О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Минтранс выбрал меньшее зло

Минтранс смягчил требования к минимальному размеру самолетного парка отечественных авиакомпаний, которые предлагается вести в действие с 1 января 2012 года. Эксперты считают нормативы бессмысленными в принципе

Минтранс смягчил требования к минимальному размеру самолетного парка отечественных авиакомпаний, которые предлагается вести в действие с 1 января 2012 года. Эксперты считают нормативы бессмысленными в принципе. Однако признают, что в новой редакции инициатива транспортных властей не так сильно ущемляет интересы авиаперевозчиков, как регулирующее ведомство собиралось сделать ранее.

Напомним историю вопроса. Ввести для отечественных авиакомпаний "ценз" по размеру самолетного парка предложил в середине августа глава Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Александр Нерадько. Несколько катастроф с человеческими жертвами, случившиеся в России в предшествующие месяцы, привлекли тогда внимание первых лиц государства к состоянию безопасности полетов в стране, а также к вопросу: все ли правильно делают отраслевые власти?

Александр Нерадько, по его собственным словам, обратил внимание, что все катастрофы произошли с самолетами небольших авиакомпаний. Он обратился в Минтранс с радикальным предложением: вытеснить всю "мелочь" на самую периферию авиатранспортного бизнеса! По идее Нерадько, с 2012 года на регулярных линиях следовало оставить только большие компании, с парком не менее 20 однотипных самолетов. Все, кто не дотягивают до этой планки, могли бы кормиться только от разовых заказов: чартерных рейсов.

Эксперты сразу же обратили внимание, что ни в одной другой стране авиационные власти не считают количество самолетов критерием безопасности полетов. Отраслевые службы-регуляторы повсюду (в том числе и у нас до сих пор) привыкли обращать внимание скорее на индивидуальные обстоятельства: техническое стояние каждого самолета в отдельности, квалификацию конкретного пилота. Кроме того, сразу выяснилось, что если понимать термин "однотипность" в строгом техническом значении, т.е. "наличие самолетов определенной, одной и той же модели", то из 130 существующих в России авиакомпаний отбор по "критерию Нерадько" не пройдут и полдюжины.

Однако идея ужесточения требований к авиакомпаниям и сокращения их числа под флагом борьбы за безопасность полетов уже получила поддержку на самом верху. Вице-премьер Сергей Иванов стал ее активным пропагандистом, да и президент Медведев не раз высказывался по этому поводу одобрительно.

5 октября Минтранс опубликовал проект постановления правительства России, который ужесточает требования к размеру самолетного парка в настолько мягкой форме, насколько это возможно. Критерий допуска на регулярные маршруты сформулирован так: туда будут допущены только компании, у которых есть как минимум 10 воздушных судов вместимостью от 55 кресел, либо 3 самолета с количеством пассажирских мест менее 55. Тут очень важно, что больше нет речи про "однотипность". В категорию "55 кресел и более" попадают все среднемагистральные лайнеры, выпущенные за последние 3-4 десятилетия в России и за рубежом, а также многие современные самолеты регионального класса. То есть, если у компании окажется, скажем, только 7-8 более-менее современных лайнеров Airbus или Boeing, которые "делают" сейчас в России львиную долю пассажирских перевозок, но в "резерве" она сможет предъявить еще 2-3 стареньких (исправных, хотя и морально устаревших) "Ту" или "Яка" - может и дальше летать регулярно!

Для нерегулярных пассажирских перевозок тоже будет свой "ценз" - еще немного мягче: не менее 5 самолетов от 55 пассажирских мест или 3 воздушных судна с количеством пассажирских мест менее 55.

Если же нерегулярные воздушные перевозки пассажиров осуществляются на самолетах вместимостью менее 20 кресел, "ограничения по минимальному количеству воздушных судов не устанавливаются", гласит законопроект Минтранса. Не предусмотрено их и для ведомственной, экспериментальной и прочей специальной авиации.

"Вариант Минтранса выглядит гораздо меньшим злом по сравнению с тем, что предлагала Росавиация, - говорит глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. - В таком виде новые требования не нанесут авиаперевозчикам, особенно небольшим региональным перевозчикам, такого большого ущерба, как все опасались".

"Вместе с тем, я по-прежнему считаю, что нельзя воспринимать маленькую авиакомпанию непременно как "небезопасную компанию", а надежность перевозчика измерять количеством его самолетов", - добавляет эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка