Военно-промышленный курьер
13 сентября 2011, 11:43
Кто создаст наш "Хищник"?
Одной из премьер недавно прошедшего авиасалона МАКС-2011 стал беспилотный летательный аппарат "Луч", созданный одноименным КБ, входящим в состав концерна "Вега"
Этот БПЛА обозначил интересную тему оснащения российских Вооруженных Сил средневысотными беспилотниками большой продолжительности полета (MALE), класс которых достаточно активно развивается в мире в последние годы.
MALE в мире
Одним из ярких представителей БПЛА класса MALE являются американские дроны семейства Predator ("Хищник"). Данные беспилотники оказались в ряду главных ньюсмейкеров последних десяти лет. Они активно применялись и применяются Соединенными Штатами и союзниками Вашингтона в военных конфликтах в Югославии, Ираке, а также в контртеррористических миссиях в Пакистане, Йемене. В числе наиболее "свежих" примеров - их использование в Ливии.
Основное назначение "Хищников" - разведка, наблюдение и целеуказание. Однако в последнее время все более явно прослеживается тенденция к наделению БПЛА ударными функциями. В тех же США в развитие линейки беспилотников семейства Predator был создан разведывательно-ударный дрон Reaper. По состоянию на 14 июля 2011-го согласно сведениям некоммерческой организации New American Foundation начиная с 2004 года американские БПЛА только на территории Пакистана нанесли 263 штурмовых удара.
Успехи американцев не остались незамеченными в других странах. Израиль в лице компании IAI разработал аналогичный по размерности заокеанскому "Хищнику" БПЛА Heron, а также его более тяжелую версию - Eitan (Heron TP). В Европе группой компаний из нескольких государств во главе с EADS конструируется дрон Talarion. Великобритания ведет работы по созданию близкого по размерности БПЛА Mantis (после подключения к проекту французских партнеров сменил имя на Telemos). Проекты беспилотников MALE-класса реализуются также в Китае (БПЛА Pterodactyl), Индии (БПЛА Rustom) и ЮАР (БПЛА Bateleur).
Россия в этом списке стран отсутствует. Между тем задачи для дронов класса MALE в РФ, безусловно, имеются - и чисто военные (связанные с необходимостью длительного присутствия над зоной боевых действий или контртеррористической операции), и парамилитарные (охрана границы, мониторинг ситуации во время природных катаклизмов и техногенных аварий), и сугубо гражданские (контроль за объектами энергетической и транспортной инфраструктуры).
Покупка или разработка
Приобретение образцов ВВТ за рубежом в ряде случаев оправдано существующими трудностями с созданием собственных систем. Разумеется, наибольший интерес для российских военных представляют не китайские или индийские, а наиболее высокотехнологичные американские или израильские беспилотники. Однако поскольку на сей раз речь идет о достаточно крупных БПЛА, здесь есть ряд нюансов.
Во-первых, уровень отношений России с Израилем и главным образом с США не позволяет рассчитывать на то, что Москва в обозримой перспективе получит возможность закупать БПЛА класса MALE в этих странах. Даже если политическое руководство еврейского государства согласится продать большие беспилотники Российской Федерации при отсутствии в них американских компонентов, Вашингтон тем не менее способен заблокировать сделку. Здесь достаточно вспомнить, как непросто продвигался первый межгосударственный контракт по приобретению российскими военными партии беспилотников в Израиле. А ведь это были более простые БПЛА меньшего класса.
А во-вторых, даже если гипотетически предположить возможность положительного решения, эти системы необходимо локализовывать под российские условия. Опыт европейских стран, локализовывавших совместно с израильскими компаниями БПЛА Hermes, используемый в британской программе Watchkeeper и Heron, на базе которого создается французская беспилотная система Eagle (Harfang), показывает, что данный процесс будет небыстрым и займет несколько лет.
Собственная разработка системы выглядит сложнее, однако в перспективе этот путь дает немало преимуществ, среди которых большее соответствие российским условиям, независимость от политических рисков и в перспективе возможность экспорта БПЛА.
Однако для того, чтобы в итоге не получился очередной разочаровывающий "Аист", беспилотную систему необходимо создавать с максимально возможным применением новых технологий. Это касается всего спектра систем, оборудования и материалов.
Российские претенденты
В отличие от малоразмерных беспилотников тематикой БПЛА MALE в России способен заниматься достаточно ограниченный круг компаний. Малым предприятиям просто не потянуть объем работ, требуемый для создания реально функционирующего комплекса.
Если говорить о конкретных претендентах, то одним из них является упомянутый концерн "Вега". Похоже, что его руководство постаралось уловить новый тренд в политике российского Минобороны, выражающийся в желании закупать готовые образцы или хотя бы софинансировать работы, а не оплачивать все от "а" до "я". По-видимому, исходя именно из этих соображений, на "Веге" было принято решение на собственные средства создать прототип БЛА, который и был показан на авиасалоне "МАКС-2011". Любопытно, что формально аппарат демонстрировался конструкторским бюро "Луч". Видимо, эта тактика использована ввиду того, что имя концерна с некоторых пор вызывало негативную реакцию в российском Минобороны. Репутация была подмочена неоднократными неудачами в создании удовлетворяющих российских военных образцов БЛА. Достаточно вспомнить, что прежний замминистра обороны Владимир Поповкин нередко напоминал "Веге" о потраченных без особого результата миллиардных суммах.
Что же касается продемонстрированного в Жуковском изделия КБ "Луч", то идея взять имеющийся пилотируемый аппарат и использовать его впоследствии в качестве платформы для БПЛА на первый взгляд кажется привлекательной. Ее преимуществом является сокращение сроков и расходов на создание комплекса. Однако есть и обратная сторона вопроса. Изначально берется летательный аппарат, предназначенный для совершенно иных целей. Так, БПЛА "Луч" использует планер пилотируемого "Сигма-5", который, видимо, неплох как самолет начального обучения, но отнюдь не как беспилотник с большой продолжительностью полета. То есть БПЛА на подобной основе будет неоптимален, он априори проиграет аппаратам, изначально создаваемым под данные задачи, как российским, так и зарубежным. И заключение ЦАГИ на него, по-видимому, отразит эти нюансы.
Еще одним возможным претендентом на роль разработчика российского MALE является компания "Туполев". Данное конструкторское бюро было одним из пионеров в развитии тематики БПЛА в нашей стране. Именно здесь созданы такие выдающиеся для своего времени беспилотные системы, как "Ястреб", "Стриж", "Рейс" и "Рейс-Д". Однако в постсоветские времена деятельность в данной области в КБ забуксовала. Режим, в котором продолжали вестись работы, можно назвать летаргическим сном: программы вроде бы не закрывались, но и жизни как таковой в них практически не наблюдалось. В мире за последние 20 лет сменилось два поколения беспилотников, коренным образом изменились концепции их применения, компания же "Туполев" к нашим дням пришла преимущественно с теми проектами, что были в советские годы. Надо ли говорить, что имевшиеся у фирмы know-how за этот период существенным образом девальвировались.
Кроме того, кадры, как говаривал еще товарищ Сталин, решают все. А как раз с кадрами на "Туполеве" есть проблемы. Да, на фирме остался главный конструктор, один из ветеранов российского "беспилотья" Леонид Тихонович Куликов, но с кем он будет делать новые системы - не вполне понятно, как и то, кто в перспективе может прийти ему на смену.
Наконец теоретически тему MALE можно поручить традиционным самолетным КБ, работающим в области истребительной авиации. Но их компетенция по созданию скоростных самолетов окажется малополезной, если не сказать вредной, при разработке летательных аппаратов с низкой скоростью и большой продолжительностью полета. Думается, предпочтительнее будет, если эти КБ сосредоточатся на создании больших скоростных стратегических БПЛА, в области которых у них есть и компетенция, и опыт, и наработки, в том числе уже постсоветского времени.
Третья сила
Как видно, выбор в пользу старых советских компаний в данном случае выглядит, мягко говоря, спорным. При поиске оптимального кандидата для разработки MALE нужны нетривиальные нестандартные решения. Думается, что реализацию подобных амбициозных проектов в нашей стране целесообразно доверить предприятиям, положительно зарекомендовавшим себя в условиях нынешней экономики, имеющим более эффективный менеджмент, активно внедряющим передовые технологии и методы проектирования, обладающим современной испытательной и производственной базой. Это должны быть фирмы, лежащие в поле новой инновационной экономики и вероятнее всего родившиеся уже в постсоветское время.
Такие предприятия в нашей стране есть, однако захотят ли они ввязываться в данную тему, учитывая то, что российское Министерство обороны является непростым заказчиком, и хватит ли воли у последнего сделать верный выбор - пока большой вопрос....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции