О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Неделя до посадки

Одна из самых известных бюджетных авиакомпаний России приостанавливает свою работу. "Авианова" обещает продолжить полеты в течение недели и вернуть деньги за купленные билеты пассажирам. Ее деятельность будет приостановлена только 9 октября

Одна из самых известных бюджетных авиакомпаний России приостанавливает свою работу. "Авианова" обещает продолжить полеты в течение недели и вернуть деньги за купленные билеты пассажирам. Ее деятельность будет приостановлена только 9 октября, и при этом компания не спешит объявлять о банкротстве.

Бюджетная авиакомпания "Авианова" сумела продержаться на российском рынке чуть больше двух лет. "С 9 числа будет планово приостановлена деятельность компании. Все необходимые документы готовятся для подачи в Росавиацию", - цитирует "Интерфакс" временно исполняющего обязанности генерального директора компании Константина Тетерина.

Тем не менее пока не планируется запускать процедуру банкротства авиакомпании. "Авианова" пока подала заявку в Росавиацию на приостановку сертификата эксплуатанта, но не аннуляцию сертификата, передает РИА "Новости".

По словам Тетерина, на данный момент продано 68 тыс. билетов компании. За эту неделю "Авианова" собирается перевезти более 27 тыс. пассажиров. Остальным же пассажирам компания рекомендует сдавать и перебронировать билеты на рейсы других перевозчиков.

Тетерин обещает, что "Авианова" до конца недели вернет им деньги за проданные через Интернет билеты, а "таких 93-95%". В общей сложности перевозчик задолжал пассажирам около 5 млн долларов. Деньги выделил один из акционеров компании - группа "А1".

По его словам, "Авианова" сейчас активно работает с Росавиацией, чтобы организовать возможность перевозки своих пассажиров рейсами других авиакомпаний. Речь идет о тех, кто не сдал билеты и кого компания не сможет перевезти сама. Пока этот момент не урегулирован до конца.

Что касается сотрудников авиакомпании, то, по словам Тетерина, группа "А1" также выделила средства для выплаты им компенсаций по зарплате. "За сотрудников я меньше всего переживаю, так как это высокопрофессиональный персонал. Этих людей просто разрывают на рынке", - говорит он.

В парке перевозчика шесть самолетов А-320 вместимостью 170 кресел, которые были куплены в лизинг. После 9 октября "Авианова" вернет их лизингодателям.

О том, что один из двух бюджетных российских авиаперевозчиков испытывает финансовые трудности, стало известно в воскресенье. 2 октября "Авианова" прекратила продажу билетов, а некоторые рейсы компании стали вылетать с задержкой. Глава Росавиации Александр Нерадько потребовал, чтобы "Авианова" самостоятельно выполнила свои обязательства перед пассажирами, без помощи государства.

Во вторник руководство компании приняло решение продолжить операционную деятельность в течение этой недели, чтобы выполнить обязательства перед пассажирами. С деньгами перевозчику пообещал помочь один из акционеров "А1".

У "Авиановы" два акционера: российская инвесткомпания "Альфа-групп" - "А1" (51%) - и американский фонд Indigo Partners (49%). Менеджмент компании не скрывает, что финансовые проблемы перевозчика связаны с трениями акционеров. Конфликт разгорелся в конце 2010 года, когда "Авианова" отчиталась о более высоких убытках в 20 млн долларов, чем было запланировано. Бизнес-модель бюджетной авиакомпании была предложена американским акционером Indigo, который ранее по этой же схеме создавал лоукостеры в других странах, в том числе в США.

Инвесторы вложили в 2009 году в создание российской авиакомпании 65 млн долларов, и по плану в 2012 году "Авианова" должна была выйти в ноль. Однако российский перевозчик отставал от намеченного бизнес-плана, что не понравилось американскому акционеру.

В свою очередь президент "А1" Михаил Хабаров считает, что американский проект оказался непригодным для России, и винит в провале бывший менеджмент перевозчика, который ушел из компании этим летом. Руководством перевозчика занялась "А1". Однако бывший управляющий проекта Эндрю Пайн говорит, что компания работала вполне успешно до 24 июля 2011 года, пока часть акционеров не взяла руководство в свои руки.

Трения акционеров привели к тому, что Indigo Partners де-факто прекратил в этом году давать деньги компании. Инвесткомпания "А1" "в последнее время фактически в одиночку осуществляла финансирование деятельности авиакомпании, предоставила "Авианове" значительную финансовую помощь и перечислила деньги для частичной оплаты по счетам кредиторов. Со стороны Indigo Partners никаких реальных шагов по сохранению авиакомпании предпринято не было", - говорится в заявлении авиакомпании.

Однако в "А1" по-прежнему убеждены, что модель бюджетного авиаперевозчика востребована российским рынком. По данным Росавиации, всего за два года полетов "Авианова" поднялась со 150-го на 11-е место по объемам перевозок пассажиров среди всех российских авиаперевозок. При этом "Авианова" - пятая в рейтинге крупнейших компаний России по объему внутренних авиаперевозок. Поэтому в инвесткомпании "А1" не исключают, что в будущем могут вернуться к развитию подобных проектов в России.

Тем временем рейсы авиакомпании, правда, с большими задержками, вылетают из российских аэропортов. Так, 4 октября "Авианова" задержала четыре рейса из аэропорта "Базэл Аэро" в Краснодаре и Сочи, задержаны еще два не вылетевших рейса.

Представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина уверяет, что остановка операционной деятельности "Авиановы" не приведет к возникновению больших проблем у туристов, так как сезон массовых отпусков уже завершен. По данным РСТ, "Авианова" успела продать билеты в составе турпакетов на курорты Краснодарского края и в Крым до декабря этого года.

"Туроператоры готовы, если возникнут трудности с возвратом билетов, пересадить клиентов на рейсы других авиакомпаний за свой счет, хотя официально "Авианова" пока не предупреждала своих партнеров о приостановке полетов", - цитирует слова Тюриной РИА "Новости".

Стоит отметить, что до сих пор российские авиакомпании, испытывающие финансовые трудности, достаточно неожиданно прекращали операционную деятельность, оставляя сотни и даже тысячи пассажиров сидеть в аэропортах. Совершенно неожиданными были остановка работы альянса AirUnion, "КД-авиа" и "Континента".

"Авианова" - случай на рынке РФ исключительный, поскольку компания сначала предупредила о своих проблемах и только через неделю решила прекратить операционную деятельность. Такой подход позволяет избежать более тяжелого коллапса в аэропортах. Однако российским авиакомпаниям еще есть куда стремиться. За рубежом перевозчики предупреждают своих пассажиров о возможной остановке деятельности за несколько месяцев. К примеру, так поступила в 2009 году австрийско-словацкая бюджетная авиакомпания Sky Europe: о возможности банкротства она предупредила за пару месяцев, правда, пассажиры продолжали покупать билеты, которые были очень привлекательными по цене....
Авторские права на данный материал принадлежат «Взгляд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка