О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Радиоактивный груз

ЧП в казанском аэропорту с превышением радиационного фона при разгрузке багажа привлекло внимание специалистов к проблеме перевозки опасных грузов

ЧП в казанском аэропорту с превышением радиационного фона при разгрузке багажа привлекло внимание специалистов к проблеме перевозки опасных грузов.

Информация о том, что в аэропорту Казани превышен радиационный фон, появилась вечером 23 октября. Источник в экстренных службах Татарстана сообщил "Интерфаксу", что грузчик аэропорта получил значительную дозу радиации при разгрузке с борта пассажирского А-320 контейнеров с радиоизотопами, перевозимыми из Москвы.

"После приземления в аэропорту Казани в воскресенье вечером самолет Airbus А-320 поступил на разгрузку багажа. При выгрузке трех контейнеров, по документам в которых находились радиоизотопы, одному из рабочих стало плохо. После измерения уровня радиации на месте выгрузки он оказался превышенным", - рассказал собеседник агентства.

По его словам, пассажиры злополучного рейса после приземления около часа оставались на борту самолета - поскольку радиоизотопы везли в общем отсеке с остальным багажом, возникла необходимость проверить на радиоактивность и багаж, и пассажиров, чтобы понять, не получили ли они повышенной дозы радиации.

На место ЧП выехали специалисты МЧС и регионального управления Роспотребнадзора, которые провели дополнительные замеры для исключения возможной утечки радиации.

По итогам проверки в МЧС констатировали, что радиоактивный груз не опасен для людей, хотя при его разгрузке и обнаружилось незначительное превышение радиоактивного фона.

"В пассажирском салоне превышения уровня радиации нет. Жалоб на ухудшение самочувствия от пассажиров не поступало", - отметили в ведомстве.

Как выяснилось, в грузовом отсеке перевозили три герметичных металлических емкости с изотопом "Технеций-99" для проведения рентген-снимков. Получатели опасного груза - две клиники в Казани и одна в Альметьевске. "Емкости с опасным грузом не повреждены. Превышения норм радиации в самолете нет. Опасности для населения и окружающей среды нет", - подчеркивается в сообщении.

Между тем, как рассказала агентству "Интерфакс-Поволжье" пресс-секретарь аэропорта Регина Юнусова, часть пассажиров обратного рейса отправили другим бортом вечерним рейсом в 21:55, часть - резервным самолетом. А самолет, на котором перевозили радиоактивный груз, по ее словам, улетел в Москву без пассажиров.

На следующий день к изучению обстоятельств приземления в Казани самолета с радиоактивным грузом приступили специалисты Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора.

"Материалы об инциденте поступили заместителю руководителя Волжского управления, который отвечает за надзор за радиационной безопасностью в народном хозяйстве, они исследуются. Результаты будут переданы в Ростехнадзор и опубликованы в СМИ", - сообщили агентству в приемной ведомства.

Вместе с тем, как заверил на пресс-конференции начальник Верхневолжского отдела инспекции Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора Николай Токарев, в данном случае пассажирам ничто не угрожало.

"Мне непонятно, откуда появилась информация о превышении радиационного фона в грузовом отсеке, поскольку никаких нарушений герметичности емкостей не обнаружено", - заявил он.

По его мнению, либо ошиблись грузчики аэропорта "Казань", заметившие "какие-то неполадки в грузовом отсеке"; либо вызванный ими диспетчер-дозиметрист, измеривший фон слишком близко к грузу; либо на грузе изначально была неправильно указана предельная норма фона - транспортный индекс; либо грузоотправитель неправильно провел радиационный контроль.

"Все обстоятельства происшествия выясняются. Как, что и кто подал недостоверную в какой-то мере информацию о превышении радиационного фона в грузовом отсеке самолета, уточняется", - сообщил Токарев.

В свою очередь и замначальника отдела надзора по радиационной гигиене управления Ростпотребнадзора по Татарстану Фирая Абрамова подтвердила, что по результатам замеров, которые провели в самолете по прибытии в Казань две независимые аккредитованные спецлаборатории, радиоактивного излучения зафиксировано не было.

Вместе с тем, по ее словам, действительно "кому-то из персонала аэропорта при разгрузке багажа и груза самолета стало плохо - заболела голова".

"Но причины могут быть разные: человек мог просто устать. По тем дозам, которые показали замеры, соматической клиники лучевой болезни (головокружение, тошнота) быть не могло. Никто из персонала аэропорта или из числа пассажиров с подозрением на облучение, как сообщают некоторые СМИ, не госпитализирован", - отметила Абрамова.

Кроме того, добавила замначальника отдела, все пассажиры злополучного рейса, как и всех других рейсов, по прибытии в аэропорт "Казань" прошли через систему радиационного контроля "Янтарь", которая не показала у них превышения радиационного фона.

При этом она подтвердила, что "превышение естественного фона все же было - в 9 раз, но это не превышает гигиенических норм".

Между тем, не все доверяют официальной версии случившегося. Так, представитель антиядерного общества Татарстана доцент кафедры Казанского научно-исследовательского технологического университета Ирина Докучаева предполагает, что превышение радиационного фона было значительным.

"Я узнала из СМИ, что багаж пассажиров и самолет обработали специальным средством. Подобную обработку делают только при обнаружении радиоактивной пыли. Просто от гамма-излучения этого бы не стали делать. Мне известно, что были нарушены условия транспортировки изотопа. Вес груза превышал 50 кг, а сам "Технеций-99" не был помещен в цинковый контейнер", - рассказала Докучаева "Российской газете".

Несмотря на то, что оба аэропорта - и московский, и казанский, и авиакомпания "Сибирь" имеют соответствующие разрешительные документы на работу с радиоактивными материалами, в том числе на их прием, перевозку, хранение, у Ростехнадзора все же возникли вопросы ко всем задействованным сторонам.

Как пояснил Токарев, речь идет о грузоперевозчике - авиакомпании "Сибирь"; грузоотправителе - аэропорт "Домодедово" (Москва); грузополучателе - аэропорт "Казань" и производителе груза - объединении "Изотоп" (структура ГК "Росатом", Москва).

"Например, как выяснилось, перед погрузкой не были проведены замеры радиоактивного фона ни авиакомпанией, ни службами московского аэропорта. И нам не были представлены сопроводительные карточки (о том, как нужно перевозить изотопы - ИФ), некоторые другие разрешительные документы, в том числе по персоналу. Поэтому материалы в отношении АК "Сибирь" направлены нашим коллегам в Новосибирске, по "Домодедово" - в Москве для дальнейшего расследования", - сообщил начальник Верхневолжского отдела инспекции Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора.

По его словам, окончательные выводы по инциденту Ростехнадзор даст через 15 дней. В отношении виновных будет возбуждено административное производство.

Вместе с тем, считает Токарев, необходимо, чтобы пассажиры самолета, который перевозит подобный груз, были уведомлены об этом.

"Но это уже вопросы к законодательству, а пока такой нормы нет: сейчас оповещается только экипаж. Я считаю, что пассажиры должны быть проинструктированы, что опасности нет, даже хотя бы для того, чтобы исключить радиофобию. Это важно, людям надо все разъяснять", - пояснил начальник Верхневолжского отдела инспекции Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора, добавив, что международные правила не запрещают перевозить пассажирскими самолетами опасные грузы.

В свою очередь эксперт международного экологического объединения "Беллона", физик-ядерщик Андрей Ожаровский считает, что перевозить радиоактивные контейнеры вместе с гражданскими лицами нельзя, поскольку всегда есть риск заражения.

"Я придерживаюсь такой точки зрения - сократить до минимума перевозку радиоизотопов или осуществлять это в специальных машинах. Лучше всего подойдут поезда, поскольку в этом случае изотоп можно поместить в несколько слоев металла, иногда такие контейнеры весят больше тонны", - заявил он в интервью одному из местных изданий.

По его мнению, в данном случае, скорей всего, хотели сэкономить на специальной транспортировке или грузовом самолете, а в итоге пассажиры "оказались в заложниках у чьей-то жадности"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка