздушные суда, у A380 не будет ближайших запасных аэродромов. Но официального подтверждения такой информации еще не было.

Правда, в компании Airbus считают, что проблем с эксплуатацией самолетов A380 в России быть не должно. С технической точки зрения этот лайнер от Airbus может принимать любой аэродром, который сертифицирован на прием таких самолетов, как Boeing 747-400. Таким образом, еще несколько российских аэропортов, в скором времени, могут пополнить список допущенных аэродромов к приему A380. Правда, произойдет это лишь в том случае, если российские авиакомпании все-таки решатся на эксплуатацию этого самолета.

Помимо "Аэрофлота" самолетами Airbus A380, также как и Boeing 747-8I, интересуется ОАО "Авиакомпания "Трансаэро". Как сказала генеральный директор "Трансаэро" Ольга Плешакова, коммерческое предложение от Airbus относительно лайнеров A380 авиакомпания получила еще в 2008 г. Сейчас перевозчик анализирует возможность покупки как A380, так и 747-8. Эти самолеты могли бы заменить в парке "Трансаэро" устаревающие Boeing 747 предыдущих модификаций с 2015 г.

Так, начиная с 2015 г. "Трансаэро" планирует вывести из своего парка лайнеры Boeing 747-300. После 2020 г. начнется вывод из эксплуатации Boeing 747-400. И именно в период с 2015 по 2025 гг. авиакомпания планирует закупить новые широкофюзеляжные самолеты.

Обзор подготовлен по материалам Flightglobal, ATW Online, Aviation International News, Arabianbusiness.com, Reuters....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка