О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Сечин окунулся в проблему керосина

По итогам недавней нестабильности с поставками авиакеросина правительство решило вновь применить методы ручного управления. Федеральная служба по тарифам будет регулировать стоимость авиакеросина в тех аэропортах, где есть только один ТЗК

По итогам недавней нестабильности с поставками авиакеросина правительство решило вновь применить методы ручного управления. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) будет регулировать стоимость авиакеросина в тех аэропортах, где есть только один топливозаправочный комплекс (ТЗК). Однако если удержать таким образом рост цен можно, то заставить компании поставлять нужное количество топлива не получится.

На заседании президиума правительства во вторник вице-премьер России Игорь Сечин предложил принять ряд мер, чтобы снизить необоснованные, по его мнению, цены на авиакеросин в российских аэропортах. В первую очередь, считает вице-премьер, ФСТ должна проверить экономическую обоснованность тарифов аэропортовых ТЗК. В тех аэропортах, где авиакомпании лишены возможности выбрать заправщика, поскольку таковой имеется лишь в единственном числе, Сечин предлагает поручить тарифной службе прямо устанавливать размер стоимости услуг заправочных комплексов. По крайней мере до тех пор, пока не придет альтернативный заправщик и не сформируются условия для конкуренции. А Минтранс и Минэкономразвития, по замыслу Сечина, всячески должны этому способствовать. Дать такие поручения вице-премьер просил председателя правительства, на что получил одобрительный ответ. "Хорошо, ладно", - согласился Владимир Путин.

Игорь Сечин упомянул, что в конце августа - начале сентября в аэропортах Московского авиационного узла возникли слухи о надвигающемся дефиците топлива (см. "МН" от 5 сентября). По словам Сечина, разбор той ситуации выявил фактическую монополизацию рынка услуг по заправке топливом в большинстве аэропортов. Кроме того, по его словам, обнаружилась серьезная разница между регионами по ценам на услуги ТЗК.

ФСТ не успела вчера отреагировать на вечерние заявления Сечина и Путина. "МН" в службе сказали, что ни одного уполномоченного на комментарии чиновника в ведомстве нет. Что же касается экспертов, то они сомневаются в реалистичности воплощения выдвинутых идей.

"На первый взгляд введение контроля ФСТ в тех аэропортах, где ТЗК работают безальтернативно, кажется действенной мерой для снижения цен на керосин, - сказал старший аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков. - Однако такими нерыночными мерами вряд ли можно будет заставить производителей топлива поставлять керосин в тех количествах, которые необходимы авиакомпаниям. Контроль цен может спровоцировать дефицит значительно более острый, чем тот, которого московские аэропорты опасались в начале сентября".

Эксперт признает, что степень монополизации на рынке услуг по заправке самолетов весьма высока, однако все же сомневается, что в данном случае можно применить понятие естественных монополий, регулирование тарифов которых возложено на ФСТ.

Информация о конъюнктуре цен на этом рынке довольно противоречива. Спотовые цены на биржах в начале этой недели достигли 30 тыс. руб. за тонну керосина, что на 20% больше, чем месяцем раньше. В то же время отпускные цены российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), по данным информационно-аналитического центра "Кортес", росли гораздо медленнее. За неделю с 16 по 23 сентября на нефтеперерабатывающих заводах в среднем авиакеросин подорожал всего на 0,61%. Источник, знакомый с ситуацией на рынке, объяснил это противоречие тем, что крупные авиакомпании заключают с НПЗ прямые долгосрочные контракты по фиксированным ценам и поставки по этим контрактам тянут средние рыночные цены вниз.

Андрей Рожков считает, что заявление Сечина представляет собой политическую реакцию на жалобы авиаперевозчиков, недовольных текущим уровнем цен на топливо. "Вряд ли это заявление выльется в принятие какого-то нового нормативного акта, особенно если принимать во внимание прочные позиции нефтяного лобби во власти, - считает эксперт. - Скорее всего в ближайшее время эту тему отодвинут на второй план, чтобы снова выдвинуть ее на первый, когда споры вокруг дороговизны авиакеросина в очередной раз оживятся"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка