О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Кого беспокоят парниковые газы

Самой спорной темой авиационного саммита Россия-ЕС, который откроется завтра в Санкт-Петербурге, обещает стать европейская схема торговли квотами на выбросы парниковых газов

Самой спорной темой авиационного саммита Россия-ЕС, который откроется завтра в Санкт-Петербурге, обещает стать европейская схема торговли квотами на выбросы парниковых газов. Россия не надеется на компромисс с ЕС и готова законодательно запретить нашим перевозчикам исполнять новые нормы. Отечественные транспортные власти решили воспользоваться опытом американцев, но он пока оптимизма не внушает.

О том, что Россия намерена сопротивляться вводимым с 1 января 2012 года европейским квотам, вчера заявил замминистра транспорта Валерий Окулов.

Распространить процедуры Киотского протокола на авиацию Еврокомиссия решила в 2008 году. Изначально это международное соглашение, нацеленное на снижение выбросов парниковых газов, заключенное в 1997 году и ратифицированное 180 государствами мира, на воздушный транспорт не распространялось. Одностороннее решение, принятое Евросоюзом для территорий своих государств, вызывает протесты всех остальных авиационных держав мира. Но на европейские власти волна единодушного возмущения не производит никакого впечатления. Под флагом защиты окружающей среды Еврокомиссия последовательно выполнила все мероприятия, связанные с подготовкой введения европейской схемы торговли квотами на выбросы (EU ETS) для авиации. Как сообщил Валерий Окулов, по оценкам экспертов, только российским авиакомпаниям новые нормы будут стоить $20-25 млн в год. В такую сумму обойдется компенсация Евросоюзу, если выбросы останутся на прежнем уровне. Минтранс готов бороться с EU ETS за столом переговоров, а также в судах.

Под действие схемы попадают почти все рейсы, совершаемые местными и зарубежными авиакомпаниями внутри ЕС или за его пределы и обратно. Исключения сделаны только для специальных полетов, например, военных, правительственных, спасательных, а также мелких коммерческих авиакомпаний из 23 неевропейских стран, которые летают в Европу реже установленного минимума в 243 полета в год. Причем для неевропейских авиакомпаний в зачет идут выхлопы на всем пути, который они проделывают в течение рейса, а не только над территорией собственно ЕС. Этот пункт вызывает особое возмущение российских авиационных властей. "Если мы летим из Новосибирска в Прагу, большая часть полета проходит в нашем воздушном пространстве. Почему мы должны платить за него европейцам?" - задался риторическим вопросом Валерий Окулов.

Оплата будет исчисляться следующим образом. В 2010 году были собраны данные о количестве пассажиров и грузов, перевезенных в ЕС каждой отдельной авиакомпанией. Причем пассажиры учитывались по весу, как груз, в тоннах. Перемножив эти тонны на длину рейсов, получили для каждого авиаперевозчика цифру, характеризующую объем его перевозок в тоннокилометрах. А умножением этой базовый цифры на некий коэффициент вычислили квоту разрешенных "парниковых" выбросов - в тоннах, индивидуально для каждой авиакомпании. В 2012 году 85% этой квоты компании получат бесплатно, а за остальные 15% они должны будут бороться на аукционах, выручка с которых пойдет на финансирование экологических мероприятий ЕС. С 2013го вплоть до 2020 года бесплатная часть квоты уменьшится до 82%. Таким образом, в 2012 году перед авиакомпаниями встанет выбор: либо уменьшить выбросы на 15% по сравнению с 2010 годом (например, сократив полеты или обновив парк за счет более экономичных самолетов), либо потратиться на превышение бесплатного минимума.

Вчера Валерий Окулов дал понять, что руководство Минтранса намерено использовать площадку открывающегося 12 сентября в Санкт-Петербурге авиационного саммита Россия-ЕС, чтобы выразить свой протест, хотя на понимание со стороны европейцев наши транспортные власти не очень надеются. По мнению замминистра, наиболее действенным способом защитить интересы российских авиакомпаний было бы принятие закона, запрещающего делать выплаты в рамках схемы EU ETS. Причем "с законом надо успеть до конца года", подчеркнул замминистра. Он признал, что это не помешает властям ЕС отозвать разрешения на 15% рейсов российских авиакомпаний в Европу, то есть привести объем их перевозок в соответствие с 85-процентной бесплатной квотой на выбросы. Однако он полагает, что законодательный запрет станет аргументом в дальнейшей борьбе.

Российские транспортные власти явно воспользовались практикой американских коллег, также возмущенных действиями Евросоюза. В сентябре конгресс США по инициативе своего комитета по транспорту принял акт, предписывающий исполнительной власти запретить американским авиакомпаниям участвовать в европейской системе торговли квотами, а также провести переговоры в защиту интересов США. Чем это обернется для американских авиакомпаний, пока неизвестно.

Валерий Окулов также сообщил, что правомочность EU ETS, возможно, будет оспорена в европейском суде. И на этом пути первопроходцами оказались американцы. Иск от имени авиакомпаний США рассматривает расположенный в Люксембурге суд Евросоюза. Вердикт суда по этому вопросу ожидается в начале будущего года, но 6 октября, предваряя его, генеральный адвокат евросуда Юлиан Кокотт вынесла заключения, что схема "не нарушает суверенитет других государств" и "не противоречит никаким действующим соглашениям". Так что пока опыт американцев не дает основания для оптимизма....
Авторские права на данный материал принадлежат «Московские новости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка