Московские новости
9 сентября 2011, 10:20
Улетели под сокращение
Сократить количество авиакомпаний и покупать воздушные суда за рубежом - таковы первые политические последствия авиакатастрофы под Ярославлем, выразившиеся в поручениях Дмитрия Медведева
На совещании по итогам авиакатастрофы в Ярославле президент спросил министра транспорта Игоря Левитина: "Сколько для такой страны, как наша, с учетом ее размеров и численности населения, необходимо (авиационных. - "МН") компаний, если брать другие страны в качестве модели?" Уклонившись от рассуждений о будущем, министр отчитался по тому, что есть сейчас: 85% регулярных перевозок осуществляют десять компаний. При этом, как следует из слов Левитина, в текущем году происшествия и катастрофы случались именно с теми небольшими компаниями, которые делят оставшиеся 15% рынка.
"Надо быстрее все объединить и создать современный набор авиационных компаний, которые будут охватывать всю страну", - распорядился Медведев.
Поскольку накануне разбился Як-42 российского производства, а не какая-нибудь "иномарка", президент погрозил пальцем в сторону отечественного авиапрома: "Это очевидно, мы должны поддерживать своих. Если наши не способны раскрутиться, надо покупать воздушные суда за границей. Но это отдельная тема, я ее сформулирую, эту позицию, и правительству дам поручение. Нужно будет найти деньги. Это должна быть большая программа".
До сих пор в постсоветской России федеральный бюджет денег непосредственно на покупку самолетов авиакомпаниям не давал, если не считать пары бизнес-джетов для президентского авиаотряда. Некоторые эксперты, опрошенные "МН", увидели в президентских словах обещание отменить заградительные пошлины на ввоз иностранных самолетов. Однако что именно имел в виду президент, станет понятно, когда он сформулирует свою позицию более детально.
В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) надеются, что, сказав "найти деньги", президент не имел в виду делать это за счет сокращения многомиллиардных субсидий, которые государство в последние годы подарило отечественным авиастроительным предприятиям. "Серьезная финансовая поддержка отрасли федеральным бюджетом началась только лет пять назад", - сказали "МН" в ОАК. В корпорации подчеркивают, что в предыдущие годы сформировался "провал", когда новые самолеты в нашей стране не проектировались и в авиакомпании, соответственно, не попадали. В этом году впервые было введено в эксплуатацию два новых отечественных типа самолета - "Сухой Суперджет-100" и Ан-148. Оба регионального класса. "Новый самолет среднемагистрального класса будет разработан к середине десятилетия (МС-21). Тогда можно будет говорить о начале восстановления позиций нашего авиапрома на нашем авиарынке. А до тех пор временно я вполне допускаю, что государство может помочь авиакомпаниям с закупкой зарубежных самолетов тех классов, которые у нас пока не выпускаются", - заявил представитель ОАК.
Отсутствие реальной конкуренции со стороны российского авиапрома сегодня помогает иностранцам завоевывать российский рынок авиатехники. Уже к началу этого года российский парк магистральных пассажирских самолетов на 3/5 состоял из судов иностранного производства. В стране 224 лайнера старых советских брендов (частично изготовленные уже после распада СССР) против 380 импортных. Только в этом году Boeing и Airbus поставили российским покупателям по три десятка лайнеров. За это же время все отечественные авиазаводы, объединенные в ОАК, сумели пополнить российский парк только четырьмя самолетами - двумя "Суперджетами-100" и двумя Ан-148. Причем эти машины относятся не к магистральным, а к более скромному региональному классу. По-хорошему их и не стоит упоминать в сравнении со средне- и дальнемагистральными лайнерами, прибывшими работать в Россию из-за границы. Но других гражданских продуктов у ОАК сегодня нет.
Процесс сокращения числа мелких авиакомпаний, к которому призывает президент, уже практически увенчался успехом. Официальная статистика Росавиации несколько отличается от цифр, которыми оперировал вчера министр Левитин, но не принципиально. Росавиация говорит, что примерно 85% отечественного авиарынка поделено между 15 крупнейшими перевозчиками (а не десятью, как у министра). Но если взять 35 первых позиций из рейтинга российских авиакомпаний, то под их контролем окажется уже 96,9% рынка - то есть почти весь. Сотня с лишним самых мелких фирм, беспокоящих президента, уже вытеснена на самую периферию бизнеса.
Кстати, там они смогут прозябать и после ужесточения режима регулирования, о котором говорилось на совещании в Ярославле. "Хочу доложить, что по вашему поручению в августе на правительственной комиссии по транспорту и связи принято решение: с 2012 года все авиакомпании, которые работают на регулярных маршрутах, должны иметь не менее десяти воздушных судов с количеством мест более 50, с 2013 года - не менее 20 судов. То есть, по сути, все авиакомпании, которые будут работать на регулярных маршрутах, будут иметь не менее 20 судов", - доложил Левитин президенту.
Однако трагический рейс, погубивший "Локомотив", был чартерным. Значит, ни в 2012, ни в 2013 году новые правила не помешали бы ему взлететь. "Попытки свести вопросы безопасности полетов к размеру авиакомпаний и возрасту их парка непрофессиональны, - считает глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. - Достаточно обратиться к опыту других стран, в том числе США, где существует успешная практика поддержания летной годности более возрастных судов, чем те, что летают в России. Вчерашние заявления - это признание властей в неспособности сформировать и поддерживать систему обеспечения безопасности полетов в России"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 6, 2024
В аэропорту Пулково увеличилась пропускная способность зоны регистрации
Май 6, 2024
В Амурском авиационном соединении командования дальней авиации переводят авиационную технику на летний период эксплуатации
Май 6, 2024
ФАС потребовала объяснений от авиакомпаний по поводу растущих цен на авиаперелеты
Май 6, 2024
Число пассажиров кировского аэропорта продолжает расти